23 сентября с.г. Верховный Совет Украины принял в целом Закон Украины «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины» (Закон). Новацией, которую в буквальном смысле слова все смогут ощутить руками, станет внедрение модернизированного паспорта — паспортной карточки — бесконтактного электронного носителя информации. По словам авторов проекта, парламент таким образом выполнил одно из главных требований ЕС по внедрению Украиной электронных заграничных паспортов с биометрическими данными. Однако попытки достичь поставленных целей спровоцировали нарушения основных конституционных принципов развития государства. Так считают специалисты Министерства юстиции Украины.
План действий по либерализации ЕС визового режима для Украины предусматривает одним из первоочередных мероприятий принятие законодательных актов по введению документов Украины для выезда за границу с электронным носителем биометрической информации, в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ICAO).
Но в данном случае посыл демократических государств истрактовали настолько широко, что под угрозой оказались права украинцев. В Указе Президента Украины «О Национальном плане по выполнению Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины» от 22 апреля 2011 года предусмотрено введение электронных носителей. Но это касалось только документов для выезда за границу, а не внутригосударственных документов.
Важно отметить, что паспортная карточка обязательна для всех граждан Украины, и будет оформляться каждые 10 лет (статья 12 Закона). Получается, что каждый гражданин, независимо от возраста, будет обязан «кормить» своими деньгами изготовителя документов? Авторы Закона необходимость паспортов для детей объясняют так: свидетельство о рождении не может идентифицировать ребенка, из-за чего постоянно имеют место попытки незаконного вывоза украинских детей за границу. Неизвестно, каким образом будет стимулироваться получение паспорта лицами до 16-ти лет, ведь они не будут выступать субъектами административной ответственности за проживание без паспорта.
Как гласит пояснительная записка, «принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины». Однако его практическая реализация без материальных ресурсов невозможна. Значит, платить придется самим гражданам. Озвучивается мнение, что заказы на производство документов получит структура, занимающая монопольное положение в сфере производства документов, а именно — концерн ЕДАПС.
Минюст назвал Закон «потенциально коррупциогенным»: «Закон, определяя безальтернативную технологию изготовления документов, удостоверяющих личность, закрепляет, таким образом, существующую монополию в этой сфере». Народный депутат Сергей Терехин заявил, что Закон обеспечит концерну ежегодную прибыль в 7‑8 млрд грн. Авторы, в свою очередь, утверждают: любое лицензированное предприятие сможет вступить в спор за право производства документов.
О конкретных расценках пока говорить сложно, есть информация только о некоторых из них. Изменения в Декрет Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» предусматривают увеличение госпошлины за выдачу паспортной карточки в случае обмена, вместо утерянной или поврежденной. Плата повысится в 10 раз — с 0,2 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (НМДГ) до 2 НМДГ.
Документ не вводит ни одного нового документа — спешат успокоить граждан авторы проекта. И здесь с ними трудно не согласиться. Загвоздка в том, что такие документы, как удостоверения пенсионеров, лиц с инвалидностью и застрахованных лиц были бесплатными. «В тексте проекта вопрос о взимании платы за выдачу вышеперечисленных документов в форме карт прямо не решается, однако, судя по тому, что их не отнесли к перечню документов, за оформление которых государственная пошлина не взимается, они могут выдаваться на платной основе», — отмечается в заключении Главного научно-экспертного управления аппарата Верховного Совета Украины.
Законом предусмотрено создание нового органа — Государственной информационной системы регистрационного учета физических лиц и их документирования. Как отмечается в Минюсте, нормы о перечне информации, которая будет включаться в реестр, нарушают статью 32 Конституции Украины, ограничивающую вмешательство государства в личную, семейную жизнь, поскольку сформулированы слишком обобщенно, нечетко и допускают различное толкование.
Угроза праву на приватность связана и с тем, что непосредственно печать документов доверят частной структуре, отмечает Даниил Курдельчук, председатель общественного совета при Минюсте. «У меня во многих вопросах позиция с министром юстиции расходится. Но в данном случае в его позиции я вижу определенное политическое мужество. Он встал на защиту принципа верховенства права и выступил против идеи, имеющей очень сильную лоббистскую поддержку. Частной структуре будут доверены данные абсолютно обо всех гражданах. Если бы вопросом занималось только государство, то предусмотреть определенные оговорки и реализовать контроль за перемещением данных было бы проще», — заявил он.
Вопреки заявлениям об ускорении евроинтеграции, ожидается обратный эффект. Ведь предусмотренные новации ударят по правам одной из дискриминируемых категорий лиц — по правам беженцев. Так считают в региональном представительстве Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в г. Киеве. Закон сократит срок действия документов беженцев всего лишь до 6 месяцев. «Частые продления срока действия удостоверения беженца также будут означать непрерывный рост расходов беженцев на эту процедуру и дополнительную административную нагрузку на сотрудников исполнительных органов власти в сфере предоставления убежища», — заявляют в УВКБ ООН.
Также вводится документ «Разрешение на трудоустройство». Оно выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства, желающим работать на Украине, сроком на год. Этим же законом вносятся изменения в Закон Украины «О занятости населения». При этом использование работодателем труда иностранцев или лиц без гражданства без разрешения на использование их труда государственная служба занятости взимает с работодателя штраф за каждое такое лицо в размере ста минимальных зарплат. Сейчас размер этого штрафа меньше в пять раз.
Олег ЗАРУБИНСКИЙ,
председатель парламентского Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, соавтор закона
— От этого Закона граждане получат прямые выгоды. После его введения в действие они будут четко идентифицированы и смогут подтвердить свой статус. Это поможет и социальной инфраструктуре Украины, чтобы на нее не «ложилась» миллионная масса мигрантов, которых трудно идентифицировать. Также это поможет разрешить проблему торговли людьми. В тексте Закона четко прописано, что все документы с указанием срока своего действия будут действовать до истечения этого срока. Если гражданин захочет поменять старый документ на новый, он может воспользоваться таким правом, но это необязательное требование. Что касается паспортной карточки, то ее введение по карманам граждан не ударит, процедура ее оформления будет значительно дешевле и проще. А для тех, кто будет получать паспортную карточку впервые, эта процедура будет бесплатной.
Дети, которые родятся после 31 декабря 2011 года, будут получать не свидетельство о рождении, а паспортную карточку.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…