Процесс по закупкам — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Процесс по закупкам

Рубрика Репортаж
Европейские эксперты рассказали, как объединить передовой опыт ЕС и украинские реалии при рассмотрении жалоб в сфере публичных закупок
Эксперты из ЕС и представители АМКУ обсудили вопросы процессуальной справедливости в свете основных принципов публичных закупок

Несколько лет назад в Украине стартовала реформа системы публичных закупок, которая способствовала усилению конкуренции, увеличению прозрачности и открытости, а также снижению уровня коррупции в этой сфере. Однако и на сегодняшний день здесь остается немало вызовов. В том числе и для Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) как органа обжалования.

Весной 2020 года вступила в силу новая редакция Закона Украины «О публичных закупках» (Закон). Поэтому АМКУ продолжает активно работать над внедрением изменений и оптимизацией практик, а также изучает лучший мировой опыт. Ведь для такого органа крайне важно прийти к формированию единой и понятной философии обжалования.

На минувшей неделе опытом делились эксперты из ЕС. Вместе с представителями Комитета они обсудили темы процессуальной справедливости в свете основных принципов публичных закупок, уделили внимание европейским стандартам и лучшим практикам при проведении устных слушаний. Разговор состоялся в рамках онлайн-семинара «Рассмотрение жалоб в сфере публичных закупок: судебные навыки для административных трибуналов», организованного Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

Во время семинара также было презентовано издание «Ключевые знания и навыки судопроизводства: Пособие для членов трибуналов по пересмотру процедуры проведения закупок» (пособие). Документ был разработан ЕБРР, а в 2020 году при содействии АМКУ адаптирован для Украины. Он охватывает такие темы, как справедливость процесса, беспристрастность и конфликт интересов, доказательства и защита конфиденциальной информации, а также другие.

Процессуальная справедливость

Остановимся на ключевых моментах пособия. Европейское законодательство и практика говорят, что применение принципов процессуальной справедливости является основой, на которую опирается процедура пересмотра в сфере публичных закупок. Что важно: аналогичные европейским принципы стоят во главе угла и в Украине.

Итак, что же такое процессуальная справедливость? В общих чертах это понятие можно охарактеризовать как право сторон быть услышанными и представлять аргументы во время рассмотрения дела. Когда речь идет о процедуре обжалования, это означает, что и субъект обжалования, и заказчик имеют равные возможности на представление своей позиции.

Понятие процессуальной справедливости включает в себя и другие аспекты. Это реализация ряда прав, среди которых:

— право на доступ к органу обжалования;

— право на доступ к информации о запланированных слушаниях;

— право на профессиональное представительство;

— право представлять и оспаривать доказательства с целью установления фактов в деле;

— право на получение информации об основаниях вынесения решения;

— право на равенство сторон;

— право на судебное рассмотрение независимым и беспристрастным органом;

— право на принятие судом решения в пределах разумного периода времени;

— право на мотивированное решение;

— право на публичное объявление решений и другие.

Принципы процессуальной справедливости обеспечивают всем сторонам в ходе производства равные возможности в предоставлении доказательств и получении обратной реакции.

Один из значимых элементов реализации права на справедливое рассмотрение вопроса — право стороны быть услышанной (right to be heard). Страны ЕC по-разному подходят к реализации этого права в процессе обжалования публичных закупок.

Опыт Австрии

К примеру, в Австрии и Германии проводятся устные слушания. Их основное преимущество в том, что обсуждение можно вести сразу со всеми сторонами, причем каждая из них может незамедлительно реагировать на представленные аргументы оппонента. Факты могут быть выяснены в присутствии всех заинтересованных, а члены органа обжалования могут не только выслушивать и оценивать доказательства, но и наблюдать за реакциями участников. Кроме того, устные слушания, как правило, являются открытыми для общественности. Впрочем, европейская практика допускает, что устные слушания не всегда необходимы и могут в определенных случаях не проводиться.

Румынский опыт

Письменное производство для рассмотрения жалоб практикуется, например, в Румынии. Там орган обжалования оценивает все нюансы ситуации (сложность дела, типы решений, процессуальные сроки и т.п.) и может инициативно вызвать стороны для устных пояснений. Однако большая часть жалоб рассматривается в режиме письменного производства. При этом стороны имеют постоянный доступ к материалам дела и могут подавать письменные пояснения.

В целом считается, что устное слушание необязательно, если орган обжалования может принять качественное и справедливое решение на основании материалов дела и нет необходимости заслушивать стороны. Также оно не является необходимым, когда решение касается только процессуальных моментов или предоставленные факты являются четкими.

Украинский опыт

Закон Украины «О публичных закупках» предполагает, что рассмотрение жалоб в сфере публичных закупок осуществляется исключительно на заседаниях Постоянно действующей административной коллегии в составе трех государственных уполномоченных АМКУ. Все желающие имеют право присутствовать на таком заседании, а стороны — принимать участие в рассмотрении жалобы. Решение оглашается публично.

В то же время текущая редакция Закона обязывает стороны заблаговременно через систему ProZorro подавать в орган обжалования всю информацию и документы, имеющие отношение к жалобе. Это значит, что новые факты и пояснения, изложенные сторонами на заседании в устном режиме, не могут быть приняты во внимание при принятии решения, если они не будут поданы в письменном виде.

Активное применение сторонами своего права на предоставление информации через систему ProZorro помогает им существенно уменьшить издержки, связанные с процессом рассмотрения жалобы. Заказчик и жалобщик могут реагировать на аргументы оппонента в комфортном режиме и сопровождать свои дополнительные письменные пояснения доказательной базой, которой могло бы не быть у представителей компаний на заседании. Такой подход обеспечивает повышение скорости рассмотрения жалобы и качества принятого органом обжалования решения. Особенно хорошо он проявил себя во время карантина, когда стороны не могли присутствовать на заседании из-за ограничительных мер, связанных с распространением СОVID-19.

В то же время такое требование Закона Украины «О публичных закупках» существенно повышает прозрачность процесса рассмотрения жалобы. Ведь любое заинтересованное лицо имеет возможность ознакомиться не только с текстом решения, но и со всей доказательной базой.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA