Стоп, кадры — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Стоп, кадры

Рубрика Акцент
Необходимо остановить начавшийся процесс увольнений сотрудников аппаратов судов, убежден Тарас Лукаш, начальник терруправления ГСА Украины в Одесской области
Тарас ЛУКАШ: «На наше территориальное управление возложена задача организационного и финансового обеспечения 33 общих местных судов области»

Очень часто за скобками публичных обсуждений проблемы дефицита судей остается вопрос обеспечения сотрудников аппаратов судов. И если нехватка служителей Фемиды спровоцирована множественными факторами, то с аппаратом суда все намного прозаичнее — низкие заработные платы и отсутствие стимулирующих выплат. Если провластный «триумвират» не объединит усилия и не обратит внимания на эту проблему в ближайшее время, то в декабре сотрудники аппаратов судов могут не получить заработной платы. По крайней мере, такая критическая ситуация сложилась в Одесской области. Хотя у нас нет заблуждений относительно подобной ситуации в других регионах Украины.

Тарас Лукаш возглавляет территориальное управление Государственной судебной администрации (ГСА) Украины в Одесской области почти год. Он обеспокоен происходящим и в интервью «ЮП» делится идеями и размышлениями по поводу выхода из кадрового тупика судебной системы.

 

— Тарас Валерьевич, вы возглавляете территориальное управление ГСА Украины в Одесской области уже практически год. С какими главными трудностями пришлось столкнуться в процессе работы?

— Да, действительно, моим первым рабочим денем на этой должности было 24 октября 2019 года. Главным вызовом для себя могу назвать то, что раньше меня практически ничего не связывало ни с государственной службой, ни с самим городом Одессой. Было только одно маленькое совпадение — это дата 2 сентября, когда одесситы празднуют день города, а я свой день рождения. Одесская область по своим масштабам один из наибольших регионов Украины, наше территориальное управление занимается организационным и финансовым обеспечением 33 общих местных судов.

Новый функционал, новая команда, да еще и период занятия этой должности под конец года — вызовов было множество. В первые месяцы работы, без преувеличения, мне пришлось пройти курс молодого бойца, решать такие вопросы, которые даже трудно было спрогнозировать. Управленческие решения приходилось принимать быстро и не столько на основании профессионального опыта, которого в этой области у меня не было, а больше опираясь на жизненный опыт и интуицию.

 

— Проблематика в одесском регионе сильно отличается от других регионов Украины?

— Я могу судить только сквозь призму организационного и финансового обеспечения судебной власти. И нет, проблематика отличается не сильно. Перефразирую классика: проблемы всех судов Украины похожи друг на друга. Кадровый кризис и проблемы финансирования — самые болезненные вопросы. И если в публичной плоскости проблема судейского кадрового голода является предметом активного обсуждения, то критическая ситуация с обеспечением сотрудников аппаратов судов и увеличивающимся количеством увольнений должного внимания пока не получает.

Апелляционным судам в этом плане немного легче. Они являются самостоятельными распорядителями бюджетных средств, им проще рассчитать денежные выплаты, материальную помощь, стимулирующие выплаты, отпускные судей и, соответственно, предусмотреть дополнительные возможности для поощрения сотрудников аппарата.

У нас другая ситуация: на наше территориальное управление возложена задача организационного и финансового обеспечения 33 общих местных судов области. Спрогнозировать на год кадровые перемещения судей очень сложно: кто-то идет в отпуск, а кто-то в отставку с выплатой выходного пособия и всех накопившихся отпускных. В этом году также были долгожданные назначения новых судей. Приятно, что в основе этих назначений есть мой труд и труд моих коллег из Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС). Все названные кадровые изменения прямо влияют на фонд заработной платы и возможность начисления стимулирующих выплат сотрудникам аппаратов судов. Хватит ли выделенных средств до конца года или нет? Лично для меня это один из ключевых проблемных вопросов и одна из серьезных проблем всей судебной системы, которая до сих пор остается без должного внимания. Этих средств до конца 2020 года не хватает.

Уже очевидно, что на ограничение доступа граждан к правосудию влияет не только нехватка самих судей, а и уже начавшийся процесс увольнения сотрудников аппаратов судов. И его нужно остановить как можно быстрее совместными усилиями. А иначе просто некому будет принять заявление в канцелярии, осуществить распределение дела, выдать или направить заверенную копию решения суда…

 

— Как сделать так, чтобы сотрудники аппарата остались работать?

