Установить лимIT — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Установить лимIT

В Налоговый кодекс Украины в очередной раз предлагается внести изменения в части налогообложения субъектов индустрии информационных технологий
На данный момент большинство представителей IT-сферы работают как физические лица — предприниматели на упрощенной системе налогообложения

Ни для кого не секрет, что Украина славится своими плодородными землями, черной металлургией и талантливыми ІТ-специалистами. Ведь за весьма недолгий период Украина стала центром, где сосредоточились одни из лучших профессионалов в ІТ-отрасли. Безусловно, активно развивающаяся, имеющая большие перспективы и ресурсы ІТ-отрасль становится объектом повышенного внимания и вожделения для многих. Необходимой основой благосостояния в эпоху «интеллектуальной экономики» становятся творческие достижения людей: результаты интеллектуальной деятельности и основанные на них инновации. В свою очередь, дискуссии касательно налогообложения ІТ-отрасли ведутся уже не первый год.

София Барановская, юрист KPMG Law Ukraine, также отмечает, что вопрос налогообложения IT-индустрии уже несколько лет поднимается в профессиональных кругах. На данный момент большинство представителей IT-сферы работают как физические лица — предприниматели (ФЛП) на упрощенной системе налогообложения. При этом сейчас налог составляет 5 % от полученного дохода, единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) — 1039,06 грн. Такие условия налогообложения крайне выгодны. Однако существует риск переквалификации таких ІТ-специалистов в наемных сотрудников с последующим доначислением налоговых обязательств в сумме более 40 % от дохода.

Чтобы урегулировать эту ситуацию, в Верховую Раду Украины поступали законопроекты, в которых предлагалось создать отдельную группу ФЛП для IT-специалистов с особым режимом налогообложения, также была идея по созданию отдельной категории наемных ІТ-сотрудников с альтернативными налоговыми ставками. Однако ни один из этих проектов не получил одобрения со стороны бизнеса.

Кто-то считает, что текущий уклад вещей является правильным. Кто-то же — что налогообложение в сфере ІТ сегодня абсолютно нерелевантное и требует качественного переосмысления. Этого же мнения придерживаются инициаторы законопроекта № 3933 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии информационных технологий» (законопроект), которым предложено изменить соответствующий порядок вещей.

Отметим, что в парламенте зарегистрированы еще несколько инициатив по урегулированию IT-сферы (включая налоговые аспекты). Это альтернативный законопроект № 3933-1, а также законопроект № 3977, предлагающий комплексные меры стимулирования развития IT-индустрии в Украине.

Главная цель законопроекта № 3933 — достижение Украиной в ближайшие годы европейского и мирового лидерства в индустрии информационных технологий. Другими словами, данный проект — это средство для повышения уровня конкурентоспособности и привлекательности индустрии информационных технологий Украины для иностранных и отечественных заказчиков. Это будет происходить путем установления для ІТ-компаний на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2030 года неких особенностей налогообложения, а именно: налоговой нагрузки на зарплаты наемных работников на уровне 10 % (5 % налога на доходы физических лиц (вместо 18 %) + 5 % единого социального взноса (вместо 22 %) + освобождение от уплаты военного сбора), к прибыли субъекта индустрии будет применяться ставка налога на прибыль с коэффициентом 0,5, что составляет 9 %.

Что еще является предметным, в законопроекте предложено определить критерии определения субъекта индустрии информационных технологий, предусмотрен механизм получения статуса такого субъекта для новообразованных субъектов хозяйствования, а также установлен порядок получения/аннулирования статуса субъекта индустрии информационных технологий и порядок ведения специального реестра.

Как некие вводные задачи предусматривается, что к субъекту индустрии информационных технологий будет применяться стандартная ставка налога на прибыль с коэффициентом 0,5 (9 %), облагаются налогом доходы в виде заработной платы, которые начисляются физическим лицам в связи с трудовыми отношениями на условиях трудового договора (контракта). Такой субъект будет платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 5 % с освобождением от уплаты военного сбора, а также оплачивать ЕСВ за наемных работников в размере 5 % от заработной платы.

При этом ЕСВ для этих работников не может быть меньше ЕСВ по ставке 22 % с 5 минимальных заработных плат, но не больше ЕСВ, рассчитываемого по ставке 22 % от максимальной базы начисления ЕСВ, — 15 минимальных заработных плат. Другими словами, авторы законопроекта резюмируют, что ЕСВ по ставке 5 % будет выплачиваться в зависимости от зарплат (от 5 минимальных заработных плат).

