После того как правительство взяло курс на проведение масштабной административной реформы по децентрализации власти и расширению полномочий местного самоуправления, появилось много нормотворческих инициатив, предоставляющих больше возможностей для принятия решений на местном уровне. Это касается в том числе и сферы нотариальных услуг. Не так давно в парламенте был зарегистрирован законопроект № 5046, которым предлагается предоставить гражданам право получать нотариальные услуги в органе местного самоуправления села, поселка независимо от наличия нотариуса в таком населенном пункте.
Вот такой комфорт
Как указывает в пояснительной записке автор данной законодательной инициативы — народный депутат Сергей Мищенко, проект закона призван улучшить комфортность проживания в сельской местности, сделать жизнь «более удобной и привлекательной», а реализация его положений окажет положительный эффект на решение проблемы с массовым переездом сельского населения в городские населенные пункты.
Следует отметить, что действующим законодательством уже предусмотрено предоставление органами местного самоуправления определенных нотариальных услуг населению, но есть оговорка, что эти органы могут выполнять такие функции только при условии, что в населенном пункте нет нотариуса. «То есть при появлении в селе, поселке, например, одного частного нотариуса жители уже лишены возможности выбора поставщика нотариальных услуг, и, как следствие, частный нотариус-монополист имеет возможность злоупотреблять своим монопольным положением, «диктуя» невыгодные условия сельскому населению», — моделирует ситуацию г-н Мищенко. Автор законопроекта считает несправедливой позицию государства относительно того, что за наиболее простые и востребованные нотариальные услуги сельские жители должны платить достаточно большие для них деньги нотариусу в случае его наличия в населенном пункте, а не получать эти услуги в своем органе местного самоуправления за небольшую, доступную для них плату. «Ведь даже 100 или 200 гривен за нотариальные услуги — это слишком большая финансовая нагрузка на сельского жителя», — констатирует парламентарий.
С целью упростить доступ и максимально удешевить процесс получения этих услуг Сергей Мищенко инициирует внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс Украины и в Закон Украины «О нотариате». Так, в части 3 статьи 245 Гражданского кодекса Украины предлагается прописать, что «доверенность лица может быть удостоверена уполномоченным на это должностным лицом органа местного самоуправления села, поселка, кроме доверенностей на право распоряжения недвижимым имуществом, доверенностей на управление и распоряжение корпоративными правами и доверенностей на пользование и распоряжение транспортными средствами», отказавшись от оговорки в действующей редакции этой нормы, что данный механизм предусмотрен лишь для доверенности лица, которое проживает в населенном пункте, где нет нотариуса. Аналогичные изменения вносятся и в статью 40 Закона Украины
«О нотариате», а вот в другой норме этого закона — статье 37 — наряду с поправкой о предоставлении гражданам права получать нотариальные услуги в органе местного самоуправления села, поселка независимо от наличия нотариуса, содержится и другая нормотворческая корректировка. Отметим, что действующей редакцией установлен перечень нотариальных действий, которые совершают органы местного самоуправления при условии отсутствия в населенном пункте нотариуса: принятие мер по охране наследственного имущества; удостоверение завещаний (кроме секретных); выдача дубликатов удостоверенных ими документов; заверение верности копий (фотокопий) документов и выписок из них; заверение подлинности подписи на документах. Но автор законопроекта считает данный перечень не исчерпывающим, поэтому предлагает изложить статью 37 Закона Украины «О нотариате» в следующей редакции: «Уполномоченные на это должностные лица органа местного самоуправления села, поселка совершают, в частности, такие действия». Далее идет перечисление указанных действий.
Плохая наследственность
Нужно отметить, что идея разграничения функциональных возможностей органов местного самоуправления и нотариусов для отечественного законотворчества не нова. Чего только стоит нормотворческая эпопея с упрощением процедуры оформления наследства на земельный участок, дом или имущество для жителей сельской местности. Напомним: еще в конце мая с.г. после длительных дискуссий и доработок парламент принял во втором чтении проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оформления наследства» (№ 0985), в котором, как было заявлено, предлагалось замкнуть процесс оформления наследства жителями сельской местности на должностных лицах соответствующих органов местного самоуправления. Как и в случае с инициативой Сергея Мищенко, внесение упомянутых изменений мотивировалось популярной экономической составляющей: дескать, из-за дороговизны услуг нотариусов и отсутствия оных в сельской местности их функции в части оформления наследства целесообразно передать сельским советам. Впрочем, такой нормотворческий подход вызвал широкий резонанс как в экспертной среде, так и в нотариальном сообществе.