— Необходимость внесения изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» назрела, а если вспомним, что на улице уже октябрь месяц, то, можно сказать, даже перезрела. Это, пожалуй, единственный правильный выход в данной ситуации. При этом у меня нет иллюзий относительно перспектив внесения изменений в данный закон и дополнительного финансирования судебной системы. Фактически суды Одесской области в 2020 году работают еще на тех «запасах», которые были приобретены управлением в течении 2019 года.

Следует отметить и проблему стимулирующих выплат аппарату судов в 2020 году. Несмотря на то что в силу не зависящих от нас причин они выплачивались не всегда и не в тех размерах, на которые имеют моральное право люди, на обязательные выплаты (оклад, ранг и надбавка за выслугу лет) в декабре нам не хватает порядка 15 миллионов гривен. И эта сумма не включает возможных выплат по искам судей о компенсации судейского вознаграждения вследствие ограничения его размера в период карантина. И если на эту проблему срочно не обратят внимание органы законодательной и исполнительной ветвей власти, то сотрудники аппаратов судов заработной платы в декабре могут не получить. О данной проблематике мы информируем ГСА Украины, которая также пытается решить этим проблемы, используя имеющиеся возможности.

Важно сказать, что выплата судейского вознаграждения является элементом обеспечения независимости судебной ветви власти, и мы должны выплачивать его в первую очередь, а аппарату суда, получается, забортная плата выплачивается по остаточному принципу. И сотрудники аппарата, к сожалению, начинают искать себе новую лучше оплачиваемую работу и увольняться.

В регионах часто люди фактически лишены выбора места работы. С одной стороны, для судебной системы это и неплохо, так как сотрудники аппаратов остаются в системе. С другой стороны, этот позитив содержит оттенки лукавства. Ведь люди вынуждены соглашаться на такие условия оплаты труда, не имея иного выбора. По моей информации, на рынке «Седьмой километр» сейчас можно заработать больше, чем работая не первый год в аппарате суда, имея при этом высшее образовании и, возможно, даже не одно.

 

— А как насчет кадрового обеспечения судебной системы судьями? Какой механизм заполнения вакантных должностей судей вы считаете самым оптимальным?

— Самым оптимальным механизмом будет формирование нового состава ВККС. Как хорошо всем известно, ВККС де-юре есть, а де-факто — не работает с 7 ноября 2019 года. Прекратить работу этого органа до избрания нового состава, по моему субъективному мнению, было наибольшей ошибкой. Последствия этого шага судебная система уже остро ощущает. И если не предпринять системных, быстрых и качественных решений, то под угрозу будет поставлено надлежащее функционирование всей судебной системы. Фактически мы уже стоим на пороге необратимых процессов.

Но вернемся к вопросу. Частично проблема кадрового голода начала решаться с появлением ряда указов Президента Украины о назначении судей — это участники так называемого четвертого добора, который стартовал в 2017 году. Но уже в 2017 году судебная система испытывала такой кадровый голод, который не мог быть преодолен отобранными 700 кандидатами этого добора для обучения в Национальной школе судей (НШС) Украины.

В 2017 году ВККС организовала одновременное проведение отборочного экзамена для более чем 4000 кандидатов. За все время независимости Украины мероприятий такого масштаба проведено не было. Успешно сдали отборочный экзамен 1280 кандидатов, из них Комиссия смогла отобрать лишь 700. Данное решение было принято на основе европейских стандартов обучения судей, а также имеющихся у школы мощностей для обеспечения надлежащего обучения.

Сейчас я предлагаю законодателю обратить внимание на тех 580 юристов из 1280, которые успешно сдали отборочный экзамен в 2017 году, но не попали в рейтинг победителей, и дать им возможность продолжить участие в процедуре добора уже со стадии специальной подготовки в НШС Украины. Это будет одним из шагов для решения проблемы кадрового голода в системе и экономии бюджетных средств для организации и проведения отборочного экзамена. При этом мы помним, что на данный момент указанную процедуру некому проводить, поскольку работа ВККС заблокирована.

Убежден, что и уменьшение строка обучения в школе до шести месяцев также создаст дополнительные условия для максимально быстрого привлечения в систему более 500 квалифицированных юристов. Полгода для специальной подготовки юристов, которые и так активно работают в сфере права, — в данный момент оптимальная альтернатива. После чего сдача квалификационного экзамена и привлечение к проверке работ специалистов НШС Украины (это, собственно, уже предложено законопроектом № 4055).

Таким образом, если законодатель поддержит данную инициативу, то мы получим существенную экономию бюджетных средств и значительно ускорим процесс назначения судей в первую инстанцию. Они там действительно нужны.

 

— А как обстоят дела в апелляционных судах?

