Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Все ушли на фонд

Для внедрения пенсионной реформы необходимо на законодательном уровне укрепить позиции негосударственных пенсионных фондов

Сегодня продолжается внедрение пенсионной реформы, начавшейся 1 января 2004 года. Ее основной задачей является создание накопительной пенсионной системы с использованием негосударственных пенсионных фондов (Фонды). Роль таких субъектов негосударственного пенсионного обеспечения (Обеспечение) трудно преувеличить, ведь кроме накопительной функции на них также возлагается функция инвестиционная — для приумножения пенсионных вкладов.

Инвестиции фондов ограничены

В соответствии с Законом Украины «О негосударственном пенсионном обес­печении» от 9 июля 2003 года № 1057‑IV (Закон № 1057-IV) Фонды создаются на основании решения основателей и не преследуют цели получения прибыли для дальнейшего распределения между ними. Так как активы Фонда формируются за счет пенсионных взносов и прибыли от их инвестирования, государство осуществляет жесткий контроль за деятельностью Фондов путем законодательно закрепленных ограничений деятельности, регулярных проверок по состоянию пенсионных активов и запрета ликвидации в связи с банкротством. Однако государство не несет ответственности по обязательствам Фонда, о чем отмечается в каждом пенсионном контракте.

За работой Фондов одновременно следят Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынка финансовых услуг, Антимонопольный комитет Укра­ины, Национальный банк Украины и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

Функции по негосударственному пенсионному обеспечению выполняются несколькими специализированными, конт­ролирующими друг друга юридическими лицами, что предотвращает концентрацию всех полномочий в одном лице и бесконтрольное размещение пенсионных активов. Существуют серьезные требования к работникам юридических лиц, которые участвуют в Обеспечении, а также к классификации видов, направленных на инвес­тирование средств Фонда. Исходя из этого, Фонды не имеют права вкладывать свои активы в один инвестиционный проект для обеспечения минимального риска потери активов — это является их основным преимуществом. Государство ограничивает инвестиционную деятельность негосударственных пенсионных фондов. Исходя из статьи 49 Закона № 1057-IV и Положения об инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов, утвержденного Распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины № 139 от 27 ноября 2003 года, активы Фондов могут быть инвестированы в:

— ценные бумаги одного эмитента — не более 5 %;

— ценные бумаги, гарантированные Кабинетом Министров Украины, — не более 50 %;

— ценные бумаги, гарантированные Советом министров АР Крым, и облигации местных ссуд — не более 20 %;

— облигации и акции резидентов Украины — не более 40 %;

— ценные бумаги нерезидентов — не более 20 %;

— ипотечные облигации и ипотечные сертификаты — не более 40 %;

— объекты недвижимости — не более 10 %;

— банковские металлы — не более 10 %;

— другие активы — не более 5%.

Для популяризации негосударственного пенсионного страхования подпункт 164.2.16 пункта 164.2 статьи 164 раздела ІV Налогового кодекса Украины устанавливает, что работодатели имеют возможность относить на валовые расходы сумму взносов, перечисленную в Фонд, но не более 15 % начисленной суммы заработной платы налогоплательщику в течение каждого отчетного налогового месяца, за который платится пенсионный взнос. Такая сумма не должна превышать размера месячного прожиточного минимума, действующего для работоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного к ближайшим десяти гривнам.

Гибкие условия контракта, возможность выбора пенсионной схемы с последующим ее изменением по желанию вкладчика, возможность свободного выбора пенсионного возраста, получения одноразовой выплаты в случаях, определенных законодательством, содействуют развитию Обеспечения и росту количества Фондов.

Состоянием на 31 марта 2011 ­года в Государственном реестре финансовых учреждений содержится информация о 100 Фондах и 41 администраторе Фондов. Были заключены контракты с 557 600 вкладчиками. При этом вкладчики — физические лица составляют 4,4 %, юридические лица — 95,4 %, физические лица — предприниматели — 0,2 %. Общие активы Фондов составляют 1221,4 млн грн.

Повышенное доверие к государству

Если сравнивать государственный пенсионный фонд с негосударственным, то разница заключается в инвестиционном риске: при инвестировании активов Фонда в очень успешный проект вкладчик может получать дополнительные средства, но, с другой стороны, при неумелом распоряжении взносами прибыль Фонда будет ниже уровня инфляции, и накоп­ленные средства обесценятся. Слабость украинских Фондов активно используют страховые компании, в том числе зарубежные, которые всячески привлекают к своим пенсионным проектам состоятельные слои населения Украины, оставляя Фондам сектор средне- и малообеспеченных граждан. Последние, как правило, либо не доверяют Фондам, либо не имеют надлежащих доходов для участия в Обеспечении. На данный момент участниками Фондов являются лишь 4,4 % работоспособного населения Украины, в то время как, к примеру, в Нидерландах — более 90 %.

Анализ количественных ограничений относительно инвестирования пенсионных активов Фонда свидетельствует о том, что украинское законодательство предоставляет свободу в выборе инвес­тиционной политики Фондов. Хотя эти ограничения и обеспечивают определенный уровень распределения вложений, его недостаточно для успешного регулирования инвестиционной деятельности Фондов. На сегодняшний день существует лишь верхний предел ограничений, но отсутствуют обязательства минимального инвестирования, в частности в активы, обеспеченные соответствующими имущественными объектами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что деятельность Фондов играет важную роль и в отрасли пенсионного обеспечения, и в развитии экономики государства. Поэтому очень важным является наличие четкого механизма регулирования не только их деятельности, но и деятельности других финансовых учреждений для укрепления позиций Фондов на финансовом рынке государства, в том числе усиления доверия граждан к негосударственным пенсионным проектам.

ДЕРКАЧ Александра — партнер ПГ «Маэстро и Партнеры», г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Актуальный документ

Документы и аналитика

Возврат встречного иска

Акцент

Вне конкуренции

Государство и юристы

Энергетические страсти

Государство и юристы

Новости законотворчества

Нарушителей могут обязать оплатить стоимость экспертиз, проводимых АМКУ

Проблемными банками займется Фонд

Процедуры выдачи и защиты патентов предлагается уточнить

Государство и юристы

Суды выходят на первый план

Документы и аналитика

Возмущение возмещением

«Вход» в управление запрещен

Книжная полка

Корпоративная деятельность

Неделя права

Новости из-за рубежа

В России появится суд по интеллектуальным правам

«Юриста года» впервые получил адвокат

Неделя права

ВККС удвоили срок

Возобновление диалога

Уголовные вопросы

Освободили по амнистии

Новости из зала суда

Судебная практика

Завершено расследование убийства судьи Шевченковского районного суда г. Киева

Уже два кандидата на должность судьи впервые судятся с ВККС из-за недопуска к конкурсу

Новости юридических фирм

Частная практика

Юлия Кирпа выступила на Украинских IPO-встречах-2011

ЮФ «Лавринович и Партнеры» отстояла земельные интересы ОХ «Чернобаевское»

DLA Piper консультирует ITE касательно приобретения активов, связанных с выставками ООО «Компания АвтоЭкспо» на Украине

Gide Loyrette Nouel консультировала W.E.T. Automotive Systems AG по вопросам кредита в размере 40 млн евро

Виктория Пташник присоединилась к ЮФ «Губенко и Партнеры»

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» выступила гарантом достоверности результатов исследования ИнАУ

«Авеллум Партнерс» консультирует «ПриватБанк» по вопросам привлечения кредита от GarantiBank International N.V.

Отрасли практики

Полезный немецкий опыт

Все ушли на фонд

«Брак» по-иностранному

Льготам не хватает воздуха

Консультацию на слове не поймаешь

Аграрий в сговор не пойдет

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Судебный день календаря

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Нарушение прав на промобразец

Средства на Евро-2012

Монополист по отоплению

Самое важное

Первые награды за pro bono

Пленумное разрешение

Судебная практика

Раздельное взыскание

«Тенденция понятна»

Судебная практика

Судебные решения

О предельном размере пени за просрочку выполнения денежного обязательства

Договор залога имущественных прав не предполагает замены кредитора в обязательстве

Тема номера

На переправе коней меняют

Миссия суда выполнима

Арест не поддается описанию

Исполнение ждет перемен

Частная практика

OffТОП 50

Безвыгодная ситуация

Юридический форум

Не укради произведение

Новый проект о рынке юруслуг

Не платить налог дважды

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: