При осуществлении коммерческой деятельности предприятия зачастую не ограничиваются территорией Украины, и грузы пересекают таможенную границу в различных направлениях и с различными правовыми режимами. Оставив в стороне таможенные пошлины, учитывая их императивный характер и одноразовость выплаты (за каждое пересечение границы), остановимся на интереснейшей особенности налогового законодательства, когда де-юре есть право на получение своих же денежных средств, а де-факто государством делается все возможное, чтобы не допустить его осуществление. Итак, запятую в предложении «Вернуть, нельзя оставить» ставит орган налоговой инспекции.
Предприятие, осуществив покупку сырья у зарубежного контрагента в Швейцарской Конфедерации, ввезло его на территорию Украины, оплатив при этом ввозные пошлины и НДС в размере 20 %. В дальнейшем, использовав сырье в хозяйственной деятельности, предприятие совершило экспорт переработанной продукции другому иностранному контрагенту в соответствии с установленной законом нулевой ставкой налогообложения.
В результате произведенных операций возникло отрицательное значение НДС и, как следствие, право на бюджетное возмещение этого значения. Что и было сделано в установленном законом порядке, и, что лишний раз стоит подчеркнуть, является обязанностью налогоплательщика, и установлено статьей 200 НК.
Несказанно удивившись такой наглости, налоговая инспекция провела внеплановую проверку относительно законности возмещения НДС, что доказывает, как государство тщательно следит за тем, чтобы финансовый поток шел только в сторону бюджета. Не найдя нарушений, налоговому органу ничего не оставалась, как заняться поисками нарушений у контрагентов.
Учитывая сложности, связанные с их нахождением за рубежом, данным органом были составлены крайне безграмотно и некомпетентно запросы в торгово-экономическую миссию при Посольстве Украины в Швейцарской Конфедерации. Суть запросов можно свести к следующему: «Как там сейчас дела у компании контрагента?». Запросы были составлены без учета временных границ осуществления торговых операций, в настоящем времени. Получив ответ об отсутствии регистрации данной компании в кантональных реестрах Швейцарской Конфедерации, налоговый орган составил акт проверки, на основании которого было вынесено налоговое уведомление-решение, которым предприятию было отказано в возмещении НДС в полном объеме.
Данные действия были совершены налоговым органом на основании внутренней инструкции, не зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины и имеющей такую же юридическую силу для нашего предприятия, как, например, график отпусков сотрудников того же налогового органа.
Не были приняты во внимание и целый ряд исчерпывающих доказательств о действительности совершения сделки, как-то: надлежащим образом составленные грузовые таможенно-транспортные декларации, оригиналы внешнеэкономических контрактов, надлежаще удостоверенные копии уставных документов зарубежного контрагента, отчеты производства о переработанном сырье и, наконец, уплаченные в бюджет денежные средства предприятия — НДС в размере 20 % за импорт продукции.
Жалоба на налоговое уведомление-решение была подана в установленный законом срок. Но вместо надлежащего рассмотрения предприятие начало получать решения о продлении срока рассмотрения жалобы. Стало ясно, что данным путем идти нет смысла, и мы были вынуждены обратиться с иском в окружной административный суд. После этого началась не единожды описанная на страницах «Юридической практики» процедура давления на предприятие.
Налоговая инспекция обратилась с непонятно чем (запрос, уведомление) к налоговой милиции (напомню, административное дело уже рассматривается в суде), которая, в свою очередь, тут же нашла основания для возбуждения уголовного дела по статье 191 Уголовного кодекса Украины. И начинаются измышления следователя налоговой милиции по факту совершения сделки, происходит двойное исследование одних и тех же фактических данных.
Исследовав все имеющиеся у предприятия доказательства и придя к очевидному выводу, уголовное дело было закрыто районным судом в связи с отсутствием состава преступления. До этого, чтобы предприятию жизнь медом не казалась, были проведены обыск и выемка всех бухгалтерских документов, которые в настоящее время сгинули в налоговой милиции; запросы о возврате оригиналов документов самым глупейшим образом игнорируются.
Окружным административным судом исследовались имеющиеся доказательства о факте совершения сделки, но этого оказалось недостаточно, несмотря на то что бремя доказывания в соответствии с правилами административного судопроизводства возложено на налоговою инспекцию. На запрос предприятия в Министерство экономики Украины с просьбой подтвердить факт регистрации компании-контрагента во временной период совершения сделки получен ответ следующего содержания: «Указом Президента Украины № 522/2010 от 8 апреля 2010 года ликвидированы торгово-экономические миссии в составах посольств Украины и созданы отделы по экономическим вопросам в составе посольств Украины с непосредственным подчинением Министерству иностранных дел Украины».
Обратившись с запросом в Министерство иностранных дел Украины, предприятие получило ответ о фактическом существовании предприятия-контрагента в момент совершения сделок, являвшегося тогда частью крупного ISR холдинга. В дальнейшем по причине выхода из холдинга предприятие провело перерегистрацию, сменив фирменное наименование и вид деятельности. Данный ответ был приобщен к материалам дела, и на вопрос административного суда к налоговому органу, почему не задавались временные рамки при подтверждении регистрации зарубежного контрагента, вразумительного ответа не последовало. Также была приобщена к материалам дела переписка с вышеуказанным холдингом, содержащая дату выхода из холдинга компании-контрагента.
Учитывая разное положение ООО и налогового органа на весах правосудия, административный суд повторно затребовал ответ из Министерства иностранных дел Украины, назначил за счет государства судебную экспертизу с целым рядом вопросов (тезисно их можно сформулировать так: была ли все-таки сделка?). Судебная экспертиза подтвердила правомерность действий предприятия и его право на возмещение НДС.
К моменту рассмотрения дела окружным административным судом имелось вступившее в законную силу постановление районного суда по делу № 4-922/2010 об отмене постановления следователя налоговой милиции «о возбуждении уголовного дела» в связи с отсутствием состава преступления, в котором исследовались абсолютно идентичные доказательства. К сожалению, преюсдикция по административному судопроизводству части 4 статьи 72 КАС Украины не дает суду права принять исследуемые доказательства как не требующие доказывания. Тем не менее окружной административный суд удовлетворил иск предприятия в полном объеме, признав действия налогового органа неправомерными и отменив налоговое уведомление-решение. Данное постановление оставлено в силе судами следующих инстанций.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что статьи 70, 71 КАС крайне интересно и своеобразно понимаются органами государства. Ведь то, что уже является бесспорным доказательством (например, грузовая таможенная декларация), по непонятно каким основаниям подвергается сомнению и опровержению другими средствами. Если следовать элементарной логике, зачем предприятию платить НДС (давая таким образом государству ссуду), чтобы потом сложнейшим путем требовать его возмещения. Кроме того, предприятию, в судебном порядке отменяющему решения налогового органа, не стоит слепо доверять статье 71 КАС и продолжать искать все возможные доказательства правомерности своих действий.
КРАВЧЕНКО Дмитрий — юрисконсульт ПАО «НПО «Йодобром», АР Крым, г. Саки
Право на бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) возникает в результате экспортных операций и получения отрицательного значения НДС. Согласно подпункту 6.1.1 статьи 6 Закона Украины «Об НДС» от 3 апреля 1997 года (в настоящее время утратившего силу в связи с изданием Налогового кодекса Украины), статье 195.1.1 Налогового кодекса Украины (НК), по нулевой ставке облагаются операции по экспорту товаров (сопутствующих услуг), если их экспорт подтвержден таможенной декларацией, оформленной согласно требованиям таможенного законодательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…