— Проблема кадрового дефицита в апелляционных судах сейчас ощущается еще более остро, чем в судах первой инстанций. И решить ее по упрощенной схеме, как с добором 2017 года, достаточно сложно. Процедура решения этого вопроса одна — это конкурс. ВККС предыдущей каденции начала эту процедуру, но в силу известных причин его сейчас некому продолжить. Печально в этой ситуации то, что с начала года в отставку по собственному желанию ушло более чем значительное количество опытных судей, и существенная их часть — это судьи апелляционных судов.

 

— С учетом вашей работы в Комиссии, с какими первоочередными вызовами столкнется новый состав? На что им следует обратить внимание в первую очередь?

— Убежден, что в новый состав ВККС войдут высокопрофессиональные юристы. А вот смогут ли они стать командой звезд или командой «Звезда», зависит уже исключительно от них. И ключевым тут будет то, насколько быстро они смогут наладить эффективную коммуникацию и взаимодействие внутри своей команды, что скажется на возможности быстрого и совместного принятия решений в громадном объеме задач и процедур. Работы будет очень много, и делать ее нужно будет одновременно.

 

— С какими еще трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?

— Хочу остановиться на решении Конституционного Суда Украины (КСУ) от 28 августа 2020 года № 10-р/2020 по делу по конституционному представлению Верховного Суда относительно соответствия отдельных положений законов и подзаконных нормативно-правовых актов Конституции Украины.

Тогда, напомню, в связи с установлением карантинных ограничений судейское вознаграждение было ограничено суммой 47 730 гривен. С момент принятия указанного ограничения судьям было выгоднее идти в отставку, чем получать судейское вознаграждение. В период самых жестких карантинных ограничений Высший совет правосудия (ВСП) рассматривал до десяти заявлений о выходе судей в отставку по собственному желанию еженедельно. КСУ своим решением сказал, что ограничение судейского вознаграждения является посягательством на гарантии независимости судей. И я полностью разделяю указанную позицию Суда.

И для системы это плюс: количество желающих уйти в отставку по собственному желанию сократится.

Среди прочего КСУ установил, что после истечения срока действия ограничений потерянные средства должны быть компенсированы, поскольку судейское вознаграждение является составляющим элементом статуса судьи. Но откуда и кому взять средства на соответствующую компенсацию, в решении не сказано. Поэтому в административные суды массово начали поступать иски судей о взыскании компенсации за период действия карантинных ограничений.

Не все судьи обращаются с такими исками, но в случае их удовлетворения территориальные управления и суды, которые являются самостоятельными распорядителями бюджетных средств, вынуждены будут выплачивать компенсации из общего фонда заработной платы.

По нашим подсчетам, только для выплаты компенсации судьям общих судов первой инстанции в Одесской области необходимо около 35 миллионов гривен, и это при том, что нам уже не хватает 15 миллионов гривен.

Уже есть несколько судебных решений первой инстанции о взыскании соответствующей компенсации.

 

— В законодательных инициативах прослеживается намерение передать некоторые полномочия ГСА Высшему совету правосудия. Чем, по вашему мнению, грозит создание «институционального монстра», который будет заниматься не только кадровыми вопросами судей, кандидатов в судьи, но и организационным и финансовым обеспечением деятельности органов судебной власти?

— Как по мне, существующая система органов судейского управления является оптимальной, а функции и полномочия между указанными органами распределены достаточно сбалансированно. Если законодатель имеет желание передать полномочия одного органа другому, то перед этим нужно ответить на вопросы: для чего это делается и когда будут достигнуты предполагаемые улучшения?

Что касается намерений передать ВСП еще и вопрос определения количества судей в судах, то я считаю, что в первую очередь необходимо провести предварительные консультации по данному вопросу с самим органом. Сейчас в компетенции ВСП не только вопросы назначения и увольнения судей, но и дисциплинарные вопросы, на решение которых уходит существенный объем рабочего времени членов Совета.

При этом не секрет, что чем большими полномочиями наделяется тот или иной орган, тем больше будет вызов для его независимости. Органы судейского управления должны быть в полной мере независимыми и объективными в принятии своих решений.

 

— И последний вопрос: как на моральный настрой представителей Государственной судебной администрации влияет инициированное уголовное дело против главы ГСА Украины?

— Конечно, эта ситуация неприятна и не добавляет авторитета судебной ветви власти, в первую очередь потому, что данный вопрос предается чрезмерной огласке в СМИ органом, который проводит досудебное расследование.

Территориальные управления ГСА, в свою очередь, продолжают выполнять поставленные перед ними задачи в объемах тех полномочий и ресурсов, которыми они наделены, активно взаимодействуя с ГСА Украины.

 

(Беседовала Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ, «Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA