Сегодня продолжается внедрение пенсионной реформы, начавшейся 1 января 2004 года. Ее основной задачей является создание накопительной пенсионной системы с использованием негосударственных пенсионных фондов (Фонды). Роль таких субъектов негосударственного пенсионного обеспечения (Обеспечение) трудно преувеличить, ведь кроме накопительной функции на них также возлагается функция инвестиционная — для приумножения пенсионных вкладов.
В соответствии с Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля 2003 года № 1057‑IV (Закон № 1057-IV) Фонды создаются на основании решения основателей и не преследуют цели получения прибыли для дальнейшего распределения между ними. Так как активы Фонда формируются за счет пенсионных взносов и прибыли от их инвестирования, государство осуществляет жесткий контроль за деятельностью Фондов путем законодательно закрепленных ограничений деятельности, регулярных проверок по состоянию пенсионных активов и запрета ликвидации в связи с банкротством. Однако государство не несет ответственности по обязательствам Фонда, о чем отмечается в каждом пенсионном контракте.
За работой Фондов одновременно следят Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынка финансовых услуг, Антимонопольный комитет Украины, Национальный банк Украины и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.
Функции по негосударственному пенсионному обеспечению выполняются несколькими специализированными, контролирующими друг друга юридическими лицами, что предотвращает концентрацию всех полномочий в одном лице и бесконтрольное размещение пенсионных активов. Существуют серьезные требования к работникам юридических лиц, которые участвуют в Обеспечении, а также к классификации видов, направленных на инвестирование средств Фонда. Исходя из этого, Фонды не имеют права вкладывать свои активы в один инвестиционный проект для обеспечения минимального риска потери активов — это является их основным преимуществом. Государство ограничивает инвестиционную деятельность негосударственных пенсионных фондов. Исходя из статьи 49 Закона № 1057-IV и Положения об инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов, утвержденного Распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины № 139 от 27 ноября 2003 года, активы Фондов могут быть инвестированы в:
— ценные бумаги одного эмитента — не более 5 %;
— ценные бумаги, гарантированные Кабинетом Министров Украины, — не более 50 %;
— ценные бумаги, гарантированные Советом министров АР Крым, и облигации местных ссуд — не более 20 %;
— облигации и акции резидентов Украины — не более 40 %;
— ценные бумаги нерезидентов — не более 20 %;
— ипотечные облигации и ипотечные сертификаты — не более 40 %;
— объекты недвижимости — не более 10 %;
— банковские металлы — не более 10 %;
— другие активы — не более 5%.
Для популяризации негосударственного пенсионного страхования подпункт 164.2.16 пункта 164.2 статьи 164 раздела ІV Налогового кодекса Украины устанавливает, что работодатели имеют возможность относить на валовые расходы сумму взносов, перечисленную в Фонд, но не более 15 % начисленной суммы заработной платы налогоплательщику в течение каждого отчетного налогового месяца, за который платится пенсионный взнос. Такая сумма не должна превышать размера месячного прожиточного минимума, действующего для работоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного к ближайшим десяти гривнам.
Гибкие условия контракта, возможность выбора пенсионной схемы с последующим ее изменением по желанию вкладчика, возможность свободного выбора пенсионного возраста, получения одноразовой выплаты в случаях, определенных законодательством, содействуют развитию Обеспечения и росту количества Фондов.
Состоянием на 31 марта 2011 года в Государственном реестре финансовых учреждений содержится информация о 100 Фондах и 41 администраторе Фондов. Были заключены контракты с 557 600 вкладчиками. При этом вкладчики — физические лица составляют 4,4 %, юридические лица — 95,4 %, физические лица — предприниматели — 0,2 %. Общие активы Фондов составляют 1221,4 млн грн.
Если сравнивать государственный пенсионный фонд с негосударственным, то разница заключается в инвестиционном риске: при инвестировании активов Фонда в очень успешный проект вкладчик может получать дополнительные средства, но, с другой стороны, при неумелом распоряжении взносами прибыль Фонда будет ниже уровня инфляции, и накопленные средства обесценятся. Слабость украинских Фондов активно используют страховые компании, в том числе зарубежные, которые всячески привлекают к своим пенсионным проектам состоятельные слои населения Украины, оставляя Фондам сектор средне- и малообеспеченных граждан. Последние, как правило, либо не доверяют Фондам, либо не имеют надлежащих доходов для участия в Обеспечении. На данный момент участниками Фондов являются лишь 4,4 % работоспособного населения Украины, в то время как, к примеру, в Нидерландах — более 90 %.
Анализ количественных ограничений относительно инвестирования пенсионных активов Фонда свидетельствует о том, что украинское законодательство предоставляет свободу в выборе инвестиционной политики Фондов. Хотя эти ограничения и обеспечивают определенный уровень распределения вложений, его недостаточно для успешного регулирования инвестиционной деятельности Фондов. На сегодняшний день существует лишь верхний предел ограничений, но отсутствуют обязательства минимального инвестирования, в частности в активы, обеспеченные соответствующими имущественными объектами.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что деятельность Фондов играет важную роль и в отрасли пенсионного обеспечения, и в развитии экономики государства. Поэтому очень важным является наличие четкого механизма регулирования не только их деятельности, но и деятельности других финансовых учреждений для укрепления позиций Фондов на финансовом рынке государства, в том числе усиления доверия граждан к негосударственным пенсионным проектам.
ДЕРКАЧ Александра — партнер ПГ «Маэстро и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…