600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

В честном паю

Гражданам Украины предлагается выделять в натуре (на местности) участки земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности

Земельная реформа никому не дает покоя. Прежде всего, конечно, парламентариям: новые законодательные инициативы сыплются, словно из рога изобилия. Одна из последних — проект Закона «О приватизации и порядке выделения гражданам Украины в натуре (на местности) земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности» № 4093 от 14 сентября 2020 года. Как обычно, цель законопроекта весьма благая и обусловлена необходимостью обеспечения реализации конституционного права собственности граждан Украины на землю. Инициаторы проекта закона предлагают передать гражданам Украины в частную собственность участки земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности. Иными словами, на правительство Украины возлагается обязанность завершить земельную реформу, которая растянута властью более чем на четверть века, путем передачи в частную собственность гражданам Украины (в порядке приватизации) всех земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности.

Согласно проекту закона право на земельную долю (пай) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, получат все лица, являющиеся гражданами Украины на момент вступления в силу этого закона, кроме лиц, которые воспользовались правом на выделение владельцам земельных долей или земельных участков в натуре (на местности) из земель, принадлежавших коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам на праве коллективной собственности.

Механизм получения таких участков и паев якобы предельно прост. Лица, изъявившие желание получить долю, будут подавать в центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений или в его территориальные органы заявление о выделении им земельной доли (пая) в натуре (на местности). В свою очередь, основанием для выделения земельных участков является решение указанного центрального органа исполнительной власти или его территориальных органов, которое принимается по заявлению гражданина, изъявившего желание получить земельный участок. Земельная доля (пай) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, выделяется заявителю в натуре (на местности), как правило, одним земельным участком. По желанию заявителя на земельную долю (пай) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, ему могут быть выделены в натуре (на местности) два земельных участка с разным составом сельскохозяйственных угодий (пашня, многолетние насаждения, сенокосы или пастбища). Вроде, достаточно легко, однако как это будет применяться на практике, учитывая возможное количество таких желающих и коррупционную составляющую?

Создатели законопроекта предусмотрели, что распределение земельных участков между заявителями, желающими получить право собственности на земельные доли (паи) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, в пределах одного района будет проводиться по согласию не менее двух третей таких заявителей, а при их отсутствии — путем жеребьевки.

Известно, что для обеспечения гласности в вопросах выделения лицам земельных участков, имеющим право на их получение, центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений или его территориальные органы обязаны будут обеспечить размещение в средствах массовой информации объявления о проведении собрания по вопросам распределения земельных участков за две недели до его проведения. Также к их обязанностям предложено отнести обнародование списка лиц, имеющих право на получение земельной доли, путем размещения его в средствах массовой информации за 10 дней до начала проведения распределения земельных участков.

Игорь Касьянов, юрист АФ «Грамацкий и Партнеры», анализируя законопроект, в первую очередь отмечает, что его опубликованная редакция требует доработки, и, очевидно, в нее еще будут вноситься правки. Например, законопроектом предлагается установить, что нераспределенные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения будут передаваться в аренду до момента получения права собственности на такой земельный участок согласно данному законопроекту, о чем будет указываться в договоре аренды земельного участка (статья 14 законопроекта). При этом редакция части 5 статьи 116 Земельного кодекса (ЗК) Украины, изложенная в проекте № 4093, содержит в себе норму, согласно которой передача в собственность или в пользование земельных участков допускается только после прекращения права собственности или пользования в порядке, предусмотренном законом. Таким образом, получить право собственности на арендованный земельный участок сельскохозяйственного назначения будет невозможно, если право аренды не будет прекращено в установленном порядке.

В свою очередь, пункт 4 Заключительных положений законопроекта обяжет Кабинет Министров Украины провести полную инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности. Вследствие проведения такой инвентаризации земельные участки будут считаться сформированными, им будут присвоены кадастровые номера, что автоматически заблокирует законную реализацию статьи 118 ЗК Украины с целью передачи земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность. Это связано с тем, что в соответствии с Законом Украины «О землеустройстве» проекты землеустройства относительно отвода земельных участков разрабатываются в случае формирования новых земельных участков. То есть на месте участка, который подлежит отводу, не может быть уже сформированный земельный участок.

«Рассматривая законопроект в целом с точки зрения рядового гражданина, видим, что он имеет благие цели, однако перспективы реализации каждым гражданином Украины его права на отвод земельного участка согласно указанному проекту закона являются весьма сомнительными по многим причинам», — уверен г-н Касьянов.

Кроме того, Игорь Касьянов подчеркивает, что, несмотря на пояснительную записку к законопроекту, согласно которой его принятие не требует дополнительных расходов из государственного бюджета Украины, проект все же нацелен на массовую приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, государство в немалом числе случаев лишится арендной платы за земельные участки, которые на данный момент находятся в его собственности.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

IkarPapuga600x90
DorZab600x90
600-90_WAIT
tg-10

Інші новини

PRAVO.UA