Связанные одной целью — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 32-33 (1181-1182) » Связанные одной целью

Связанные одной целью

«Неважно, где мы находимся, в офисе или дома, важно, насколько быстро мы реагируем и коммуницируем между собой и с клиентами», — подчеркивает Роман Загрия, управляющий партнер ЮК PRAVO GARANT
Роман Загрия: «Наша цель — чтобы юристы ходили в судебные заседания с одним планшетом, а все документы были доступны онлайн»

Уже пять месяцев в Украине действуют карантинные ограничения, введенные в связи с распространением коронавирусного заболевания COVID-19. О том, как юрфирмы адаптировались к новым условиям работы, что поменялось в запросах и поведении клиентов, сколько времени потребуется на восстановление докризисных показателей и какие уроки следует вынести из сложившейся ситуации, «Юридической практике» рассказал Роман Загрия, управляющий партнер ЮК PRAVO GARANT.

— Что поменялось в организации работы вашей фирмы под влиянием карантина?

— Как, наверно, и большинство юрфирм, мы перешли на удаленный формат работы. Непосредственно в офисах работали не больше 20 % наших сотрудников.

Это был исключительно их личный выбор — не все возможно перевести в онлайн, некоторые дела требовали присутствия в офисе. Каких-то особых проблем в связи с переходом на удаленку у нас не возникло, соответствующее серверное решение было налажено достаточно давно. Все документы хранятся на сервере, и сотрудники наших трех офисов имеют возможность доступа к ним независимо от того, где они находятся. Также в конце прошлого года мы внедрили собственную CRM-систему. Все видят свои задания, договоры клиента, имеют возможность выставить счета и так далее. Я как руководитель вижу загрузку каждого юриста и эффективность выполнения им поставленных задач.

Мы очень много времени потратили на разработку CRM-системы, сейчас работаем над второй версией, хотим привязать к ней электронный документооборот включительно с материалами судебных дел. Наша цель — чтобы юристы ходили в судебные заседания с одним планшетом, а все документы были доступны онлайн.

— В каких сегментах юридической практики наиболее ощутимо влияние карантина?

— У нас достаточно ощутимо просела судебная практика в связи с тем, что суды в первое время после введения карантина практически не слушали дела. В исключительных случаях дела рассматривались в письменном производстве.

В каждой компании по-разному формируется порядок расчета стоимости услуг, связанных с судебным представительством. Некоторые работают исключительно по предоплате. У нас тоже есть такие дела, но, как правило, мы тарифицируем участие в заседаниях, каждый процессуальный документ, а окончательный расчет происходит по факту успешного завершения дела — выплачивается гонорар успеха. В связи с отсутствием работы по ряду дел счета клиентам мы практически не выставляли, и эти проекты сильно затянулись. Рассчитываем их закрыть до конца года.

Иначе развивалась ситуация в налоговой практике. В связи с объявлением карантина был введен мораторий на проведение налоговых проверок. Новые проверки не проводятся, а начатые были приостановлены до окончания карантина. Для предпринимателей это, безусловно, позитив, но на нашу практику это повлияло негативно, поскольку новые налоговые споры не инициируются. Сейчас мы завершаем дела, начатые еще в прошлом году. Конечно, мораторий не будет длиться вечно, и «обороты» практики восстановятся. Но уже сейчас мы задумываемся над тем, чтобы диверсифицировать услуги и больше внимания уделять налоговому консалтингу.

Что касается нашей основной практики — банкротства, ситуация в ней достаточно стабильна. Ряд проектов мы закрыли за время карантина. Есть новые обращения. Я думаю, что к концу года спрос в этой практике даже увеличится, прежде всего на услуги по досудебной санации — это очень интересный инструмент, позволяющий восстановить платежеспособность должников в это непростое время. Также, очевидно, будет спрос на ликвидацию компаний через процедуры банкротства. Многие предпочтут начать с чистого листа.

— Чем вы компенсируете сокращение работы в ваших основных практиках?

— В первую очередь мы оптимизировали расходы. Каких-то абсолютно новых услуг мы не предлагали. Объективно увеличился спрос на консультирование по трудовому праву. И мы делаем ставку на эту практику на ближайшие год-два. Планируем ее усиливать и развивать.

