Информация с указанием места расположения земельных участков, которые граждане могут получать для предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства, не является информацией с ограниченным доступом. Однако информация о наименовании (имени) землепользователя и участке, который находится в его пользовании, не относится к публичной информации
17 сентября Высший административный суд Украины, рассмотрев в порядке письменного производства кассационную жалобу гр-на А. на постановление Винницкого апелляционного административного суда от 14 ноября 2013 года по делу по иску гр-на А. к Липовецкой районной государственной администрации Винницкой области (Липовецкая РГА) о признании противоправным бездействия и обязательстве совершить определенные действия, установил следующее.
В апреле 2012 года гр-н А. обратился в суд с иском, в котором просил признать противоправным бездействие Липовецкой РГА относительно непредоставления своевременной, достоверной, точной и полной информации на его запросы о предоставлении публичной информации от 6 декабря 2011 года и от 2 апреля 2012 года; обязать предоставить ответ на запросы о предоставлении публичной информации от 6 декабря 2011 года и от 2 апреля 2012 года в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.
Постановлением Липовецкого районного суда Винницкой области от 4 мая 2012 года исковые требования удовлетворены. Признано противоправным бездействие Липовецкой РГА относительно непредоставления своевременной, достоверной, точной и полной информации на запросы гр-на А. о предоставлении публичной информации от 6 декабря 2011 года и от 2 апреля 2012 года. Ответчика обязали предоставить гр-нуА. ответы на его запросы о предоставлении публичной информации от 6 декабря 2011 года и от 2 апреля 2012 года в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.
Постановлением Винницкого апелляционного административного суда от 14 ноября 2013 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое постановление об отказе в удовлетворении исковыхтребований.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление Винницкого апелляционного административного суда от 14 ноября 2013 года, а постановление Липовецкого районного суда Винницкой области от 4 мая 2012 года оставить в силе.
Дело рассматривается в порядке письменного производства по имеющимся в нем материалам в соответствии со статьей 222 Кодекса административного судопроизводства Украины, поскольку отсутствуют ходатайства всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела с их участием.
Выяснив обстоятельства дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального процессуального права, коллегия судей приходит к следующим выводам.
Судами установлено, что 6 декабря 2011 года гр-н А. обратился к ответчику с запросом, в котором просил в соответствии со статьями 1, 3-5, 19, 20 Закона Украины «О доступе к публичной информации» отправить на его адрес графические материалы (их копии) с указанием места расположения всех земельных участков Липовецкого района, из числа которых граждане могут получить согласно статьям 116, 118, 121, 122 Земельного кодекса (ЗК) Украины безвозмездно земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства. В случае если указанные земли находятся в пользовании у других лиц — указать наименование (имя) землепользователя и участок, находящийся в его пользовании. Кроме того, отправить копию приказа Госкомзема от 3 декабря 2010 года № 848.
Липовецкая РГА от 13 декабря 2011 года предоставила ответ истцу, в котором указала, что информация о распределении земель за собственниками, землепользователями и по видам экономической деятельности относится к категории конфиденциальной информации и содержит гриф ограничения доступа «Для служебного пользования».
2 апреля 2012 года гр-н А. обратился к ответчику с запросом о предоставлении
публичной информации, в котором просил направить в его адрес: копии всех решений Липовецкой РГА о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков, на которых гр-н А., гр-н О. и гр-н Е. желают вести личное крестьянское хозяйство, и копии всех решений о предоставлении этих земельных участков в собственность или в аренду для организации фермерских хозяйств, копии всех документов, на основании которых были приняты указанные решения; копии проектов отвода вышеуказанных участков для организации фермерских хозяйств; заверенную копию протокола заседания комиссии Липовец- кой РГА по рассмотрению заявлений по вопросам отвода земельных участков для сельскохозяйственного использования от 15 марта 2012 года.
Ответчик в письме от 10 апреля 2012 года № * предоставил гр-ну А. ответ с извлечением из протокола заседания комиссии Липовецкой РГА по рассмотрению заявлений по вопросам отвода земельных участков для сельскохозяйственного использования, содержащим пункты относительно рассмотрения заявлений гр-н А., О., Е., Л., М. По поводу другой части запроса указал, что информация, которую просит предоставить заявитель, отмечена грифом «Для служебного пользования».
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1,3-5, 19, 20 Закона Украины «О доступе к публичной информации» и исходил из того, что письма, направленные ответчиком на запросы истца, являются неправомерными отказами в предоставлении публичной информации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отказ ответчика в предоставлении информации о свободных земельных участках, является правомерным, поскольку предоставление такой информации не предусмотрено действующим законодательством.
Коллегия судей приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12 ЗК Украины решение вопроса о предоставлении земельного участка из земель коммунальной собственности в пользование относится к полномочиям сельских, поселковых, городских советов.
Статьей 123 ЗК Украины определен порядок предоставления земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование.
Лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по проекту его отвода, обращается с ходатайством о выборе места расположения земельного участка в соответствующий сельский, поселковый, городской, районный, областной совет, Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местную государственную администрацию.
В статье 5 Закона Украины «Об информации» от 2 октября 1992 года № 2657-Х11 определено: каждый имеет право на информацию, предусматривающее возможность свободного получения, использования, распространения, хранения и защиты информации, необходимой для реализации своих прав, свобод и законных интересов.
Статьей 6 указанного Закона установлено, что право на информацию обеспечивается: созданием механизма реализации права на информацию; созданием возможностей для свободного доступа к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам, другим информационным банкам, базам данных информационных ресурсов; обязанностью субъектов властных полномочий информировать общественность и средства массовой информации о своей деятельности и принятых решениях; обязанностью субъектов властных полномочий определить специальные подразделения или ответственных лиц для обеспечения доступа запрашивающих к информации; осуществлением государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об информации; установлением ответственности за нарушение законодательства об информации. Право на информацию может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия.
Пунктом 1 части 2 статьи 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации» от 13 января 2011 года № 2939- VI предусмотрено, что ограничение доступа к информации осуществляется в соответствии с законом при соблюдении в совокупности следующих требований для защиты репутации или прав других людей.
Частью 5 статьи 6 этого Закона установлено, что не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения этих средств или имущества, фамилиях, именах, отчествах физических лиц и наименованиях юридических лиц, получивших эти средства или имущество.
При соблюдении требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, указанное положение не распространяется на случаи, когда обнародование или предоставление такой информации может нанести ущерб интересам национальной безопасности, обороны, расследованию или предотвращению преступления.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Украины «О доступе к публичной информации», конфиденциальная информация — информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. Не может быть отнесена к конфиденциальной информация, указанная в частях 1 и 2 статьи 13 этого Закона.
Как следует из пункта 6 части 1 статьи 14 данного Закона, распорядители информации обязаны предоставлять достоверную, точную и полную информацию, а также в случае необходимости проверять правильность и объективность предоставленной информации.
Учитывая изложенное, коллегия судей Высшего административного суда Украины соглашается с выводом суда первой инстанции в части того, что информация с указанием места расположения земельных участков, которые граждане могут получать для предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства, не является информацией с ограниченным доступом и может быть предоставлена истцу на его запрос. Однако, исходя из норм части 2 статьи 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации», коллегия судей приходит к выводу, что информация о наименовании (имени) землепользователя и участке, который находится в его пользовании, не относится к публичной информации.
С учетом того, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены полно и правильно, но неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию незаконных судебных решений, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 229 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей считает необходимым отменить решения судов предыдущих инстанций и принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 222, 223, 229, 232 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд постановил:
— кассационную жалобу гр-на А. удовлетворить частично;
— постановление Винницкого апелляционного административного суда от 14 ноября 2013 года и постановление Липовецкого районного суда Винницкой области от 4 мая 2012 года отменить. Принять новое решение. Исковые требования удовлетворить частично;
— признать противоправным бездействие Липовецкой РГА относительно непредоставления своевременной, достоверной, точной и полной информации на запросы гр-на А. о предоставлении публичной информации от 6 декабря 2011 года и от 2 апреля 2012 года;
— обязать Липовецкую РГА предоставить гр-ну А. ответ на запрос о предоставлении публичной информации от 6 декабря 2011 года в части предоставления графических материалов (их копий) с указанием места расположения всех земельных участков Липовецкого района, из числа которых граждане могут получить в соответствии со статьями 116, 118, 121, 122 ЗК Украины безвозмездно земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины;
— обязать Липовецкую РГА предоставить гр-ну А. ответ на запрос о предоставлении публичной информации от 2 апреля 2012 года в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу через пять дней после направления его копии лицам, участвующим в деле, и обжалованию не подлежит.
(Постановление Высшего административного суда Украины от 17 сентября 2014 года. Дело № 213/712/12. Председательствующий — Рецебурин- ский Ю.И. Судьи — Емельянова В.И., Сытников А.Ф.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…