Зависимы от независимости — такова ирония деятельности представителей отечественной Фемиды. Несмотря на то что независимость — один из основоположных конституционных принципов деятельности органов судебной власти, ее представители уже не раз заявляли о том, что гарантий для ее обеспечения у них недостаточно. Точнее сказать: инструменты для достижения самостоятельности судов и судей закреплены только на законодательной бумаге, но никак не подкреплены той, которая с водяными знаками, и тем более действиями по обеспечению принципа невмешательства со стороны других ветвей власти.
Вопрос о состоянии независимости судей и восстановлении доверия к судебной власти на Украине (впоследствии эта формулировка была изменена на «повышение авторитета судебной власти») стал одним из ключевых для делегатов XII внеочередного Съезда судей Украины. И хотя само обсуждение проходило в паузах между решением кадровых вопросов (подробно об этом «ЮП» писала в № 39), важности и актуальности данной тематики для судейского корпуса это не умаляло. Главным образом все сводилось к вопросам: что мешает судебной системе стать независимой и что необходимо сделать для этого? Основные идейные месседжи делегатов легли в основу соответствующего решения наивысшего органа судейского самоуправления, которое насчитывает 16 пунктов.
Доверительные соотношения
В своем выступлении председательствующая на Съезде, судья Апелляционного суда Донецкой области, член Совета судей Украины Людмила Соломаха основной акцент сделала на вопросе повышения доверия к судебной власти. «Совместное доверие и уважение к судебной власти является гарантией эффективности работы судебной системы. Мы признаем, что судебная власть на Украине действительно имеет низкий уровень доверия и нуждается в его восстановлении», — отметила докладчица. По ее словам, судейское сообщество осуждает проявления коррупции, произвола и пренебрежительного отношения к гражданам со стороны некоторых судей. «Мы должны признать: такие случаи на сегодня существуют, но судейское сообщество намерено с ними бороться», — констатировала г-жа Соломаха, добавив, что судьи готовы изменить судебную систему к лучшему, принять меры для самоочищения и улучшения качества судопроизводства. При этом председательствующая на Съезде обратила внимание на то, что положения недавно принятого парламентом Закона Украины «Об очищении власти», касающиеся проверок отдельных сведений в отношении судей, не согласуются с положениями Конституции Украины и не соответствуют международным стандартам независимости судей, не предусматривающим какой-либо проверки судей без конкретного или обоснованного подозрения. То есть международные требования «говорят» о том, что в проверке нуждается только конкретная жалоба в отношении определенного судьи: дисциплинарное производство может быть инициировано в случае, если судья исполняет свои обязанности неэффективно и ненадлежащим образом. Рассмотрение таких производств должно осуществляться независимым органом или судом с предоставлением гарантий справедливого судебного рассмотрения с правом на обжалование решения.
По убеждению Людмилы Соломахи, предложенные обществу законом об очищении власти, как и ранее принятым Законом Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине», люстрационные меры в отношении судей по своей сути и содержанию сводятся к наказанию судей, а следовательно, не устранят проблем, существующих сегодня. «Судебное сообщество считает, что меры, направленные на утверждение независимости судебной власти и повышение доверия общественности к судьям, должны носить системный характер и включать комплекс как организационных, так и правовых мероприятий. Они должны решить проблемы ненадлежащего доступа к правосудию, обеспечить реальную реализацию права каждого на справедливое и публичное рассмотрение его дела в пределах разумного срока независимым и беспристрастным судом, гарантировать действительную независимость судей и судебной власти, эффективную защиту прав и интересов судом, внедрить эффективный механизм ответственности судей перед обществом за свою деятельность при принятии решения», — отмечает г-жа Соломаха. По ее словам, этой цели можно достичь при условии разработки с участием общественности, судей и органов судейского самоуправления «согласованных и взвешенных» предложений, направленных на устранение проблем, препятствующих независимости и эффективному функционированию судебной системы Украины.
Номинальные гарантии
Сомневается в том, что предпринимаемые законодателями шаги позитивно отразятся на состоянии независимости судей и представитель Хозяйственного суда Николаевской области Александр Ткаченко. 27 февраля с.г., напомнил г-н Ткаченко, своим постановлением парламент одобрил программу деятельности Кабинета Министров Украины, в которой, в частности, задекларировано намерение правительства восстановить разрушенные «судебной реформой» 2010 года гарантии самостоятельности судебной власти и независимости судей. «Но вместо восстановления этих гарантий сейчас происходит их дальнейшее разрушение», — констатировал докладчик. В связи с этим он предложил поручить Совету судей Украины определить перечень всех «разрушенных» в ходе реформы образца 2010 года судейских прав и обратиться к первым лицам государства для получения конкретного ответа на вопрос: какие гарантии судей сами представители власти считают нарушенными? И в зависимости от реакции власть имущих созвать Съезд судей для того, чтобы выработать конкретный алгоритм дальнейших действий.
В свою очередь судья Апелляционного суда г. Киева, член Совета судей Украины Олег Присяжнюк акцентировал внимание на проблеме вмешательства в осуществление правосудия. В частности, он отметил, что 24 сентября с.г. Временная специальная комиссия по проверке судей судов общей юрисдикции (ВСК) дала первые выводы в отношении судей, «решения которых не были отменены в законном порядке». «Что это такое?» — недоумевает г-н Присяжнюк, расценивая такие действия как вмешательство в деятельность судебных органов, что в соответствии со статьей 376 Уголовного кодекса Украины является уголовно наказуемым. При этом он констатировал: «ударить судью, угрожать ему или залезть в его карман» можно и путем принятия закона, которым уменьшаются гарантии независимости судей. Такие действия, по мнению г-на Присяжнюка, также можно считать осуществлением давления на судью и влияния на его работу. Необходимо разработать действенный механизм не только для борьбы с такими проявлениями, но и для их предотвращения, убежден он.
Восточный пресс
В ходе обсуждения вопроса о состоянии независимости судей самым эмоциональным было выступление судьи Донецкого апелляционного административного суда Сергея Чумака, обратившего внимание делегатов Съезда на проблемы, с которыми столкнулись судьи и работники аппаратов судов в горячих точках на востоке страны. «Если для кого-то это будет новостью, я расскажу: сейчас в Донецкой и Луганской областях есть территории, которые никаким образом не контролируются украинской властью и на которых находятся сотни судей и несколько тысяч работников аппарата судов, брошенных на произвол судьбы», — отметил он, говоря о том, что эти представители Фемиды не ощущают никакой поддержки со стороны законодательной и исполнительной власти. По его мнению, принятый законодателями особый порядок осуществления правосудия в зоне проведения АТО, которым предусматривается новый алгоритм определения территориальной подсудности дел, неэффективен, поскольку передать дела в другие регионы невозможно. «Каким образом можно передать дела? Как можно отвезти дела, например, из Донецка в Харьков? Понимают ли это председатели высших специализированных судов, которые издали соответствующие распоряжения?» — негодует судья, добавляя при этом, что большинство его коллег из проблемных регионов сейчас чувствуют себя «заложниками» главным образом по вине властей, которые ничего не сделали, чтобы помочь служителям Фемиды. «Государство бросило нас на произвол судьбы. Мы остались там одни, один на один с вооруженными лицами!» — констатировал докладчик.
По словам Сергея Чумака, сейчас многих милиционеров и прокуроров заставляют принимать присягу на верность ДНР. «Но ни один судья пока этого не сделал», — подчеркнул он, не исключая возможности того, что вскоре это произойдет, если государство не предпримет решительных шагов по защите судей и работников аппарата. Также он сообщил, что в здании суда, в котором он работает, находится Министерство государственной безопасности ДНР. «Донецкого апелляционного административного суда больше нет!» — заявил г-н Чумак, при этом добавив, что вопросы относительно необходимости обеспечения независимости, надлежащего финансирования и социальных гарантий судей — ничто по сравнению с проблемами, с которыми сталкиваются представители судебной системы в горячих точках. «Речь идет о сотнях, тысячах человеческих жизней!» — резюмировал г-н Чумак, предложив Съезду судей обратиться к Президенту, парламенту и правительству относительно обеспечения безопасности судей и работников аппарата судов на территориях, не подконтрольных органам государственной власти. «Хватит делать вид, что ничего не происходит, — апеллировал к делегатам Съезда и к представителям власти докладчик. — Происходят страшные вещи — на этих территориях судов больше нет. Сейчас судей нужно либо переводить в другие суды, либо каким-то образом обеспечить работой, либо сказать честно: вы нам больше не нужны, вступайте в ДНР, в Новороссию, куда угодно!». При этом Сергей Чумак еще раз подчеркнул, что ни один его коллега пока что не перешел на сторону вооруженных людей, но ключевым в этом случае является слово «пока», поскольку уже завтра от безысходности судьи могут это сделать. Поэтому он призвал участников главного судейского форума не повторять прежних ошибок — не занимать выжидательную позицию, как это было в случае с крымскими судьями.
В вопросе невозможности работы судов, расположенных в зоне проведения антитеррористической операции, поддержал коллегу из Донецкого апелляционного административного суда судья Львовского окружного административного суда Владимир Кравчук, который, к слову, был охарактеризован председательствующим на Съезде как судья европейской модели. В частности, г-н Кравчук отметил, что сегодня существуют целые территории, где невозможно обеспечить правосудие ввиду того, что оно не может быть независимым, а в свою очередь не может идти речь и о справедливости. Докладчик предложил Съезду судей признать, что осуществление независимого правосудия в отдельных зонах проведения АТО на территории Донецкой и Луганской областей является невозможным, а жизни и здоровью судей и работников аппаратов судов угрожает опасность. Также, по мнению Владимира Кравчука, необходимо обратиться к Президенту Украины, Верховному Совету Украины, Кабинету Министров Украины, Высшему совету юстиции с требованием о принятии мер относительно незамедлительного решения вопроса о переводе судей, работающих в зоне АТО, где нельзя обеспечить гарантии независимости судопроизводства, в другие суды по их согласию.
Во избежание принятия несправедливых судебных решений, в том числе принятия решений под давлением и угрозами, докладчик предложил собраниям судей судов, пребывающих в зоне проведения АТО, в которых невозможно обеспечить гарантии независимого судопроизводства, рекомендовать судам рассмотреть вопрос о приостановлении осуществления судопроизводства до обеспечения надлежащих условий. «Если есть угроза целому суду и есть объективные данные, то почему мы не можем совершить процессуальные действия, которые приведут к невозможности принятия незаконных решений. Я вижу единственный вариант, он, очевидно, не предусмотрен правом, поскольку оно не регулирует судебный процесс в состоянии войны, — использовать такой механизм приостановления производства: приостанавливать дела в том процессуальном состоянии, в котором они находятся», — отметил Владимир Кравчук.
Среди мер, направленных на повышение авторитета судебной власти, а, по мнению докладчика, необходимо делать акцент именно на этом, а не на восстановлении доверия, Владимир Кравчук назвал освещение деятельности судей и судов в социальных сетях, но для этого Совету судей Украины необходимо определить соответствующие правила и стандарты информационной деятельности. Также следует стимулировать развитие судебной журналистики. «Судьей не может быть человек, закончивший юрфак, поскольку необходим опыт работы, точно так же журналист не может освещать судейскую тематику, не зная элементарных понятий, этому необходимо учиться, и мы можем инициировать такой процесс», — уверен г-н Кравчук. По мнению докладчика, необходимо инициировать внесение изменений в стандарты журналистки в части запрета обвинения судов и судей в противоправных действиях, решениях или бездействии без приведения конкретных фактов. Еще один важный шаг, который должно сделать судебное сообщество, — это разработка алгоритма действий судьи в случае противоправного влияния.
К слову, что большинство предложений Владимира Кравчука были поддержаны делегатами Съезда и отражены в решении, принятом по результатам рассмотрения этого вопроса.
Европейские акценты
В рассмотрении вопроса восстановления доверия к судебной власти принимали участие не только судьи национальных судов, но и судьи европейских судебных учреждений. Так, выступая перед делегатами Съезда, судья Европейского суда по правам человека (Европейский суд) Анна Юдковская с сожалением отметила, что сегодня уже стало привычным говорить о чрезвычайно низком уровне доверия и уважения к правосудию на Украине. «Но уважение к суду — это культура, которая должна воспитываться в обществе. Авторитет суда не может возникнуть сам по себе. Репутация создается правосудными решениями, прозрачностью и независимостью судебной системы, соблюдением судьями правовых и этичных норм, а также информированием об этом, а не распространением исключительно негативной информации», — подчеркнула выступающая.
По ее словам, сообщая об огромном количестве заявлений, поданных украинцами в Европейский суд, что свидетельствует о низком уровне доверия, никто не говорит, что из почти 15,5 тысячи дел, поступивших в минувшем году, 7,5 тысячи были сразу отклонены как неприемлемые, в частности и потому, что Европейский суд признал: национальные судебные органы путем справедливой процедуры пришли к выводу, в котором не усматриваются нарушения Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.
Но при этом Анна Юдковская констатировала: проблемы действительно есть, и их в первую очередь должно решить государство, вновь ставшее на путь демократии. Как отметила выступающая, показательным является дело «Александр Волков против Украины», рассмотренное Европейским судом в рекордные сроки, несмотря на то, что оно не относится к категории традиционных неотложных категорий дел. В этом деле речь шла о ключевом для существования всей системы защиты прав человека в государстве вопросе — о независимости судебной власти.
«Авторитет судебной власти служит общему укреплению авторитета власти государственной: именно на судебную власть возлагается миссия ограничивать власть государственных органов при вмешательстве последних в права и свободы человека. К сожалению, в постсоветских государствах восприятие судебной системы как независимого органа подорвано ошибочным наследством советского прошлого, где роль суда была второстепенной: от него фактически ждали лишь утверждения решения, вынесенного другими органами карательно-репрессивной системы. Поэтому суд имел статус ниже по сравнению с ними», — подчеркнула г-жа Юдковская.
Анализируя выводы Европейского суда, сделанные им в конкретных делах, Анна Юдковская обратила внимание на то, что процедуры назначения судьи, отстранения его от должности и привлечения к ответственности должны быть в первую очередь прозрачными.
«Несомненно, независимость судьи — это его внутреннее состояние, которое не регулируется правовыми нормами. Но правовые гарантии независимости судьи, закрепленные в законодательстве, должны препятствовать не только какому-либо вмешательству в осуществление правосудия, но и внешнему проявлению, способному породить даже минимальные сомнения в том, что в процессе осуществления правосудия судья может быть подотчетен кому бы то ни было, кроме закона», — констатировала Анна Юдковская.
Инструментарий независимости
Председатель Верховного Суда Украины (ВСУ) Ярослав Романюк, говоря об основном задании органов судейского самоуправления — гарантировании независимости судов и судей, подчеркнул, что сегодня для этого у таких органов отсутствует инструментарий.
«По большому счету мы являемся не кем иным, как просителями. Что мы можем сделать? Обратиться с ходатайствами, просить привлечь внимание, заявить… И все! Иными словами, полномочия, которые имеют органы судейского самоуправления для гарантирования независимости судов и судей, являются только декларативными и зависят лишь от доброй воли тех, кто принимает решения», — отметил Председатель ВСУ.
Г-н Романюк подчеркнул, что независимость необходима не столько судьям, сколько всему обществу и рядовому гражданину, для того чтобы он имел возможность реализовать в суде свое право на справедливый суд. «Мне кажется, что такая просветительская работа должна проводиться в обществе, чтобы оно поняло, какое задание суда и почему этот суд должен быть независимым и беспристрастным», — обратился к своим коллегам выступающий.
В связи с подписанием Закона Украины «Об очищении власти», которым на Кабинет Министров Украины возложена обязанность по разработке проекта закона о системе судоустройства, Председатель ВСУ призвал Съезд предоставить рекомендации и предложения. По его мнению, позиции судей в разрезе гарантий независимости судей и судов должны быть учтены при подготовке данного законопроекта. Судьи должны настаивать на том, чтобы решения органов судейского самоуправления, касающиеся гарантий независимости, были прописаны в законе и стали предметом для обязательного рассмотрения и реагирования органами, которым адресованы.
Анализируя вопрос независимости судебной власти, Ярослав Романюк, в частности, указал на острую необходимость внесения изменений в законодательство относительно формирования бюджета судебной власти. По его мнению, органы судейского самоуправления должны играть ключевую роль в этом процессе. «В законе должна быть закреплена норма, которая отстранит Кабинет Министров Украины от процесса формирования бюджета судебной власти. Правительство может быть лишь оппонентом при рассмотрении такого бюджета в зале парламента», — констатировал Председатель ВСУ.
По результатам обсуждения этого вопроса Съезд судей принял решение, в котором отображены практически все предложения, высказанные делегатами наивысшего органа судейского самоуправления.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…