Требование люстрации государственного аппарата Украины во время Революции достоинства было заявлено настолько громко, что избежать принятия соответствующего закона оказалось невозможно. Почти полгода велись дискуссии, готовились самые разнообразные проекты, и 16 сентября 2014 года парламент выдал на-гора Закон Украины «Об очищении власти» (Закон).
Прохождение Закона в парламенте было довольно сложным: 12 августа его не смогли даже включить в повестку дня пленарного заседания, а 14 августа — приняли за основу, буквально через минуту после решения о рассмотрении вопроса. 16 сентября Верховный Совет Украины заседал в закрытом режиме, но результаты голосования известны: утверждение Закона дважды проваливали, каждый раз не хотели возвращаться к его рассмотрению, и только с третьего раза Закон получил поддержку 231 депутата. 25 сентября Закон подписал спикер парламента, и широкая общественность смогла ознакомиться с текстом принятого в результате документа.
Неоправданные ожидания
Сказать, что Закон даже отдаленно не похож на подобные акты, принятые в Чехословакии или Польше после падения коммунистического режима, — значит ничего не сказать. В нем нет предпосылок для ожидаемой многими полной перезагрузки государственного аппарата, а речь идет только об увольнении лиц, занимавших те или иные должности в период президентства Виктора Януковича (с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года) или во времена Революции достоинства (с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года). Именно в г-не Януковиче, как следует из Закона, кроется корень зла, о чем прямо указано в части 2 статьи 1: «Очищение власти осуществляется в целях недопущения к участию в управлении государственными делами лиц, которые своими решениями, действиями или бездействием осуществляли меры (и/ или способствовали их осуществлению), направленные на узурпацию власти Президентом Украины Виктором Януковичем, подрыв основ национальной безопасности и обороны Украины или противоправное нарушение прав и свобод человека».
Закон уже получил немало критических отзывов относительно формулировок, вероятности инициирования судебных процессов на Украине и признания его нарушающим Конвенцию о защите прав человека и основоположных свобод Европейским судом по правам человека, а недавно и Мониторинговый комитет ПАСЕ по Украине высказался о необходимости направления Закона для анализа в Венецианскую комиссию.
Что к чему в Законе, насколько он может быть исполнен и какие последствия повлечет, мы попытаемся разобраться в настоящей статье.
Должности не для всех
Статья 2 Закона устанавливает перечень должностей, для занятия которых надо пройти специальную проверку на предмет допустимости к той или иной должности. Эту проверку должны проходить лица, занимающие должности на момент вступления в силу Закона и претендующие на их занятие в будущем. В перечне указаны почти все высшие должности в органах государственной власти и в ключевых органах местного самоуправления. Проще сказать, на какие должности не будет распространяться процедура очищения:
— все выборные должности, включая Президента Украины, народных депутатов Украины, городских, поселковых, сельских председателей и депутатов местных советов, их председателей и секретарей;
— должностные лица в Вооруженных Силах Украины или других военизированных формированиях, созданных на основании Закона, находящиеся на срочной военной службе или призванные по мобилизации;
— сотрудники аппаратов Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, работники Государственной судебной администрации (кроме председателя, первого заместителя и заместителя) и ее территориальных управлений, аппаратов судов;
— сотрудники Администрации Президента Украины, Государственного управления делами, Секретариата Кабинета Министров Украины, аппарата Правительственного уполномоченного по антикоррупционной политике, за исключением руководителей, их первых заместителей и заместителей;
— сотрудники Кабинета Министров Украины (КМУ), министерств и центральных органов исполнительной власти, комиссий и служб, за исключением членов КМУ, руководителей таких органов, их первых заместителей и заместителей;
— рядовой состав органов внутренних дел, Государственной пенитенциарной службы, Госслужбы спецсвязи, Государственной фискальной службы, налоговой милиции и Государственной службы чрезвычайных ситуаций;
— сотрудники органов прокуратуры, СБУ, Службы внешней разведки, Управления госохраны и Национального банка Украины, не относящиеся к должностным и служебным лицам;
— судьи Конституционного Суда Украины и сотрудники Секретариата суда.
Соответственно, занимать должности, предусмотренные статьей 2, нельзя лицам, которые в течение года совокупно в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года занимали какие-либо из должностей, указанных в части 1 статьи 3 Закона: Президента, премьер-министра, министров, руководителя центрального органа исполнительной власти, члена ВСЮ (кроме председателя Верховного Суда Украины), руководителя или заместителя руководителя самостоятельного структурного подразделения органов прокуратуры, СБУ и прочие должности, перечисленные в десяти пунктах. Исходя из части 2 статьи 1, это те лица, которые могли способствовать узурпации власти Президентом Украины Виктором Януковичем.
Таким лицам запрещено занимать должности, перечисленные в статье 2 Закона в течение десяти лет со дня вступления Закона в силу.
Такой же запрет налагается на лиц, которые в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года занимали (и не уволились по собственному желанию) должности, перечень которых изложен в части 2 статьи 3 Закона. Это прежде всего лица, занимающие руководящие должности в высших органах государственной власти, ВСЮ, ВККС, ГСА Украины, Вооруженных Силах, правоохранительных органах,
в органах местного самоуправления, а также сотрудники правоохранительных органов, задерживающие лиц на майданах, составляющие в отношении них рапорты и подававшие ходатайства о применении меры пресечения, судьи, принимавшие решения по результатам рассмотрения таких ходатайств… То есть те, кто, по мнению законодателя, допустил нарушение прав и свобод человека.
Этот же запрет распространяется также на лиц:
— которые занимали должности от секретаря райкома партии и выше в Коммунистической партии СССР, Украины, другой союзной республики, ЦК ЛКСМУ, работали в штате или были негласными агентами КГБ СССР, КГБ УССР, КГБ
других союзных республик, ГРУ Минобороны СССР, окончили высшие учебные заведения КГБ СССР, за исключением технических специальностей;
— в отношении которых обнаружено несоответствие сведений об имуществе и расходах в декларациях о доходах за период, когда они занимали должности, предусмотренные статьей 2 Закона, доходам из законных источников;
— занимающих на момент вступления в силу Закона должности, перечисленные в статье 2 Закона, не подавших своевременно заявления о том, что в отношении них применяется запрет или что запрет не применяется, а также о предоставлении согласия на проведение спецпроверки. Такое заявление, согласно статье 4 Закона, надо подать в течение десяти дней со дня начала проверки в соответствующем органе.
Интересно, что запрет на занятие должностей не касается лиц, признанных участниками боевых действий АТО, если они в период президентства Виктора Януковича занимали должности, предусмотренные частями 2—4 статьи 3 Закона. «Смыть позор кровью» могут лица, которые не уволились с должностей в период Евромайдана, то есть, по смыслу Закона, содействовали нарушению прав человека (включая судей, сотрудников правоохранительных органов); судьи и правоохранители, способствующие уголовному преследованию по политическим мотивам; партийные функционеры времен СССР и сотрудники КГБ.
Такой подход весьма сомнителен и закладывает коррупционный фактор в части получения статуса участника боевых действий в АТО.
Очищение через суд
Помимо десятилетнего запрета на занятие должностей, который налагается непосредственно Законом, часть 3 статьи 1 Закона предусматривает и люстрацию вследствие принятия судебного решения. Такой запрет будет действовать в течение пяти лет со дня вступления в силу судебного решения. Применятся он может к таким лицам:
— судьям, которые разрешали задержание для привода, избирали превентивные меры в виде содержания под стражей, выносили обвинительные приговоры, оставляли их в силе, и сотрудникам органов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органов, осуществлявшим или содействовавшим проведению уголовного преследования в отношении лиц, к которым применена полная индивидуальная амнистия;
— должностным и служебным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, кроме указанных в частях 1—4 статьи 3, которые занимали должности в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, в отношении которых судебным решением будет установлено, что они содействовали узурпации власти, подрыву нацбезопасности и нарушению прав человека;
— должностным и служебным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, включая судей, работников правоохранительных органов, в отношении которых судом установлено, что они осуществляли меры по препятствованию реализации конституционного права на мирные собрания или причинению вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года;
— должностным и служебным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, включая судей, работников правоохранительных органов, в отношении которых судом установлено, что они сотрудничали со спецслужбами иностранных государств как тайные информаторы; содействовали подрыву основ нацбезопасности, обороны или территориальной целостности Украины; призывали публично к нарушению суверенитета Украины; разжигали межнациональную вражду; причинили нарушение прав человека и основоположных свобод, признанное Евросудом.