— Пересмотрите ли вы свою гонорарную политику?

— Возможно. Мы, наверно, сбалансируем порядок взаиморасчетов в судебной практике и введем предоплату по некоторым категориям судебных дел.

— Как менялось поведение клиентов за время действия карантина?

(Смеется.) Как и у всех. Все реально просели. Никто не спешил рассчитываться. За время карантина у нас существенно выросла дебиторская задолженность. Мы готовы идти навстречу клиентам, если есть объективные причины. С другой стороны, были клиенты, бизнес которых не пострадал, а, возможно, даже их финансовые потоки увеличились, но тем не менее они задавали нам вопросы о скидках.

Как бы то ни было, все клиенты остались с нами. Более того, один из клиентов вернулся к нам после определенного перерыва в сотрудничестве.

Для меня было удивительно, что одними из наиболее пострадавших оказались IT-компании. Они уже в первые недели карантина начали говорить о скидках на юридические и бухгалтерские услуги.

— В чем причина?

— Они в основном работают с иностранными заказчиками, которые в связи с пандемией заморозили свои проекты. При этом расходы в IT-компаниях очень большие: фонд заработной платы, аренда больших офисных помещений.

— А как менялись запросы ваших клиентов под влиянием карантина?

— Многие начали интересоваться трудовым правом: как оптимизировать расходы и сохранить коллектив. Второе направление — налоговые консультации, прежде всего по вопросам изменений законодательства, принятых во время карантина. Третий популярный блок вопросов касался взаимоотношений с арендодателями.

У нас несколько сотрудников постоянно отслеживали все изменения по этим трем направлениям, и мы регулярно информировали клиентов, зачастую опережая их запросы. Мы также провели несколько вебинаров. Даже попробовали запустить YouTube-канал, но дальше первого видео дело не пошло, думаю, мы вернемся еще к этому вопросу.

— Какие выводы следует сделать юрфирмам ввиду карантина?

— Из личного опыта могу сказать, что следует больше внимания обращать на бюджетообразование каждой практики. Для нас в определенной мере стало неожиданностью, что налоговый консалтинг приносит нам не более 20 % оборота налоговой практики, особенно на фоне сокращения количества налоговых споров.

Нужно следить за дебиторской задолженностью, это очень важно.

Безусловно, необходимо идти в ногу со временем. Применять всевозможные инструменты, которые позволяют экономить и эффективно использовать временной ресурс. Как показала практика, неважно, где мы находимся, в офисе или дома, важно, насколько быстро мы реагируем и коммуницируем между собой и с клиентами. Мы показали себя достаточно мобильными и легко реагирующими на изменения. В любом бизнесе, не только юридическом, важно быстрое принятие решений. Долгое обдумывание и обсуждение эффекта не дают. Лучше пробовать, делать и по итогу проанализировать жизнеспособность нововведений.

Но главное, любой кризис — это время возможностей. Нужно лишь их найти и успешно реализовать. У нас есть много новых идей, внедрять которые планируем уже этой осенью.

— Сколько времени потребуется юридическому рынку для восстановления?

— Все очень индивидуально. Если говорить о нашей компании, мы уже практически восстановили среднемесячные обороты, а к концу года рассчитываем выйти на докарантинные показатели.

— Каким вы видите посткарантинный рынок юридических услуг в Украине?

— Очевидно, сохранится тренд частично удаленного формата работы. Я убежден, что полностью онлайн юридическая фирма работать не может. Иначе это трансформируется во фриланс, а значит, упадет качество, ответственность. Мне кажется, клиенты не готовы работать с юристами как с фрилансерами. Да и не каждому юристу это подойдет — ряд наших сотрудников (я в том числе) говорят о том, что эффективнее работают в офисе.

Думаю, что со временем все вернется на круги своя. По моему мнению, утверждение, что мир не будет таким, как прежде, не совсем соответствует истине. Большинство людей хотят вернуться к прежнему образу жизни, дополнив его новыми полезными опциями.

Беседовал Алексей НАСАДЮК«Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA