Виртуальный мир — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Виртуальный мир

В парламенте зарегистрирован доработанный законопроект о виртуальных активах, в котором предложено определить главные принципы государственной политики в сфере оборота виртуальных активов
Доработанный законопроект № 3637 содержит обновленный механизм обеспечения виртуальных активов

Рынок виртуальных активов — одно из немногих направлений, занимаясь которым, народные депутаты Украины «забывают» о своей политической принадлежности. С приходом новой власти законотворческий процесс усилился такими технологическими группами и структурами, как межфракционное депутатское объединение Blockchain4Ukraine, и парламентским Комитетом по вопросам цифровой трансформации, а за формирование и реализацию политики государства в сфере виртуальных активов отвечать стало Министерство цифровой трансформации Украины. Именно парламентский комитет и профильное министерство предприняли очередную попытку обуздать криптомир. Стоит ли напоминать, что похожие попытки их предшественников потерпели фиаско?

Тем не менее криптосообщество, или, как теперь его принято называть, сообщество по виртуальным активам демонстрирует настойчивость, и в середине сентября 2020 года ряд народных депутатов Украины во главе с Алексеем Жмеренецким зарегистрировали доработанный законопроект № 3637 «О виртуальных активах», июньская редакция которого была раскритикована. По словам авторов доработанного законопроекта, обновленный документ учитывает предложения от центральных органов власти, регуляторов и участников рынка, содержит обновленный механизм обеспечения виртуальных активов и новации в части определения правового статуса виртуальных активов — теперь они определены как нематериальное благо согласно Гражданскому кодексу (ГК) Украины.

Глобально урегулирование рынка виртуальных активов должно дать его участникам возможность пользоваться банковскими услугами, платить налоги с полученных доходов и получать юридическую защиту в судах при нарушении их прав. Конечно же, законопроект № 3637 не решает всех вопросов, но создает благоприятное поле для дальнейшего урегулирования.

Документ состоит из шести разделов: общие положения, правовой режим виртуальных активов, участники рынка виртуальных активов, государственное регулирование оборота виртуальных активов, международное сотрудничество в сфере оборота виртуальных активов, заключительные положения.

Виртуальный актив определен в законопроекте № 3637 как совокупность данных в электронной форме, которая имеет стоимость и существует в системе оборота виртуальных активов. Такой актив может как быть самостоятельным объектом гражданского оборота, так и удостоверять имущественные или неимущественных права, в частности права требования на другие объекты гражданских прав. Как мы отмечали выше, виртуальные активы, согласно законопроекту, являются нематериальным благом, особенности правового регулирования относительно которого определяются ГК Украины. Они могут быть обеспеченными или необеспеченными. Необеспеченные виртуальные активы не удостоверяют никаких имущественных или неимущественных прав, в частности права требования на другие объекты гражданских прав. Обеспеченные, соответственно, удостоверяют. На оборот обеспеченных виртуальных активов распространяются все ограничения, применяемые к обороту объектов гражданских прав, которыми такие виртуальные активы обеспечены.

Виртуальный актив, согласно проекту, не будет средством платежа на территории Украины.

Законопроектом предложено определить права и обязанности участников рынка виртуальных активов, общие принципы государственного регулирования оборота (целесообразность, адекватность, эффективность, сбалансированность, предсказуемость, прозрачность и учет общественного мнения).

По документу, центральным органом исполнительной власти, который формирует и реализует политику в сфере оборота виртуальных активов, является Министерство цифровой трансформации Украины.

Также проект № 3637 предусматривает внесение изменений в ГК Украины.

Универсальный солдат

Как изменится работа рынка виртуальных активов в Украине в связи с установлением вокруг него границ правового поля? Отвечая на этот вопрос, руководитель экспертной группы по развитию виртуальных активов Министерства цифровой трансформации Украины Максим Демьянюк акцентировал внимание на двух аспектах. Во-первых, по его словам, в сфере нормативно-правового регулирования этот законопроект является прорывным. Ведь Украина одной из первых стран создает полноценное правовое поле для операций с виртуальными активами. «Некоторые страны нормировали оборот отдельных видов виртуальных активов, другие — определили круг государственных органов, которые могут выполнять отдельные функции регуляторов оборота виртуальных активов, а некоторые вообще вводят сплошные запреты и ограничения. В Украине мы создаем комфортное правовое поле, которое будет стимулировать развитие инноваций в сфере оборота виртуальных активов», — убежден г-н Демьянюк.

Он отмечает, что сейчас большинство операций с виртуальными активами осуществляются полностью за пределами правового регулирования. Участники крипто-рынка, которые хотели бы действовать в правовом поле, не имеют такой возможности. «Если граждане хотят работать легально, платить налоги из собственных доходов и свободно распоряжаться средствами, которые остаются после уплаты налогов, государство должно предоставить им такую возможность. Ведь главная цель профильного законопроекта — легализировать рынок таким образом, чтобы это содействовало развитию бизнеса, а не наоборот», — обращает внимание комментатор.