София Барановская поясняет: условием применения пониженных ставок НДФЛ и ЕСВ является размер налога/сбора с заработной платы, который не может быть меньше, чем налог/сбор по стандартной ставке с пятикратного размера минимальной заработной платы, то есть на данный момент это 4250,7 грн — НДФЛ и 5195,3 грн — ЕСВ. Как следствие, если сравнивать с нынешними налоговыми расходами ІТ-сектора, законопроект предлагает менее выгодные условия, но все же более низкие, чем базовое налогообложение зарплат и прибыли предприятий.

Кроме всего прочего, творцы законодательной инициативы позаботились о некоем «кнуте» для тех, кто будет каким-то образом пренебрегать или злоупотреблять новыми особенностями налогообложения в ІТ-секторе. Так, к примеру, предусматриваются значительные штрафы за нарушение правил налогообложения в виде 200 % от суммы начисленного налогового обязательства в случае выявления контролирующим органом при проведении мероприятий налогового контроля нарушений субъектом индустрии информационных технологий соответствующих требований и критериев.

Так что же мы имеем в итоге? Поспособствует ли законопроект достижению тех глобальных целей, которые авторы определили для себя в пояснительной записке? И главное: станет ли лучше, а не хуже от принятия сего документа самим специалистам ІТ-отрасли?

София Барановская считает, что законопроект является очередной попыткой законодателя вмешаться в налогообложение ІТ-индустрии, при этом не совсем понимая ее специфику. В чем это выражается? Срок льготного периода слишком короткий, а попытка превратить ІТ-специалистов в наемных сотрудников хотя и может иметь позитивные последствия в виде расширенных прав и гарантий, однако не учитывает тот факт, что ІТ-специалисты — не совсем «классические» наемные сотрудники, которые часто подвязаны под исполнение конкретных проектов в сжатые сроки. «Таким образом, все выглядит так, что текущее налогообложение более конкурентоспособно, чем то, что предлагается в законопроекте. И закономерен вопрос: является ли приоритетом изменение налоговых ставок, а не обеспечение справедливого правосудия в разумные сроки, эффективность правоохранительной системы, защита прав инвесторов, либерализация валютного регулирования?» — резюмирует юрист.

Как бы там ни было, не стоит забывать, что ІТ-отрасль очень специфична и чувствительна к изменениям, особенно касающимся налогообложения. К его регулированию стоит подходить особенно тщательно и предусмотрительно.

 

Алена СТУЛИНА • «Юридическая практика»

 


МНЕНИЕ

Выборочность решения проблем

Олесь БИДНОШИЯ, юрист ЮФ AVELLUM

Заявленная цель законопроекта № 3933 подкупает своей красотой — привлечение инвестиций на рынок украинского ІТ-бизнеса и укрепление позиций Украины на глобальном рынке информационных технологий. Авторы законопроекта предлагают снизить ставки налогов для наемных работников и самих IT-компаний. При правильной реализации это могло бы способствовать переходу многих украинских IT-компаний от работы с IT-специалистами как ФЛП к найму разработчиков в штат. В то же время законопроект имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, проект не решает одну из основных проблем IT-рынка — несоответствие правил Кодекса законов о труде Украины современным реалиям привлечения разработчиков. Частично законодатель уже был вынужден адаптировать трудовое законодательство к условиям «современной эры», предусмотрев возможность удаленной работы сотрудников и гибкого графика рабочего времени. Но вопросов это вызвало больше, чем дало ответов. В остальных важных аспектах гибкости у трудового законодательства не добавилось.
Во-вторых, законопроект вызывает ряд концептуальных вопросов к предоставляемым льготам. Предлагаемая секторальная налоговая льгота является, по сути, государственной помощью, которая должна быть проверена на ее допустимость согласно Закону Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования». Например, поскольку налоговая льгота по НДФЛ распространяется не только на IT-специалистов, но и на другой персонал, это дает таким работодателям существенное преимущество на рынке труда.
В-третьих, даже заявленную для решения проблему (уменьшение налоговой нагрузки) законопроект решает очень выборочно. В предложенной модели налогообложения заявленная ставка НДФЛ будет эффективной только для сотрудников с зарплатой больше 85 000 гривен в месяц. Это связано с тем, что проект хоть и предусматривает ставку НДФЛ 5 %, при этом устанавливает и минимальную сумму налога. Без комментария оставим технику подготовки отдельных норм проекта (как, например, установление льготной ставки, применяемой к доходам субъекта индустрии информационных технологий, а не к прибыли).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA