21 марта 2014 года после семилетних переговоров и консультаций Украина и ЕС подписали первую, политическую часть Соглашения об ассоциации (Соглашение). Вслед за ней, 27 июня 2014 года, была подписана вторая часть — экономическая.
16 сентября 2014 года парламенты Украины и Европейского Союза одновременно ратифицировали Соглашение. Для полного двустороннего вступления Соглашения в силу осталось дождаться национальной ратификации парламентами каждого из государств — членов ЕС.
Сложности освоения
Несмотря на отложенное на год вступление в силу раздела 4 Соглашения о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, все льготы и выгоды режима свободной торговли для Украины предоставлены со стороны ЕС в одностороннем порядке.
Благодаря Соглашению ввозные тарифы уменьшатся примерно на 800 миллионов евро (с момента вступления Соглашения в силу), что в четыре раза больше, чем объем финансовой помощи, которую ЕС ежегодно оказывает Украине своими программами сотрудничества. Эти средства являются той финансовой основой в торговле между ЕС и Украиной, которая будет иметь положительное влияние, прежде всего на украинский бизнес.
При этом следует понимать, что непосредственными бенефициарами отмены ввозных пошлин будут в первую очередь импортеры — компании, которые осуществляют растаможивание украинской продукции в ЕС. Таким образом, украинские производители, желающие получить выгоду от отмены пошлин, должны завозить свою продукцию в ЕС самостоятельно либо через своих связанных импортеров.
Вместе с тем украинские товаропроизводители могут столкнуться с определенными сложностями при освоении европейского рынка. Многим из них для того, чтобы выйти на рынок Европы, придется заплатить немалые средства за получение лицензий, надлежащее оформление сертификатов происхождения и соответствия и т.д.
В этой связи существуют серьезные риски того, что в погоне за долей на новом рынке, за новыми покупателями, при желании компенсировать дополнительные расходы, связанные с выходом на этот рынок, украинские производители могут неправильно рассчитать ценовую политику и прочувствовать на себе действие механизмов защиты внутреннего рынка ЕС от недобросовестной торговли, став участниками торговых расследований против импорта в ЕС продукции происхождением c Украины.
Защитные механизмы ЕС
Европейские производители не только вдоль и поперек изучили законодательство ЕС, гарантирующее им право на защиту, но также уже достаточно давно и успешно научились применять его. Глобально система защиты национальных товаропроизводителей ЕС основывается на нормах и принципах Всемирной торговой организации, которая предусматривает три основных вида защиты: антидемпинговые, специальные и антисубсидиарные расследования. Исходя из опыта и динамики последних лет, на сегодня наиболее часто используемым в ЕС и ВТО является механизм антидемпингового расследования, по которому не только самая несложная доказательная база, но и его применение носят наиболее точечный характер, позволяя установить меру даже против конкретного производителя из конкретной страны, в отличие от специального расследования, которое затрагивает весь импорт независимо от страны происхождения и конкретных производителей.
Поэтому, разрабатывая стратегию завоевания европейского рынка и планируя непосредственный пошаговый алгоритм выхода на рынок, необходимо учитывать не только коммерческие, но и юридические последствия любых решений. В этой части очень большая роль и ответственность лежат на юристах компании, будь то внутренние либо внешние советники. Роль юриста в этом плане отчасти схожа с ролью врача — вовремя предостеречь и упредить возникновение тяжких последствий проще и эффективнее, чем тратить время и средства на их лечение, тем более что они легко могут перерасти в хронические, стоит только такое лечение приостановить.
Эта медицинская параллель абсолютно точно отражает последствия применения антидемпинговой пошлины к импорту продукции. Попав под процедуру расследования, которая заканчивается применением меры, производитель автоматически становится участником всех последующих ежегодных пересмотров, а также окончательного пятилетнего, который, в свою очередь, достаточно часто заканчивается продлением меры на последующую пятилетку. Участие во всех этих процедурах — дело не только хлопотное и недешевое, но также требует отвлечения трудовых ресурсов администрации предприятия на непрофильную работу. С другой стороны, неучастие означает автоматическую потерю рынка в будущем: так как расследование является состязательным процессом, в отсутствие контраргументации европейские производители смогут добиться установления максимально возможной по сути заградительной пошлины. В этой связи, планируя выход на рынок ЕС, необходимо четко спланировать меры профилактики и упреждения получения пошлины на свою продукцию.
Поскольку торговое право ЕС базируется на нормах и принципах ВТО, Европейская комиссия при проведении расследования будет изучать наличие демпингового импорта, материального ущерба производителям ЕС, причинно-следственную связь между ними, отсутствие противоречий между применением мер и интересами ЕС. Отсутствие одного из четырех компонентов является основанием для неприменения защитной меры. Таким образом, задача производителя, планирующего выход на рынок ЕС, а также его юристов, — лишить производителей ЕС и Европейскую комиссию процессуальной возможности применения меры. Очевидно, что наиболее простой шаг для украинского производителя — сконцентрироваться на недопущении демпинга при поставках своей продукции на рынок ЕС.
Понимая, что демпинг, если говорить упрощенно, — это поставки продукции на рынок ЕС по ценам ниже продаж идентичной продукции на внутреннем рынке Украины, ключ успеха отечественного производителя на европейском рынке находится в проведении регулярного мониторинга своих цен и их сравнении при совершении каждой поставки на европейский рынок. Этот процесс, на первый взгляд, сложный и громоздкий, должен быть доведен до автоматизма, как у профессиональных спортсменов.
Многие крупные производители устанавливают в рамках своих финансовых или планово-экономических отделов специальные системы ценового мониторинга, не позволяющие совершать продажи на грани демпинга. Более мелкие производители вынуждены ориентироваться на свои приблизительные ценовые показатели.
Процедура сравнения
Рассмотрим процедуру сравнения цен, которую каждый производитель может проводить перед отправкой продукции в ЕС, особенно на стадии завоевания рынка.
Во-первых, необходимо определиться с продукцией, цены на которую подлежат сравнению. Все просто, когда идентичный товар поставляется на оба рынка. Ситуация сложнее, когда товар, поставляемый в ЕС, не продается на территории Украины. Тогда необходимо установить аналогичный товар, который не полностью соответствует, но по своим формам, характеристикам и способу применения может заменить товар, поставляемый в ЕС.
Вторым этапом является выбор каналов продаж — прямые продажи конечным потребителям, продажи на склад оптовика, продажи через дистрибьютора. Сравнивать желательно цены по аналогичным каналам продаж на обоих рынках. При использовании в схеме продаж связанных лиц необходимо помнить, что их расходы при проведении антидемпингового расследования будут включены в расходы производителя, а цена продажи будет учитываться не от производителя связанному лицу, а от связанного лица первому независимому покупателю. Связанными являются лица, находящиеся под контролем друг у друга, под общим контролем третьего лица или вместе контролирующие третье лицо. Дополнительные критерии связанности — наличие общего менеджмента, родственников в менеджменте разных лиц и т.д.
Третий этап — приведение цен продаж идентичной продукции на обоих рынках к единому базису сравнения. Самым безошибочным базисом является exworks— уровень продажи с завода. Для того чтобы привести фактическую цену продажи к этому уровню, производителю необходимо вычесть все издержки, связанные с продажей (упаковка, погрузка, перевозка, перевалка, таможенные и иные платежи), если продажа совершается на ином базисе, отличном от exworks.
Естественно, это очень упрощенная модель калькуляции, однако по сути она мало отличается от фактического сравнения цен при проведении расследований. Перед совершением продажи на рынок ЕС юристы предприятия совместно с коммерческим отделом должны проводить сравнение цен и выходить на понимание минимально допустимой цены для продажи на европейский рынок. Очень важно, даже несмотря на моментальную коммерческую выгоду, не допустить продажи в ЕС по ценам ниже, чем украинские. Сиюминутная прибыль может обернуться существенными потерями в будущем. Проводя процедуру сравнения цен перед каждой продажей в ЕС, украинский производитель сможет существенно понизить свои шансы стать субъектом антидемпингового расследования. А даже если и попадет под расследование, то сможет минимизировать негативные последствия от этого.
БЯЛЫЙ Глеб — советник, соруководитель судебной практики, руководитель практики международного торгового и таможенного права ЮБ «Егоров, Пугин- ский, Афанасьев и Партнеры» Украина, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…