Среди прочего высказывались опасения, что благие намерения сделать процедуру оформления наследства более доступной на практике возымеют обратный эффект: граждане не смогут получить квалифицированную правовую помощь. Поэтому представители нотариального сообщества не единожды обращались к Президенту Украины с просьбой ветировать данный закон. И глава государства их услышал, отказавшись от идеи передачи полномочий нотариусов в этой части органам местного самоуправления, правда, сделано это было довольно оригинальным способом.
Вообще судьба этой законодательной инициативы окутана ореолом таинственности, а история с ее принятием вполне достойна детективного жанра. Начнем с конца. Развязкой этой истории стало подписание Петром Порошенко 6 августа 2014 года Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам оценочной деятельности», который является фактически уменьшенной копией заявленных в проекте закона № 0985 изменений. Пертурбации касаются деятельности Фонда государственного имущества Украины в сфере оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности, в частности, исключаются положения, регулирующие вопросы практической деятельности по оценке объектов недвижимости для целей налогообложения в процессе приватизации и аренды госимущества. А вот изменения относительно передачи полномочий по оформлению наследства органам местного самоуправления в текст этого закона не вошли. По сути, народные депутаты поддержали предложения, высказанные еще Президентом Украины Виктором Януковичем. Как оказалось впоследствии, в ходе финального рассмотрения законопроекта № 0895 в сессионном зале (отметим, что эта инициатива обсуждалась в здании под куполом 15 мая, а голосование проводилось 29 мая с.г.), на голосование поставили вопрос о принятии этого документа в целом с учетом предложений главы государства. Поэтому законодательная версия г-на Януковича и попала на подпись Петру Порошенко.
Как сложится судьба законопроекта, предусматривающего право на получение нотариальных услуг независимо от наличия в сельской местности нотариуса, пока что сложно сказать. Очевидно одно: с учетом общественного спроса на проведение децентрализации власти и расширение полномочий местного самоуправления в свете предстоящей парламентской гонки это нормотворческое зерно попадет в благодатную законодательную почву и вполне может «прорасти» уже в новом составе Верховного Совета Украины.
Инна БЕРНАЦКАЯ, частный нотариус Острожского районного нотариального округа Ровенской области, член Совета Нотариальной палаты Украины
Во-первых, законопроектом № 5046 предлагается предоставить удостоверению доверенностей должностными лицами органов местного самоуправления статус нотариального действия, поскольку на сегодня такие доверенности только приравниваются к нотариально удостоверенным.
Делегирование государством функций по совершению нотариальных действий нотариусам обусловлено установлением для них законодательством высоких квалификационных требований, гарантирующих получение гражданами качественной профессиональной правовой помощи, компетентной оценки юридических фактов. Кроме того, нотариус осуществляет нотариальную деятельность на профессиональной основе, публично, от своего имени и несет полную ответственность за совершенные им нотариальные действия. Как свидетельствует практика, законодатель обоснованно и последовательно долгое время ограничивал полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий, что было продиктовано необходимостью защиты прав и интересов жителей сельских местностей.
Во-вторых, проектом предлагается исключить законодательные оговорки о невозможности совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления в населенных пунктах, где есть нотариус. Отдельные изменения, касающиеся расширения вариантов определения места совершения нотариального действия, уже привели к оттоку значительного количества нотариусов из районов в областные центры, что является непоправимой утратой для территориальных общин.
Кроме того, считаю, что предложенные изменения не повлияют на повышение уровня жизни граждан за счет снижения оплаты за совершенные нотариальные действия и тем более не решат проблемы миграции сельского населения в населенные пункты городского типа, а приведут к увеличению количества судебных споров и потери доверия граждан к государственным институтам. Повышение благосостояния в сельских регионах Украины и увеличение реальных доходов населения может быть реализовано только за счет определения и преодоления основных экономических и социальных проблем на основании соответствующей правовой базы. Добавлю, что Нотариальная палата Украины уже подала аргументированные возражения, касающиеся предлагаемых изменений в профильный парламентский комитет.
Настойчиво прошу политиков прекратить предвыборные спекуляции в отношении нотариата Украины, который в это сложное время направляет все усилия на защиту собственности, и не подрывать чуть ли не последний весомый стабилизирующий фактор в государстве.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…