Идея легализации доходов, полученных незаконным путем, или так называемой «амнистии капиталов», давно обсуждается в широких кругах юридической и деловой общественности. Сторонники легализации указывают на необходимость ее проведения и на бесспорную пользу этой легализации для экономики страны — «не совсем законный капитал» начнет работать легально, уменьшится количество коррупционных правонарушений и «теневых» схем, на Украину вернется большая часть вывезенных за границу денежных средств и т.п. И вот, похоже, эта идея начинает приобретать более конкретные очертания — в Верховном Совете Украины народным депутатом Григорием Смитюхом 20 декабря 2006 года был зарегистрирован законопроект «О легализации доходов юридических и физических лиц» (Проект).
Цена вопроса
Объектами легализации, согласно Проекту, являются доходы (деньги в национальной и иностранной валюте в наличной и безналичной форме, ценные бумаги, паи в имуществе юридических лиц, земельные участки и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности, другое движимое и недвижимое имущество, имущественные права). Указанные доходы должны быть получены субъектом их легализации в любое время до подачи декларации о легализации доходов. В число таких доходов могут включаться также и объекты, находящиеся за пределами таможенной территории Украины. Необходимыми квалифицирующими признаками указанных доходов выступают следующие особенности: с таких доходов не были уплачены установленные законодательством Украины налоги, сборы (обязательные платежи) в бюджеты разных уровней и государственные целевые фонды или для приобретения таких доходов было каким-либо другим образом нарушено законодательство Украины, за исключением случаев, предусмотренных Проектом. Субъектами легализации выступают юридические лица, созданные гражданами Украины, а также физические лица — граждане Украины. Исключениями, при которых проведение легализации не допускается, являются случаи, когда доходы были получены вследствие деяний, признаваемых законодательством тяжкими преступлениями против основ национальной безопасности Украины, жизни, здоровья и свободы лица, мира, безопасности человечества и международного правопорядка, а также преступлениями, совершенными в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров. Процедура легализации должна быть проведена Министерством юстиции Украины на протяжении одного года.
Преступник и/или «инвестор»?
Субъектам легализации Проект предусматривает предоставить определенные гарантии, в частности освободить от обязанности подачи информации об источниках происхождения доходов, освободить легализированные доходы от налогообложения, обеспечить конфиденциальность информации, полученной соответствующими государственными органами во время легализации, а также некоторые другие. Подобные формулировки имеют, мягко говоря, либеральный характер. Напомним, что, согласно статье 12 Уголовного кодекса Украины, тяжким считается преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более 10 лет, а из определения понятия преступления средней тяжести следует, что нижний порог наказания за тяжкое преступление составляет более 5 лет лишения свободы. Таким образом, далеко не каждый вид преступления, согласно указанным в Проекте разделам Уголовного кодекса Украины (а их названо 5 из 20 существующих, да и то в неполном виде), будет означать для лиц, легализовавших свои доходы, привлечение к уголовной ответственности. То есть в случае легализации незаконных доходов лицо сможет избежать уголовного преследования, например, за незаконное лишение свободы или похищение человека, в некоторых случаях за торговлю людьми или эксплуатацию детей, не говоря уже о таких «мелочах», как преступления против собственности или в сфере хозяйственной деятельности. Подобные предложения тяжело отнести даже к серьезным недостаткам законодательной техники.
И процедура хороша…
Для легализации доходов, согласно Проекту, субъект легализации подает декларацию о доходах в Министерство юстиции Украины. Лица, проживающие за пределами Украины, подают такие декларации через дипломатические представительства или консульские учреждения. В декларации указываются общие сведения о субъекте легализации, достаточные для его идентификации, список объектов легализации, их местонахождение и стоимость. Однако Проект не содержит никаких требований или методик для оценки стоимости объектов легализации, и как определять такую стоимость — абсолютно не понятно. Ведь легализация конкретного банковского счета или определенной суммы наличных средств — это одно, но когда дело касается, например, земельных участков, прав интеллектуальной собственности или имущества, которое может находиться в нескольких различных местах, в том числе за границей, такая позиция становится совсем не понятной.
Декларация также должна содержать заявление субъекта легализации о правдивости предоставленной информации и об отсутствии в их составе доходов, которые задекларированы и на которые не распространяется действие Проекта. И снова нет никакого упоминания ни о проверке предоставленной информации, ни о компетентном или контролирующем такие правоотношения органе, а также о какой-либо ответственности за предоставление неправдивых сведений о легализированных доходах. Мало того, предусмотрено, что Министерство юстиции на протяжении 10 рабочих дней после принятия такой декларации и документов к ней выдает субъекту легализации государственное свидетельство о легализации доходов. Таким образом, у Министерства юстиции нет права не то что проверить такую информацию, но и вообще отказать заявителю в выдаче свидетельства о легализации доходов.
Гарантии «оптом», а право потом…
Но и на этом не исчерпывается весь перечень предусмотренных привилегий и гарантий для субъектов легализации. Так, доходы признаются полученными законным путем, государство гарантирует, что на протяжении периода осуществления легализации и в дальнейшем не будет возбуждено уголовное дело или открыто производство по делу об административном правонарушении за нарушение налогового или какого-либо иного законодательства касательно задекларированных доходов. Субъекты легализации полностью освобождены от обязанности предоставления информации об источниках получения легализированных доходов, освобождены от юридической ответственности за правонарушения, совершенные с целью получения и сокрытия доходов, полученных до направления декларации о легализации. Понятие юридической ответственности включает в себя все виды ответственности, существующей в украинском законодательстве на данный момент, и подразумевает ответственность уголовную, административную, дисциплинарную, материальную и гражданско-правовую. Этот тезис подтверждает еще одна норма Проекта — совершенные до вступления в силу Проектом сделки относительно имущества, являющегося объектом легализации (включая его приватизацию), не могут быть признаны недействительными за исключением случаев, по которым Проектом не допускается проведение легализации доходов. Такая норма не соответствует требованиям Конституции и законов Украины, так как ее положения ограничивают конституционные права человека на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав, на частную собственность и на ее защиту в установленном законом порядке, а также не соответствует требованиям статьи 22 Основного Закона, которой предусмотрено, что при принятии новых законов или внесении изменений в уже действующие не допускается сужение объема существующих прав и свобод. Кроме того, статьей 16 Гражданского кодекса Украины определено, что каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего личного неимущественного или имущественного права либо интереса, причем одним из способов защиты гражданских прав и интересов может быть признание сделки недействительной. Какой-либо отказ от такого права или его ограничение является ничтожным.
Субъект легализации, в соответствии с Конституцией и законами Украины, может без каких-либо ограничений пользоваться своим нерушимым правом владеть, пользоваться и распоряжаться легализированными объектами собственности, хотя в другой норме Проекта указано, что государственное свидетельство о легализации доходов не является документом, удостоверяющим право собственности на соответствующие объекты.
Информация, которая содержится в соответствующей декларации и государственном свидетельстве о легализации доходов, может быть предоставлена Министерством юстиции Украины правоохранительным органам по их мотивированному обращению в случае возбуждения уголовного дела против лица, легализовавшего доходы, если согласие на предоставление такой информации предоставлено коллегиально принятым решением Верховного Суда Украины. Причем такое уголовное дело может быть возбуждено на основаниях, не связанных с получением доходов, которые были легализированы в соответствии с требованиями данного Проекта. Соответствующего механизма опять-таки не существует, для его воплощения необходимы существенные изменения в законодательстве Украины, чего данный Проект не предусматривает.
Указанные пробелы и несоответствия нивелируют все рациональные и позитивные идеи законопроекта, делая его принятие в существующем виде не просто неоправданным, а и абсолютно недопустимым.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…