Обойти чистилище — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (876) » Обойти чистилище

Обойти чистилище

Рубрика Акцент
Под люстрационные ограничения не подпадают народные депутаты Украины и участники боевых действий в АТО

Требование люстрации государствен­ного аппарата Украины во время Револю­ции достоинства было заявлено настолько громко, что избежать принятия соответ­ствующего закона оказалось невозможно. Почти полгода велись дискуссии, гото­вились самые разнообразные проекты, и 16 сентября 2014 года парламент выдал на-гора Закон Украины «Об очищении власти» (Закон).

Прохождение Закона в парламенте было довольно сложным: 12 августа его не смогли даже включить в повестку дня пленарного заседания, а 14 августа — при­няли за основу, буквально через минуту после решения о рассмотрении вопроса. 16 сентября Верховный Совет Украины заседал в закрытом режиме, но резуль­таты голосования известны: утвержде­ние Закона дважды проваливали, каждый раз не хотели возвращаться к его рас­смотрению, и только с третьего раза Закон получил поддержку 231 депутата. 25 сентября Закон подписал спикер парламента, и широкая общественность смогла ознако­миться с текстом принятого в результате документа.

Неоправданные ожидания

Сказать, что Закон даже отдаленно не похож на подобные акты, принятые в Чехословакии или Польше после паде­ния коммунистического режима, — зна­чит ничего не сказать. В нем нет предпо­сылок для ожидаемой многими полной перезагрузки государственного аппарата, а речь идет только об увольнении лиц, занимавших те или иные должности в период президентства Виктора Януковича (с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года) или во времена Революции достоинства (с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года). Именно в г-не Яну­ковиче, как следует из Закона, кроется корень зла, о чем прямо указано в части 2 статьи 1: «Очищение власти осуществля­ется в целях недопущения к участию в управлении государственными делами лиц, которые своими решениями, действиями или бездействием осуществляли меры (и/ или способствовали их осуществлению), направленные на узурпацию власти Пре­зидентом Украины Виктором Януковичем, подрыв основ национальной безопасности и обороны Украины или противоправное нарушение прав и свобод человека».

Закон уже получил немало критиче­ских отзывов относительно формулиро­вок, вероятности инициирования судеб­ных процессов на Украине и признания его нарушающим Конвенцию о защите прав человека и основоположных свобод Европейским судом по правам человека, а недавно и Мониторинговый комитет ПАСЕ по Украине высказался о необхо­димости направления Закона для анализа в Венецианскую комиссию.

Что к чему в Законе, насколько он может быть исполнен и какие последствия повлечет, мы попытаемся разобраться в настоящей статье.

Должности не для всех

Статья 2 Закона устанавливает пере­чень должностей, для занятия которых надо пройти специальную проверку на предмет допустимости к той или иной должности. Эту проверку должны про­ходить лица, занимающие должности на момент вступления в силу Закона и претендующие на их занятие в будущем. В перечне указаны почти все высшие должности в органах государственной власти и в ключевых органах местного самоуправления. Проще сказать, на какие должности не будет распространяться процедура очищения:

—  все выборные должности, включая Президента Украины, народных депутатов Украины, городских, поселковых, сельских председателей и депутатов местных сове­тов, их председателей и секретарей;

—  должностные лица в Вооруженных Силах Украины или других военизиро­ванных формированиях, созданных на основании Закона, находящиеся на сроч­ной военной службе или призванные по мобилизации;

—  сотрудники аппаратов Высшего совета юстиции, Высшей квалификацион­ной комиссии судей Украины, работники Государственной судебной администрации (кроме председателя, первого замести­теля и заместителя) и ее территориальных управлений, аппаратов судов;

—  сотрудники Администрации Прези­дента Украины, Государственного управления делами, Секретариата Кабинета Министров Украины, аппарата Прави­тельственного уполномоченного по анти­коррупционной политике, за исключением руководителей, их первых заместителей и заместителей;

—  сотрудники Кабинета Министров Украины (КМУ), министерств и цен­тральных органов исполнительной власти, комиссий и служб, за исключением членов КМУ, руководителей таких органов, их первых заместителей и заместителей;

—  рядовой состав органов внутренних дел, Государственной пенитенциарной службы, Госслужбы спецсвязи, Государ­ственной фискальной службы, налоговой милиции и Государственной службы чрез­вычайных ситуаций;

—  сотрудники органов прокуратуры, СБУ, Службы внешней разведки, Управ­ления госохраны и Национального банка Украины, не относящиеся к должностным и служебным лицам;

—  судьи Конституционного Суда Украины и сотрудники Секретариата суда.

Соответственно, занимать должно­сти, предусмотренные статьей 2, нельзя лицам, которые в течение года совокупно в период с 25 февраля 2010 года по 22 фев­раля 2014 года занимали какие-либо из должностей, указанных в части 1 статьи 3 Закона: Президента, премьер-министра, министров, руководителя центрального органа исполнительной власти, члена ВСЮ (кроме председателя Верховного Суда Украины), руководителя или заместителя руководителя самостоятельного структур­ного подразделения органов прокуратуры, СБУ и прочие должности, перечисленные в десяти пунктах. Исходя из части 2 статьи 1, это те лица, которые могли способствовать узурпации власти Президентом Украины Виктором Януковичем.