Во-вторых, по словам Максима Демьянюка, важным преимуществом работы в правовом поле станет возможность использовать судебную защиту для лиц, осуществляющих сделки с виртуальными активами, согласно как нормам профильного закона, так и нормам Гражданского кодекса Украины. «Наличие качественного правового поля будет конкурентным преимуществом для Украины как юрисдикции, в которой будет удобно работать и вести бизнес нерезидентам, что, безусловно, будет содействовать привлечению в Украину иностранных инвестиций, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений и экономическому росту государства в целом. Также это определенным образом уменьшит отток квалифицированных ІТ-специалистов за рубеж», — прогнозирует представитель профильного министерства.

Максим Демьянюк говорит, что сильной стороной законопроекта является его универсальность. Свою мысль он развивает так: «Украина идет путем определения на начальном этапе двух видов виртуальных активов: обеспеченных и необеспеченных. Это было сделано потому, что все другие известные способы создания детальных классификаций виртуальных активов не являются, на наш взгляд, очень удачными. Сфера оборота виртуальных активов для всего мира является абсолютно новой отраслью экономики, быстро развивающейся, и, соответственно, сейчас нельзя предугадать всевозможные направления такого развития и технологические особенности, которые в будущем станут определяющими в системах оборота виртуальных активов». Только со временем, убежден комментатор, можно будет корректно (с правовой точки зрения) определиться с другими возможными видами классификаций или подклассификаций, исходя из их устоявшегося использования на протяжении существенного срока, фактического распространения и оборота.

«Именно это, с другой стороны, является и условным слабым местом законопроекта. На данный момент просто невозможно было осуществить глубокое и всеобъемлющее регулирование всех возможных правоотношений, которые могут возникнуть между участниками рынка. В то же время законопроект вводит необходимые дефиниции, устанавливает общие правовые принципы и подходы к регулированию, определяет компетенции регуляторов, предоставляет технический функционал для осуществления AML-процедур», — говорит Максим Демьянюк.

Также он сообщил, что в ближайшее время будут предлагаться изменения в Налоговый кодекс Украины для осуществления полноценного налогообложения отрасли и разрабатываться другие законопроекты для внедрения регулирования сделок по токенизации отдельных видов активов, оборот которых в Украине имеет определенные особенности. К примеру, сделок по токенизации активов, переход права собственности на которые нуждается в государственной регистрации согласно действующему законодательству Украины.

По всей видимости, законотворческий процесс в Украине по вопросу «виртуальной реальности» только начинается.

 

Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ • «Юридическая практика»

 


МНЕНИЕ

Поставить на карту

Артем АФЯН, управляющий партнер АО Juscutum

Законопроект № 3637 «О виртуальных активах» от 14 сентября 2020 года однозначно позитивный. Во-первых, он вносит определенность в сферу оборота виртуальных активов Украины. Дискуссия об их законности снята же уже давно. После этого был длинный период правовой неопределенности: как учитывать эти нематериальные активы и как платить с них налоги. Законопроектом же предложено определить их базовые виды и правила оборота, условия проведения сделок с виртуальными активами. Это дает последующую возможность формировать в том числе учетную политику.
Во-вторых, проект закона предусматривает введение профессиональных участников рынка виртуальных активов. Среди них биржа, обменники и др., существование которых соответствует документам Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (FATF), точнее, с AML-директивой ЕС.

В-третьих, законопроектом уже заинтересовались крупные игроки, что свидетельствует о его определенном качестве. Среди них — биржа Binance, которая изъявила желание зайти в Украину. И это не единственный крупный игрок, который следит за законотворческим процессом нашего государства, ожидая от нас понятных правил игры. Если Украина это действительно предоставит, она может занять прочное место на мировой карте рынка виртуальных активов, но не лидирующее, ведь время на это ушло.

Что касается подводных камней, основные опасения связаны с тем, что без налоговой части преимущества проекта относительно рынка виртуальных активов полноценно не раскроются. Речь идет о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины.

Особенностью законопроекта «О виртуальных активах» является и то, что в нем мало регуляторных норм. С одной стороны, это благо, с другой — недостаток. Большинство вопросов предложено перенести на уровень подзаконных нормативно-правовых актов. Это делается с целью обеспечения динамичности регулирования. Дело в том, что постоянно на этом рынке появляются новые продукты, новые форматы взаимоотношений, привлечения виртуальных активов и распоряжения ими. Вместе с этим периодически меняются технологии, часть из которых достаточно серьезны и кардинальны.
В целом данный законопроект не содержит положений, которые могут быть направлены против самой индустрии. Основные опасения в том, что без должной поддержки на уровне налогового законодательства и оперативности регулятора ощутимых преимуществ Украине его принятие не даст.

 

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA