Льготам не хватает воздуха — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (729) » Льготам не хватает воздуха

Льготам не хватает воздуха

В отличие от Европейского Союза, который имеет большой опыт по внедрению энергоэффективных технологий в промышленности, строительстве, ЖКХ, не говоря уже о производстве электро­энергии с возобновляемых источников энергии, Украина пока не может похвастаться значительными достижениями в данном направлении. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на возможности, заложенные на законодательном уровне, из которых можно и нужно извлечь практическую выгоду при реализации энергоэффективных проектов.

Запросы энергоэффективности

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования мер по энергосбережению» № 760-V от 16 марта 2007 года (Закон) были введены налоговые и таможенные льготы на ввоз энергосберегающих материалов, оборудования и комплектующих изделий на таможенную территорию Украины путем внесения соответствующих изменений в действующий на тот момент Закон Украины «О налого­обложении прибыли предприятий» и Закон Украины «О Едином таможенном тарифе».

Во исполнение Закона Кабинетом Ми­нистров Украины было принято постановление № 444 от 14 мая 2008 года «Вопросы ввоза на таможенную территорию Украины энергосберегающих материалов, оборудования, устройств и комплектующих», действующее до сих пор, а также некоторые другие подзаконные акты центральными органами власти. С принятием и вступлением в силу На­логового кодекса Украины № 2755‑VI от 2 декабря 2010 года налоговые льготы, ранее предусмотренные Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», возымели законную силу уже в новой редакции. В перспективе, с принятием Таможенного кодекса Украины в новой редакции, Закон Украины «О Едином таможенном тарифе» утратит силу, однако таможенные льготы, как планируется, будут действовать и в дальнейшем (согласно статье 350 новой редакции Таможенного кодекса Украины, принятого 3 ноября с.г. и направленного на подпись Президенту Украины).

В соответствии с подпунктом 197.16.1 Налогового кодекса Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по ввозу на таможенную территорию Украины следующих товаров: «оборудование, работающее на во­зобновляемых источниках энергии, энергосберегающее оборудование и материалы, средства измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, оборудование и материалы для производства альтернативных видов топлива или для производства энергии из возобновляемых источников энергии».

Что касается таможенных льгот, то в соответствии с подпунктами (щ) и (ч) статьи 19 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» от уплаты пошлины освобождаются: «(i) материалы, устройства и комплектующие, которые используются для производства: оборудования, работающего на возобновляемых источниках энергии; материалов, сырья, установок и комплектующих, которые будут использоваться в производстве альтернативных видов топлива или в производстве энергии с возобновляемых источников энергии; энергосберегающего оборудования и материалов, изделий, эксплуатация которых обеспечивает экономию и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов; средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов», а также (ii) само «оборудование, работающее на возобновляемых источниках энергии…», но при условии, что эти товары применяются налогоплательщиком для собственного производства, и если идентичные товары с аналогичными качественными показателями не производятся на Украине.

Перечень энергосберегающих материалов, оборудования, устройств и комплектующих, которые освобождаются от пошлины, и операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, с указанием кодов УКТ ВЭД, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины № 444 от 14 мая 2008 года.

Стоит отметить, что в случае нарушения требований целевого использования вышеуказанных товаров налогоплательщик обязан уплатить ввозную пошлину, НДС и пеню в соответствующих размерах. Контроль за использованием ввезенных на таможенную территорию Украины товаров по назначению осуществляет таможенный орган по месту регистрации субъекта хозяйствования и Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР).

Неработающая схема

Традиционно процедура получения тех или иных льгот (а в особенности налоговых) является непростой и требует немалых временных и ресурсных затрат со стороны субъекта хозяйственной деятельности, претендующего на получение таких льгот. Не является исключением и процедура получения налоговых, таможенных льгот по ввозу вышеуказанных товаров (энергоэффективного оборудования) на таможенную территорию Украины. Важно отметить, что ввоз энергоэффективного оборудования на льготных условиях возможен только при осуществлении ввоза нового (не б/у) энергоэффективного оборудования и под конкретный проект, а не с целью, например, дальнейшей его перепродажи.

Условно процесс получения льгот, о которых идет речь, можно разделить на несколько этапов:

1) сбор необходимых документов и подготовка проекта;

2) подписание внешнеэкономического контракта;

3) подача пакета документов в Министерство экономического развития и торговли Украины (Министерство);

4) ввоз энергоэффективного оборудования на таможенную территорию Украины;

5) предоставление таможенному органу отчета об использовании оборудования по назначению.

Первый этап включает в себя сбор необходимой документации и подготовку проекта, для реализации которого будет ввозиться оборудование на льготных условиях. В первую очередь, необходимо заключение НАЭР по итогам проведения комплексной государственной экспертизы на предмет энергоэффективности проекта, заключение Министерства промышленной политики Украины (или другого профильного министерства) о том, что аналогичные товары не производятся на Украине. Подготовленный проект должен включать, кроме прочего, показатели энергоэффективности, которые, как планируется, будут достигнуты после реализации проекта, и перечень необходимого оборудования, планируемого к ввозу.

После подписания контракта на поставку энергоэффективного оборудования собранный пакет документов подается на рассмотрение в Министерство, которое по итогам рассмотрения при позитивном решении выдает заключение о возможности ввоза энергоэффективного оборудования по данному проекту и готовит соответствующий проект постановления Кабинета Министров Украины с последующим его согласованием в Министерстве юстиции Украины. Далее согласованный проект постановления подается на рассмотрение Кабинету Министров Украины. В случае его принятия субъект хозяйствования может ввезти соответствующую партию товаров на таможенную территорию Украины на льготных условиях.

Важно отметить, что уже после ввоза товаров предприятие обязано ежемесячно в течение трех лет до пятого числа следующего за отчетным периода подавать отчет об использовании их по назначению (в трех экземплярах) таможенному органу, осуществившему оформление товаров, который, в свою очередь, отправляет по одному экземпляру отчета налоговому органу по месту регистрации субъекта хозяйствования и НАЭР.

Таким образом, процедура получения вышеуказанных льгот представляется довольно обременительной с точки зрения временных и ресурсных затрат, а значит, может оказаться нецелесообразной для ввоза энергоэффективного оборудования в некоторых случаях, например, когда стоимость ввозимого оборудования не превышает 1 млн евро.

По оценкам экспертов, общий потенциал энергоэффективности на Украине составляет приблизительно 40 %, а это значит, что для повышения энергоэффективности экономики страны в целом и каждой отрасли в частности необходима система действительно «работающих» льгот и преференций, в том числе налоговых и таможенных, с прозрачной процедурой их получения, но в то же время с действенным механизмом недопущения злоупотреблений, — для стимулирования реализации проектов, направленных на повышение энергоэффективности. На сегодняшний день, несмотря на существование закрепленных на законодательном уровне налоговых и таможенных льгот по ввозу энергоэффективного оборудования на таможенную территорию Украины, такая система отсутствует, а в силу объективных причин воспользоваться вышеописанными льготами могут лишь немногие субъекты хозяйствования.

КИСТЫНЮК Татьяна — юрист МЮФ Integrites, г. Киев


Комментарий

Низкая эффективность налоговых мер

Анна ЯРЕНКО,
юрист МЮФ AstapovLawyers

Среди ряда документов, необходимых для получения права на налоговые и таможенные льготы, основные трудности у субъекта хозяйствования обычно возникают при оформлении двух заключений: 1) Государственной инспекции по энергосбережению о соответствии проекта, по которому ввозится оборудование, требованиям нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов в сфере энергосбережения; 2) Министерства промышленной политики Украины о том, что товары с аналогичными качественными показателями не производятся на Украине.

Как правило, изначальный проект по использованию энергоэффективного оборудования претерпевает ряд изменений, что влечет за собой дополнительные временные и материальные расходы.

Кроме того, после ввоза товара на территорию Украины сложности для такого субъекта не заканчиваются. Он должен будет ежемесячно на протяжении трех лет подавать в таможенные органы отчет об использовании товаров по назначению, а также подвергаться периодическим проверкам таможенных органов и Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению. В случае же выявления факта нарушения требований целевого использования товара субъект, помимо пени, обязан будет уплатить НДС и таможенную пошлину, от которых ранее был освобожден.

В целом, вся процедура получения права на налоговые и таможенные льготы может затянуться на год, что существенно снижает эффективность налоговых мер, направленных на повышение энергоэффективности экономики.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Возврат встречного иска

Акцент

Вне конкуренции

Государство и юристы

Энергетические страсти

Государство и юристы

Новости законотворчества

Нарушителей могут обязать оплатить стоимость экспертиз, проводимых АМКУ

Проблемными банками займется Фонд

Процедуры выдачи и защиты патентов предлагается уточнить

Государство и юристы

Суды выходят на первый план

Документы и аналитика

Возмущение возмещением

«Вход» в управление запрещен

Книжная полка

Корпоративная деятельность

Неделя права

Новости из-за рубежа

В России появится суд по интеллектуальным правам

«Юриста года» впервые получил адвокат

Неделя права

ВККС удвоили срок

Возобновление диалога

Уголовные вопросы

Освободили по амнистии

Новости из зала суда

Судебная практика

Завершено расследование убийства судьи Шевченковского районного суда г. Киева

Уже два кандидата на должность судьи впервые судятся с ВККС из-за недопуска к конкурсу

Новости юридических фирм

Частная практика

Юлия Кирпа выступила на Украинских IPO-встречах-2011

ЮФ «Лавринович и Партнеры» отстояла земельные интересы ОХ «Чернобаевское»

DLA Piper консультирует ITE касательно приобретения активов, связанных с выставками ООО «Компания АвтоЭкспо» на Украине

Gide Loyrette Nouel консультировала W.E.T. Automotive Systems AG по вопросам кредита в размере 40 млн евро

Виктория Пташник присоединилась к ЮФ «Губенко и Партнеры»

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» выступила гарантом достоверности результатов исследования ИнАУ

«Авеллум Партнерс» консультирует «ПриватБанк» по вопросам привлечения кредита от GarantiBank International N.V.

Отрасли практики

Полезный немецкий опыт

Все ушли на фонд

«Брак» по-иностранному

Льготам не хватает воздуха

Консультацию на слове не поймаешь

Аграрий в сговор не пойдет

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Судебный день календаря

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Нарушение прав на промобразец

Средства на Евро-2012

Монополист по отоплению

Самое важное

Первые награды за pro bono

Пленумное разрешение

Судебная практика

Раздельное взыскание

«Тенденция понятна»

Судебная практика

Судебные решения

О предельном размере пени за просрочку выполнения денежного обязательства

Договор залога имущественных прав не предполагает замены кредитора в обязательстве

Тема номера

На переправе коней меняют

Миссия суда выполнима

Арест не поддается описанию

Исполнение ждет перемен

Частная практика

OffТОП 50

Безвыгодная ситуация

Юридический форум

Не укради произведение

Новый проект о рынке юруслуг

Не платить налог дважды

Інші новини

PRAVO.UA