В условиях реформирования системы образования на Украине, перехода ее к мировым стандартам юридические вузы все больше внимания уделяют вопросам наработки практического опыта, подготовки сформированного специалиста. Реальной альтернативой традиционной практики является система клинического образования, которая в некоторых зарубежных государствах является неотъемлемой частью подготовки юристов.
Юридическая клиника представляет собой определенную организационную структуру, где параллельно с преподаванием традиционных дисциплин происходит обучение студентов практическим навыкам на реальных, «живых» делах и проблемах. Существуют две основные разновидности клиник. Первые представляют собой структурные подразделения юридического вуза, но отделены от него внутренними нормативами, имеют свой штат преподавателей, обслуживающий персонал, собственное оборудование, помещение и все то, что необходимо для их деятельности. Возглавляет такую клинику, как правило, освобожденный от других обязанностей администратор. Другой вариант — это клиника абсолютно независимая. Это самостоятельная организация с правами юридического лица, «обслуживающая» не один, а несколько вузов, готовящих юристов, но выполняет она те же функции, что и в первом случае.
Вопрос практической подготовки юристов далеко не нов. Он поднимался учеными-юристами и практиками достаточно давно — на недостатки подготовки юристов по традиционной системе обращали внимание еще в позапрошлом веке. Например, декан юридического факультета Казанского университета Дмитрий Мейер в 1867 году отмечал: «Звание юриста, как и звание врача, практическое, подобно тому, как практическая подготовка учеников к врачебному делу проходит в клинике, точно так же практическая подготовка юриста должна осуществляться там же». А профессор Фроммгольд опубликовал в 1901 году в немецком журнале «Deutsche Juristen-Zeitung» заметку «Juristische Kliniken» («Юридическая клиника»), где указал на большое значение, которое имеют для врачебной практики клиники, существовавшие в то время при медицинских факультетах и академиях, и предложил по их образцу создать клиники при юридических высших учебных заведениях, где бы студенты под руководством профессоров решали не вымышленные или отжившие юридические казусы, а оказывали бы непосредственную юридическую помощь лицам, которые в ней нуждаются, занимаясь живыми, еще не решенными делами.
В США термин «клиническое образование» появился позже, в 20—30-х годах прошлого века, став отображением определенной тенденции в юридическом образовании, формируемой членами так называемого реалистичного юридического движения — группы ученых, устремившихся ввести социальные аспекты в изучение права.
Развитие клинического юридического образования в США ускорилось в 60-е годы прошлого века, когда частные фонды начали стимулировать развитие клиник для выполнения двойной задачи, а именно: для предоставления необходимой юридической помощи малообеспеченным клиентам и в то же время для развития необходимых профессиональных навыков у студентов. На протяжении следующего десятилетия клинические программы бурно развивались, и Американская ассоциация юристов — орган, ответственный за осуществление надзора за аккредитацией юридических вузов — начала требовать, чтобы американские школы права рассматривали клиническое образование, по крайней мере, как один из вариантов практической подготовки студентов.
Для того чтобы обеспечить функционирование юридического «клинического» образования, в США и других странах были приняты специальные нормативные документы. Например, в 1969 году Американская ассоциация юристов опубликовала Типовые правила, которые регламентировали юридическую студенческую практику. Эта модель имела две четко сформулированные цели: увеличение объема правовых услуг, предоставляемых малообеспеченным клиентам, и поощрение существующих юридических факультетов к расширению использования клинического образования с целью приобретения студентами навыков адвокатской деятельности. В настоящее время все штаты, а также округи Колумбия и Пуэрто-Рико, или восприняли эти Типовые правила, или разработали свои собственные правила юридической практики студентов.
В Венгрии в 1968 году с целью обеспечения юридического «клинического» образования были внесены поправки в разделы 59(1), 59(2), 184(4) Уголовно-процессуального кодекса в части работы юридических клиник и предоставления студентам права представлять интересы клиентов в суде. В Польше даже был подготовлен проект Закона о студенческих юридических консультациях.
В Российской Федерации вопрос открытия «правовых клиник» и их деятельности урегулирован приказом Министерства образования № 433 от 5 октября 1999 года «О правовых консультациях («правовые клиники») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…