Конституционный Суд Украины (КСУ) по обращению уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека своим решением по делу относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) абзаца 8 пункта 5 части 1 статьи 11 Закона Украины «О милиции» от 29 июня 2010 года (дело № 1-25/2010) признал не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения части 1 статьи 11 Закона Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 года со следующими изменениями, а именно:
— абзаца 8 пункта 5, согласно которому милиции предоставляется право задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях лиц, подозреваемых в занятии бродяжничеством, — на срок до 30 суток по мотивированному решению суда;
— пункта 11 в части права милиции производить фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопию лиц, задержанных по подозрению в занятии бродяжничеством.
Я не буду оспаривать правильность или обоснованность решения КСУ, но хочу высказать свое мнение относительно его последствий и предложить возможные выходы из создавшейся ситуации.
Теперь, когда на Украине каждый человек может работать или не работать, жить за счет любых источников существования в любом месте, привлечение к правовой ответственности за бродяжничество или попрошайничество является нарушением конституционных прав и свобод. Поэтому в действующем законодательстве такая ответственность и не предусмотрена. Остались лишь в Уголовном кодексе Украины статья 1501 об ответственности за использование детей для занятия попрошайничеством и статья 304 об ответственности за втягивание несовершеннолетних в занятие попрошайничеством.
В Кодексе Украины об административных правонарушениях есть статья 197 «Проживание без паспорта» и статья 198 «Умышленное повреждение паспорта или потеря его по неосторожности», предусматривающие наказание в виде незначительного штрафа для беспаспортных граждан. А если лицо имеет паспорт, то задержание его за то, что оно занимается бродяжничеством или попрошайничеством, — это явное грубое нарушение — превышение власти и служебных полномочий со стороны работников милиции и всех других причастных лиц.
Кажется странным, что образованные офицеры милиции, прокуроры и судьи, подписывавшие документы на задержание и содержание под стражей бродяг, а также прокуроры, регулярно проверявшие законность содержания в приемниках-распределителях, не заметили противозаконности, неконституционности таких действий. Полагаю, указанные лица понимали, что задержание бродяг необходимо для общества, направлено на его защиту от преступлений и других противоправных действий, а формально законное основание для задержаний было.
Когда такое основание ликвидировали, а нового нормативного акта по этому вопросу не приняли, то результат получили двоякий: с одной стороны, якобы прекращено нарушение прав лиц, занимающихся бродяжничеством, а с другой — значительно усложнилась борьба с преступностью, поиск подозреваемых и обвиняемых в разных преступлениях, отцов-беглецов, ухудшился моральный климат общества, особенно среди молодежи. То есть нарушаются права и законные интересы других, законопослушных граждан, живущих и работающих на благо общества.
Теперь относительно запрета проводить дактилоскопию, фотографирование, видеосъемку, звукозапись, обследование бродяг. Я кое-что знаю об этом и не представляю себе, как можно быстро идентифицировать лицо без документов, проверить его на причастность к преступлениям, не находится ли оно в розыске, не проведя дактилоскопию и другие научно-технические и оперативно-розыскные мероприятия. Конечно, это не означает, что милиция должна иметь право применять эти мероприятия к лицам, просто не имеющим при себе документов, — идя в магазин за хлебом, не обязательно брать с собой паспорт.
Мне приходилось бывать за рубежом, но ни в одном развитом, правовом и демократическом государстве я нищих и бродяг не видел, лишь в бедных и слаборазвитых. Значит, борьба с бродяжничеством и попрошайничеством у них ведется, для чего существует соответствующая нормативная база. Во многих развитых странах каждое лицо при налоговой регистрации, получении водительских прав и в других случаях обязательно сдает отпечатки пальцев, а иногда и полный анализ крови для генной дактилоскопии, и никто этого не опасается. А фотографирование на паспорт, пропуск и другие документы, с занесением данных в специальные картотеки, также не рассматривается как нарушение прав человека.
Теперь рассмотрим этот вопрос с других сторон. Работники милиции устанавливают лицо, которое не имеет ни постоянного местожительства, ни официальных источников для существования, ни паспорта или других документов. За какие средства оно живет, не причастно ли к преступлениям или другим правонарушениям, не находится ли в государственном или межгосударственном розыске?
Считаю, что такие вопросы не просто закономерны, но и необходимы со стороны работников милиции и других правоохранительных органов для обеспечения безопасности общества, раскрытия преступлений, установления и задержания преступников. И для их решения мало получить объяснение от этого лица, его нужно дактилоскопировать, сфотографировать, провести личный досмотр, возможно, взять кровь на анализ, выполнить другие необходимые действия.
Правда, при сегодняшнем развитии техники для проверки отпечатков рук или анкетных данных нужно далеко не 30 суток, достаточно нескольких часов даже для межгосударственных картотек, но вот для экспертиз и ряда оперативно-розыскных мероприятий требуется время. Опыт показывает, что именно таким путем были раскрыты тысячи преступлений и задержаны совершившие их лица, а также подозреваемые и преступники, находившиеся в розыске. Поэтому милиция и другие правоохранительные органы это делали и будут делать, только им придется прибегать к различным ухищрениям, например, задерживать по подозрению в совершении конкретных нераскрытых преступлений, которые это лицо явно не совершало.
Много бродяг имеют разнообразные общественно опасные психические отклонения или болезни, которые невозможно выявить при опросе, даже с участием врача-психиатра, а психиатрическая больница не примет на обследование или лечение без согласия задержанного бродяги или решения суда. Такие люди часто становятся бродягами именно в связи с этими болезнями, их нужно выявлять и принудительно лечить, а в приемнике-распределителе можно провести квалифицированное психиатрическое обследование, что на практике и делалось. Поэтому в новом Законе нужно эти вопросы предусмотреть и регламентировать.
Часто именно через бродяг и нищих реализовываются наркотики, краденые вещи, они выискивают зажиточные квартиры для дальнейшего ограбления и т.п. Раскрывать совершенные ими преступления, если не задержать «на горячем», крайне сложно — пришли неизвестно откуда и исчезли неизвестно куда. То есть это своего рода преступные группировки, с которыми также нужно бороться, проводить не только карательную, но и профилактическую работу.
Соответствующие страницы специальных изданий и Интернета забиты тревожными статьями о постоянном росте бродяжничества среди несовершеннолетних и молодежи. На Украине действует Закон «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» от 24 января 1995 года, которым также регулируется борьба с бродяжничеством среди несовершеннолетних.
В статье 1 «Органы и службы по делам детей, специальные учреждения и заведения, осуществляющие их социальную защиту и профилактику правонарушений» сказано, что «осуществление социальной защиты детей и профилактики среди них правонарушений возлагается в пределах определенной компетенции на: …приемники-распределители для детей органов внутренних дел; приюты для детей». А в статье 6: «суды рассматривают дела: …о помещении правонарушителей, не достигших 18 лет, в приемники-распределители для детей». В статье 7 указано, что в приемники-распределители могут быть доставлены дети возрастом от 11 до 18 лет на срок до 30 суток, которые:
— совершили правонарушение до достижения возраста, с которого за такие действия лица подлежат уголовной ответственности, если есть необходимость немедленно изолировать их (по постановлению органа дознания, следователя, санкционированному прокурором, или по постановлению суда);
— согласно решению суда, направляются в специальные учреждения для детей;
— самовольно оставили специальное учебно-воспитательное заведение, где они находились;
— находятся в розыске (то есть бродяги. — Авт.).
Таким образом, несовершеннолетние направляются в приемники-распределители не согласно Закону «О милиции», а в соответствии с вышеуказанным Законом, и эти нормы не отменены.
Вообще, в отношении несовершеннолетних бродяг сложилась интересная ситуация. На мой взгляд, несовершеннолетние — это одна из наименее защищенных социальных групп, особенно те, кто лишен надлежащей семейной заботы. Лишение их свободы передвижения и прочее ограничение прав и свобод должно очень строго контролироваться государственными органами. Но в Законе «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» есть интересная норма — статья 11 «Приюты для детей служб по делам детей».
Так, приюты для детей образовываются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с социальными потребностями соответствующего региона… исполнительными органами… советов и подчиняются соответствующей службе по делам детей.
В приютах для детей временно размещаются дети возрастом от 3 до 18 лет, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах. Дети могут находиться в приюте для детей на протяжении времени, необходимого для их дальнейшего устройства, но не более 90 суток.
Положение о приютах для детей утверждено постановлением Кабинета Министров Украины № 565 от 9 июня 1997 года.
В приведенных нормативных актах нет ни единого слова о согласии несовершеннолетнего на помещение его в приют и что вопрос о помещении решается самостоятельно разными служебными лицами — криминальной милицией, администрацией образовательных, медицинских, патронажных и других органов. То есть лицо возрастом до 18 лет без его согласия помещают в закрытое учреждение сроком до 90 суток, ограничивают его передвижение, другие права и свободы.
Взрослого бродягу могли до 30 суток закрыть лишь по мотивированному постановлению суда, а тут никакого суда — направление, акт или обращение служебного лица. Мне возразят, что приют — это не подразделение органов внутренних дел, но для ребенка не имеет значения, как называется и кому подчинено учреждение, куда его закрыли, как говорят, без суда и следствия. Поэтому из этих приютов так много беглецов, а помещают туда, как сказано в постановлении КМУ, тех, кто оставил семью или обучение, попрошайничает, не имеет постоянного местожительства и т.п., то есть тех самых бродяг.
По моему мнению, приюты для них крайне необходимы, но без согласия несовершеннолетних их туда может помещать лишь суд. И в этом приюте можно проводить фотографирование, дактилоскопию и другие мероприятия, направленные на установление личности бродяги, который не хочет себя называть или дает неправдивые данные, а не «обрабатывать» всех подряд.
Значит, в интересах государства и общества для милиции нужно установить законные основания задержания и проверки таких лиц, причем без нарушения их законных прав и интересов. Полагаю, нужно подготовить при участии специалистов по правам человека и криминологии, судей, прокуроров и работников милиции новый Закон, чтобы правоохранительные органы могли на законных основаниях проверять действительно подозрительных лиц и не задевать просто любителей странствий или свободных художников и поэтов. Этот Закон должен быть криминологическим, созданным для предупреждения правонарушений и преступлений, а также направленным на возвращение к нормальной жизни бродяг, особенно несовершеннолетних.
В приемниках-распределителях необходимо создать нормальные человеческие условия содержания, сократить время содержания до 10 суток с возможностью дальнейшего продления его в исключительных случаях судом. Конечно, проще отмахнуться от бродяг, прикрывшись защитой прав и свобод человека, и оставить все на самотек, но как это отразится на обществе? Нужна государственная программа и нормативная база для трудоустройства таких лиц, решения их правовых и социальных проблем. И это нужно для их пользы и пользы обществу.
Существует и другая проблема. Довольно часто среди бродяг оказываются люди, которые пострадали от преступлений и по разным причинам сами не обращаются в правоохранительные органы. Когда таких бродяг задерживала милиция, она помогала им получить документы, найти родных и близких, вернуться к нормальной жизни. Теперь этот вопрос решаться не будет, так как в нем возник «правовой вакуум», который нужно немедленно заполнять. То есть опустевшие приемники-распределители для бродяг не занимать другими учреждениями, а создать центры реабилитации, с нормальными человеческими, не тюремными условиями, куда помещать бродяг по решению суда или письменному согласию, помогать разыскивать родных и близких, получать новые документы, решать их правовые и социальные проблемы.
КОТАШЕВСКИЙ Александр — старший преподаватель Ровенского института Университета «Украина», почетный работник прокуратуры Украины, г. Ровно
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…