В отсутствие закона, регулирующего статус Кабинета Министров Украины, действуют различные подзаконные акты, дополняющие и уточняющие содержащиеся в Конституции Украины нормы. Принимает эти подзаконные акты, как ни странно, сам Кабинет Министров.
В частности, 27 января с.г. КМУ принял постановление «О функциональных полномочиях премьер-министра Украины, первого вице-премьер-министра, вице-премьер-министров и министра Кабинета Министров Украины» (Постановление). Этим Постановлением отменяется аналогичный нормативный акт, принятый в марте 2005 года. Постановление же направлено на регулирование положения, когда высшие должностные лица КМУ по каким-либо причинам временно не могут исполнять свои обязанности, и их нужно «подменить» на должности.
Прежде всего возникает вопрос: относится ли к компетенции правительства принятие нормативных актов, регулирующих его собственную деятельность?
Статьей 113 Конституции Украины установлено, что Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется Основным Законом, законами Украины, указами Президента и постановлениями Верховного Совета Украины. Из анализа этой нормы следует, что КМУ не вправе издавать нормативные акты, регулирующие его деятельность. С другой стороны, рассматриваемое нами Постановление всего лишь определяет проблемные аспекты осуществления членами КМУ функций, возложенных на них Конституцией Украины. Возникает коллизия, которая должна быть устранена принятием законодательного акта о статусе правительства.
Законопроект «О Кабинете Министров Украины», подготовленный рабочей группой правительства, определяет, что КМУ на основании и во исполнение Конституции Украины, законов Украины и актов Президента издает в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. Из этой нормы также нельзя сделать однозначного вывода, вправе ли КМУ определять порядок деятельности членов правительства. Возможно, законопроект подвергнется доработке, и компетенция правительства по изданию нормативных актов будет определена более четко.
Проанализируем теперь, что нового по сравнению с предыдущим Постановлением устанавливает рассматриваемый нами нормативный акт КМУ в функциональном распределении полномочий между членами КМУ.
В отсутствие премьер-министра его обязанности исполняет первый вице-премьер-министр, а в случае отсутствия последнего или одного из вице-премьер-министров действует следующая схема исполнения обязанностей. Вице-премьер-министр Украины по вопросам гуманитарной и социальной политики может заменять в случае отсутствия первого вице-премьер-министра Украины и вице-премьер-министра по вопросам агропромышленной политики и природных ресурсов. А последний, в свою очередь, исполняет обязанности вице-премьер-министра по вопросам гуманитарной и социальной политики. То есть вице-премьеры полностью взаимозаменяемы.
Урегулированы полномочия «нового» вице-премьера
Предыдущим постановлением, отменяемым с введением в действие рассматриваемого Постановления, определялись полномочия вице-премьеров по вопросам европейской интеграции и по вопросам административной и административно-территориальной реформы. Однако на данный момент эти должности в КМУ уже упразднены, зато появилась не существовавшая ранее должность вице-премьера по вопросам агропромышленной политики и природных ресурсов. Соответственно, в Постановлении закреплены полномочия последнего.
Вице-премьер по вопросам агропромышленной политики и природных ресурсов наделяется полномочиями по организации разработки и реализации стратегии функционирования агропромышленного комплекса, в частности по вопросам обеспечения промышленной безопасности государства, проведения реформирования земельных отношений, создания инфраструктуры продовольственного рынка.
Должен ли министр заниматься кадровой работой?
На министров КМУ Постановление, в частности, возлагает задачи по обеспечению согласованности и последовательности осуществления органами исполнительной власти мер по проведению административной реформы, регионального развития, реформирования государственной службы, а также содействия введению европейских стандартов в деятельность органов исполнительной власти в целях улучшения их структурной организации.
Кроме этого на министров возлагается задача координировать работу по вопросам укрепления кадрового потенциала. Но должен ли этим заниматься именно министр?
В проекте Концепции реформирования публичной администрации на Украине указано, что одной из причин, по которой система органов исполнительной власти в нашей стране неэффективна, внутренне противоречива, чрезмерно централизована, является тот факт, что министры и министерства в целом перегружены административными вопросами. Согласно этому проекту, необходимо вновь ввести должность государственного секретаря министерства, на которого были бы возложены функции руководства аппаратом министерства и разрешения административных вопросов.
Процедуру назначения государственного секретаря министерства предусматривает проект Закона «О министерствах и других центральных органах исполнительной власти», подготовленный рабочей группой КМУ. Это должностное лицо назначается правительством по представлению государственного секретаря КМУ, являющегося руководителем Секретариата КМУ. Согласно законопроекту, государственный секретарь министерства является высшим должностным лицом из числа государственных служащих в министерстве. На него и будет, в случае принятия законопроекта, возложено задание «координировать работу по вопросам кадрового потенциала», отнесенное Постановлением к компетенции министра КМУ.
Рассмотренное нами Постановление мало чем отличается от аналогичного, отменяемого им с момента вступления в действие, и не вносит ничего концептуально нового в распределение полномочий между членами КМУ. Постановление подробно определяет полномочия членов КМУ и порядок исполнения их обязанностей в случае возникновения необходимости их «рокировки». Однако решить проблемы в исполнительной власти этот нормативный акт не может — как в силу своего статуса (подзаконный акт), так и из-за повторения положений старого постановления. Очевидно, что необходимо принятие парламентом законов, которые урегулируют статус КМУ и министерств, включая распределение обязанностей между членами правительства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…