Судя из изложения, каждый из случаев, который допускает применение судом индивидуальной люстрации, похож на состав того или иного преступления, предусмотренного соответствующими нормами Уголовного кодекса (УК) Украины. Следовательно, применение этих актов должно согласовываться. Если это дополнительное наказание, то оно должно применяться не с момента вступления в законную силу судебного решения, а с момента отбывания основного наказания. Если это основное наказание, — можно сказать, что оно довольно мягкое по отношению к перечисленным нарушениям. Поэтому в этой части Закон очень непонятен и требует либо уточнения, либо согласования с Уголовным кодексом Украины. Главное, чтобы он не был использован для уклонения от такой уголовной ответственности.
Международные перспективы
Закон еще не вступил в силу, но многие уже задумались о перспективах обжалования. Очевидно, что в национальных судах оно не будет иметь особых перспектив, а вот в Евросуде — вопрос интересный. Отметим, что в практике Евросуда уже рассматривались дела относительно люстрации в странах Европы, и Евросуд всегда указывал, что право государства устанавливать такие правила должно быть соразмерно и не приводить к дискриминации. Кроме того, люстрация допустима, когда конфликтная ситуация исчерпана — общество идет на компромисс, проводя ее. С другой стороны, проводить люстрацию допустимо, только если она соответствует историческому моменту, в который проводится. В любом случае лицо, подлежащее люстрации, должно иметь все гарантии справедливого суда при рассмотрении его дела, даже если люстрация проводится не судом, а специальными органами.
Другой международный аспект, который затрагивает этот Закон, — инициатива Мониторингового комитета передать Закон на экспертизу в Венецианскую комиссию. В целом это можно назвать логичным, но украинские реалии таковы, что в Венецианской комиссии государство представляет известный политический деятель всех времен независимости Сергей Кивалов. На многих его бывших коллег, да и на него (как члена ВСЮ) распространяется действие Закона, а потому он является лицом заинтересованным. Будем надеяться, что европейские эксперты это учтут, заслушивая доклад г-на Кивалова, и подойдут к вопросу объективно.
Вместо послесловия
Увы, Закон не предполагает полной люстрации. Похоже, у принимавших его не хватило смелости признать, что не только Виктор Янукович злоупотреблял властью (хотя это еще надо доказать в суде), и уступить место молодым, новым в государственном управлении людям, как это сделали в Чехословакии времен Вацлава Гавела. Много вопросов остается относительно судьбы судей и сотрудников правоохранительных органов, которые допускали нарушение прав человека, но не в период Революции достоинства и не по политическим мотивам. Или права избитых до полусмерти в СИЗО и незаконно осужденных менее важны, чем тех, кого второпях признали политическим преступником?
Но, хотя Закон далек от идеала, факт его принятия говорит и о позитивных изменениях в обществе и политикуме. Во-первых, это было требование народа, и его услышали. Даже если хитроумные политики-юристы сумели его принять так, чтобы затем иметь возможность оспорить. Во-вторых, очищение украинской власти действительно необходимо. Понятно, что включить в Закон выборные должности накануне парламентских выборов у депутатов не хватило силы духа (тогда списки кандидатов от многих партий заметно поредели бы), но общество еще имеет шанс указать им на их реальное место, если осознанно подойдет к голосованию. В-третьих, в действующий Закон легче внести изменения, чем принять такой акт с нуля. Кто знает, может, новый состав парламента исправит ошибки предшественников, и Закон перестанет выглядеть мертворожденным.
Но пока, отметим, надо еще дождаться вердикта главы государства относительно судьбы Закона «Об очищении власти».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…