Таким лицам запрещено занимать должности, перечисленные в статье 2 Закона в течение десяти лет со дня вступ­ления Закона в силу.

Такой же запрет налагается на лиц, которые в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года занимали (и не уво­лились по собственному желанию) долж­ности, перечень которых изложен в части 2 статьи 3 Закона. Это прежде всего лица, занимающие руководящие должности в высших органах государственной власти, ВСЮ, ВККС, ГСА Украины, Вооружен­ных Силах, правоохранительных органах,

в органах местного самоуправления, а также сотрудники правоохранительных органов, задерживающие лиц на майданах, составляющие в отношении них рапорты и подававшие ходатайства о применении меры пресечения, судьи, принимавшие решения по результатам рассмотрения таких ходатайств… То есть те, кто, по мне­нию законодателя, допустил нарушение прав и свобод человека.

Этот же запрет распространяется также на лиц:

— которые занимали должности от секретаря райкома партии и выше в Ком­мунистической партии СССР, Украины, другой союзной республики, ЦК ЛКСМУ, работали в штате или были негласными агентами КГБ СССР, КГБ УССР, КГБ

других союзных республик, ГРУ Минобо­роны СССР, окончили высшие учебные заведения КГБ СССР, за исключением технических специальностей;

—  в отношении которых обнаружено несоответствие сведений об имуществе и расходах в декларациях о доходах за период, когда они занимали должности, предусмотренные статьей 2 Закона, дохо­дам из законных источников;

—  занимающих на момент вступления в силу Закона должности, перечисленные в статье 2 Закона, не подавших своевременно заявления о том, что в отношении них применяется запрет или что запрет не при­меняется, а также о предоставлении согла­сия на проведение спецпроверки. Такое заявление, согласно статье 4 Закона, надо подать в течение десяти дней со дня начала проверки в соответствующем органе.

Интересно, что запрет на занятие должностей не касается лиц, признан­ных участниками боевых действий АТО, если они в период президентства Вик­тора Януковича занимали должности, предусмотренные частями 2—4 статьи 3 Закона. «Смыть позор кровью» могут лица, которые не уволились с должностей в период Евромайдана, то есть, по смыслу Закона, содействовали нарушению прав человека (включая судей, сотрудников правоохранительных органов); судьи и правоохранители, способствующие уго­ловному преследованию по политическим мотивам; партийные функционеры вре­мен СССР и сотрудники КГБ.

Такой подход весьма сомнителен и закладывает коррупционный фактор в части получения статуса участника боевых действий в АТО.

Очищение через суд

Помимо десятилетнего запрета на заня­тие должностей, который налагается непо­средственно Законом, часть 3 статьи 1 Закона предусматривает и люстрацию вследствие принятия судебного решения. Такой запрет будет действовать в течение пяти лет со дня вступления в силу судебного решения. При­менятся он может к таким лицам:

—  судьям, которые разрешали задержа­ние для привода, избирали превентивные меры в виде содержания под стражей, выносили обвинительные приговоры, оставляли их в силе, и сотрудникам орга­нов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органов, осуществ­лявшим или содействовавшим проведению уголовного преследования в отношении лиц, к которым применена полная инди­видуальная амнистия;

—  должностным и служебным лицам органов государственной власти и мест­ного самоуправления, кроме указанных в частях 1—4 статьи 3, которые занимали должности в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, в отношении которых судебным решением будет уста­новлено, что они содействовали узурпации власти, подрыву нацбезопасности и нару­шению прав человека;

—  должностным и служебным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, включая судей, работни­ков правоохранительных органов, в отно­шении которых судом установлено, что они осуществляли меры по препятствованию реализации конституционного права на мирные собрания или причинению вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года;

—  должностным и служебным лицам органов государственной власти и мест­ного самоуправления, включая судей, работников правоохранительных орга­нов, в отношении которых судом установ­лено, что они сотрудничали со спецслуж­бами иностранных государств как тайные информаторы; содействовали подрыву основ нацбезопасности, обороны или территориальной целостности Украины; призывали публично к нарушению суве­ренитета Украины; разжигали межнацио­нальную вражду; причинили нарушение прав человека и основоположных свобод, признанное Евросудом.

Судя из изложения, каждый из случаев, который допускает применение судом индивидуальной люстрации, похож на состав того или иного преступления, пре­дусмотренного соответствующими нор­мами Уголовного кодекса (УК) Украины. Следовательно, применение этих актов должно согласовываться. Если это допол­нительное наказание, то оно должно при­меняться не с момента вступления в закон­ную силу судебного решения, а с момента отбывания основного наказания. Если это основное наказание, — можно сказать, что оно довольно мягкое по отношению к перечисленным нарушениям. Поэтому в этой части Закон очень непонятен и тре­бует либо уточнения, либо согласования с Уголовным кодексом Украины. Главное, чтобы он не был использован для уклоне­ния от такой уголовной ответственности.

Международные перспективы

Закон еще не вступил в силу, но многие уже задумались о перспективах обжало­вания. Очевидно, что в национальных судах оно не будет иметь особых перспек­тив, а вот в Евросуде — вопрос интерес­ный. Отметим, что в практике Евросуда уже рассматривались дела относительно люстрации в странах Европы, и Евросуд всегда указывал, что право государства устанавливать такие правила должно быть соразмерно и не приводить к дискрими­нации. Кроме того, люстрация допустима, когда конфликтная ситуация исчер­пана — общество идет на компромисс, проводя ее. С другой стороны, прово­дить люстрацию допустимо, только если она соответствует историческому моменту, в который проводится. В любом случае лицо, подлежащее люстрации, должно иметь все гарантии справедливого суда при рассмотрении его дела, даже если люстрация проводится не судом, а специ­альными органами.

Другой международный аспект, кото­рый затрагивает этот Закон, — инициа­тива Мониторингового комитета пере­дать Закон на экспертизу в Венецианскую комиссию. В целом это можно назвать логичным, но украинские реалии таковы, что в Венецианской комиссии государ­ство представляет известный политический деятель всех времен независимости Сергей Кивалов. На многих его бывших коллег, да и на него (как члена ВСЮ) распространяется действие Закона, а потому он является лицом заинтересо­ванным. Будем надеяться, что европей­ские эксперты это учтут, заслушивая док­лад г-на Кивалова, и подойдут к вопросу объективно.

Вместо послесловия

Увы, Закон не предполагает полной люстрации. Похоже, у принимавших его не хватило смелости признать, что не только Виктор Янукович злоупотреблял властью (хотя это еще надо доказать в суде), и уступить место молодым, новым в государственном управлении людям, как это сделали в Чехословакии времен Вацлава Гавела. Много вопросов остается относительно судьбы судей и сотрудников правоохранительных органов, которые допускали нарушение прав человека, но не в период Революции достоинства и не по политическим мотивам. Или права избитых до полусмерти в СИЗО и неза­конно осужденных менее важны, чем тех, кого второпях признали политическим преступником?

Но, хотя Закон далек от идеала, факт его принятия говорит и о позитивных изменениях в обществе и политикуме. Во-первых, это было требование народа, и его услышали. Даже если хитроумные политики-юристы сумели его принять так, чтобы затем иметь возможность оспорить. Во-вторых, очищение украин­ской власти действительно необходимо. Понятно, что включить в Закон выбор­ные должности накануне парламентских выборов у депутатов не хватило силы духа (тогда списки кандидатов от мно­гих партий заметно поредели бы), но общество еще имеет шанс указать им на их реальное место, если осознанно подойдет к голосованию. В-третьих, в действующий Закон легче внести изме­нения, чем принять такой акт с нуля. Кто знает, может, новый состав парла­мента исправит ошибки предшествен­ников, и Закон перестанет выглядеть мертворожденным.

Но пока, отметим, надо еще дождаться вердикта главы государства относительно судьбы Закона «Об очищении власти».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Требуем прикрутить

Обойти чистилище

Государство и юристы

Помехи ради

Преступление средств

Государство и юристы

Новости законотворчества

«Свободовцы» предлагают создать Антикоррупционную службу

Врачебную этику будет определять профессиональная организация

Государство и юристы

Избирательная компания

Государство и юристы

Новости законотворчества

КМУ уточнил, какие админуслуги нельзя относить к сопутствующим

Государство и юристы

Автономное пытание

Зарубежная практика

Сарказм крепчал

Книжная полка

Доводы и расходы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Евросуд о нарушениях при обыске без санкции суда

Неделя права

Ограниченные сложности

Программа интеграции

Регулируемый переезд

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ признал правомерной регистрацию кандидата от «Сильной Украины»

«Новый канал» судится с «1+1» за программу «Инспектор Фреймут»

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы «ДПД Украина»

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» присоединилась к UBCC

МЮФ Integrites — юридический советник KUK-Ukraine

ЮФ «Лавринович и Партнеры» выступила советником при сопровождении канадского кредита

Отрасли практики

Санирующее устройство

Свободный перелет

Гамма изучения

Рабочий график

Дань юристам

Репортаж

Криз-контроль

Самое важное

Выгодное пособие

Банковское в дело

Точка прения

Ожидаемая консультация

Судебная практика

Судебные решения

Последствия совершения сделки с целью сокрытия другой

Судебная практика

Методика не вступила в силу

Вновь о собраниях

Поручить как следует

Сделки в УПК

Судебная практика

Судебные решения

Ответственность имущественных поручителей

Судебная практика

Ликвидация как способ избежания взыскания

Судебная практика

Судебные решения

Статус информации о земельных участках

Судебная практика

Пересмотр границ

Заявили требования

Судебная практика

Судебные решения

Особенности приобретения права пользования земельными участками

Судебная практика

Ограничений нет

Тема номера

Неотложная — в помощь

Страховое возмущение

Частная практика

Крымский профиль

Помахать гривной

Інші новини

PRAVO.UA