С каждым днем роль Интернета в жизни общества обретает все большее значение как коммуникативное средство получения и обмена информацией. Воспользовавшись услугой доступа к сети Интернет хотя бы однажды, человек становится зависимым от необходимости постоянного или периодического обращения к расположенным в нем информационным источникам.
Как показывают статистические наблюдения, на Украине услуги доступа к сети Интернет пользуются колоссальным спросом. По информации Консалтингового центра социологических исследований «ЮрМедиаСервис», по состоянию на 1 января 2011 года количество украинских пользователей сети Интернет в возрасте от 16 до 45 лет составляет 14 млн человек, что равно 31 % всего населения Украины.
В процессе формирования пакета конкурентоспособного предложения операторы, провайдеры телекоммуникаций наряду с услугой доступа к сети Интернет начали активно предлагать услуги телефонии, цифрового телевидения и т.д. в одном пакете услуг. Учитывая отсутствие лицензирования и жесткого контроля со стороны государства за порядком предоставления услуги доступа к сети Интернет, на рынке телекоммуникационных услуг начали массово появляться так называемые «домосетки», иными словами, «серые» провайдеры телекоммуникаций.
Основным отличием «серого» провайдера телекоммуникаций от легального является низкая (демпинговая) стоимость услуги. В первую очередь, возможность такого снижения связана с небольшой себестоимостью услуги, которая достигается путем построения телекоммуникационной сети из недорогого материала и непривлечения профессионалов, технически обслуживающих данную сеть.
Часть 1 статьи 24 Закона Украины «О телекоммуникациях» устанавливает: «Условиями применения технических средств телекоммуникаций является их соответствие стандартам и техническим регламентам. Технические средства телекоммуникаций должны иметь выданный в установленном законодательством порядке документ о подтверждении соответствия требованиям нормативных документов в сфере телекоммуникаций». На практике у «серых» провайдеров телекоммуникаций таких документов попросту нет.
Часто, особенно на территории жилых массивов, мы видим между домами целые «паутины» бесхозных проводов и активных радиоустройств, которые, очевидно, установлены без соответствующих разрешений органов местного самоуправления, пожарных и санитарно-эпидемиологических служб. Например, провайдер телекоммуникаций, использующий в элементах собственной телекоммуникационной сети радиотехнические объекты, излучающие в природную среду электромагнитную энергию, согласно подпункту 1.6.8 Государственных санитарных правил и норм, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины № 239 от 1 августа 1996 года, обязан иметь на такой радиотехнический объект санитарный паспорт.
Аналогичная ситуация с бесконтрольным размещением телекоммуникационного оборудования и в подъездах многоэтажных жилых домов. Такое своеобразное построение телекоммуникационной сети чаще всего осуществляется без необходимых договоров на использование чужого имущества (аренды, субаренды, сервитута и т.д.). Все это — результат оптимизации расходов «серых» провайдеров телекоммуникаций.
В то же время легальный провайдер телекоммуникаций вкладывает необходимые инвестиции в построение, модернизацию и обслуживание телекоммуникационной сети, официально трудоустраивает квалифицированный персонал для предоставления услуги доступа к сети Интернет, обеспечивает круглосуточную клиентскую поддержку; отчитывается в НКРС о качестве собственных телекоммуникационных услуг, оплачивает налоги и сборы в государственный бюджет.
Немаловажным обстоятельством являются практические аспекты взаимоотношений между «серым» провайдером телекоммуникаций и абонентом. Абонент, покупаясь на дешевые тарифы и делая выбор в пользу «серого» провайдера телекоммуникаций, сам себе закладывает бомбу замедленного действия. Во-первых, такой провайдер телекоммуникаций не руководствуется какими-либо нормами в сфере телекоммуникаций, которые регламентировали бы его действия в отношениях с абонентом. Сбои в сети, несвоевременное устранение отсутствия доступа к сети Интернет — это только вершина айсберга.
Во-вторых, отсутствует гарантия безопасности информационного обмена в Сети. Данные вашего личного компьютера, подключенного к Интернету через «серого» провайдера телекоммуникаций, могут без вашего желания и участия появиться в общедоступном формате во Всемирной паутине. Предъявление претензии к такому провайдеру со ссылкой на статью 34 Закона Украины «О телекоммуникациях» путем направления прямой жалобы в управление защиты прав потребителей или в НКРС, вероятно, не даст желаемого результата. Все дело в том, что «серые» провайдеры телекоммуникаций, заблаговременно готовясь к подпольной деятельности, не арендуют офисных площадок, зная о возможных визитах нежелательных гостей. Как правило, такие субъекты хозяйствования арендуют юридический адрес, на котором зачастую находятся таким же образом зарегистрированные 100 и более подобных субъектов хозяйствования. При таких обстоятельствах необходимо безотлагательно прекратить пользоваться услугами доступа к сети Интернет по подобной схеме.
Практические взаимоотношения между государством и субъектом хозяйствования, желающим осуществлять деятельность в сфере телекоммуникаций, обозначены в части 1 статьи 42 Закона Украины «О телекоммуникациях», в которой указано, что: «субъект хозяйствования, желающий осуществлять деятельность в сфере телекоммуникаций, обязан не менее чем за месяц до ее начала подать уведомление в НКРС». К сожалению, «серые» провайдеры телекоммуникаций не спешат сообщать в НКРС о своем намерении.
Важным положением является норма части 2 статьи 75 Закона Украины «О телекоммуникациях». В ней, в частности, предусмотрено: «Прибыль, полученная операторами, провайдерами телекоммуникаций вследствие деятельности без уведомления НКРС и/или лицензии, разрешения на использование номерного ресурса, нарушения установленных тарифов, изымается в судебном порядке и направляется в Государственный бюджет Украины». Норма весьма обобщенная, но на практике не всегда применима.
Хорошо подготовленные «серые» провайдеры телекоммуникаций предусмотрительно регистрируют свою деятельность на физических лиц — предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения, что усложняет возможность оценить прибыль, полученную «серым» провайдером за отчетный период. Более того, такие «хорошисты», не регистрируясь в НКРС как провайдеры телекоммуникаций, не подают необходимую статистическую отчетность, что опять-таки не позволяет оценить количество обслуживаемых абонентов.
Ну и самым печальным фактором в борьбе с «серым провайдерством» является постоянный дефицит человеческого ресурса госслужащих, которые воплощали бы в реальность действующие законодательные нормы наряду с другими важными задачами регулятора. Ведь таких «серых» провайдеров телекоммуникаций — сотни.
Единственный выход из сложившейся ситуации для государства в таком случае — это безотлагательное принятие четких и однозначных правил предоставления услуги доступа к сети Интернет и установление предельных тарифов на такие услуги. Наряду с этими нормами необходимо установить определенные требования к субъектам хозяйствования, планирующим предоставлять такие услуги. Например, единственно возможную систему налогообложения в сфере телекоммуникаций — на общих основаниях, которая обяжет провайдеров вести четкий бухгалтерский учет, в случае проверки которого можно будет провести действительный анализ финансовых показателей субъекта. Конечно же, возможность такого контроля со стороны государства должна быть не чрезмерной и применяться выборочно, в исключительных обстоятельствах.
Только установив честные и прозрачные правила игры, государство сможет навести порядок на рынке телекоммуникационных услуг, в частности, в сегменте предоставления услуги доступа к сети Интернет.
КУХНЮК Дмитрий — адвокат, директор по правовым и регуляторным вопросам группы компаний Vega, г. Киев,
СОБКОВИЧ Александр — адвокат, юрист по правовым и регуляторным вопросам группы компаний Vega, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…