На физическом уровне — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

На физическом уровне

Банкротство физических лиц могло бы вытянуть граждан из долговой ямы, но для этого отдельные аспекты нового института стоит доработать законодателю

Институт банкротства физических лиц, введенный Кодексом Украины по процедурам банкротства (Кодекс) в октябре 2019 года, должен был стать панацеей от финансового бремени для граждан. Не секрет, что вследствие нестабильности отечественной экономики, которая переживает кризис за кризисом в среднем раз в пять лет, многие граждане оказались за чертой бедности и не смогли управлять своими долговыми обязательствами. За годы, в течение которых решение проблем долговых обязательств граждан просто откладывалось (например, по таким вопросам, как валютные ипотечные кредиты), сформировался «снежный ком» из обязательств, выполнить которые многим просто не под силу. А учитывая, что, в отличие от юридических лиц, физическое несет ответственность всем своим имуществом (за исключением предусмотренного Перечнем имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (Перечень), утвержденным парламентом в качестве приложения к Закону Украины «Об исполнительном производстве»), многие граждане могут остаться с минимальным набором средств к существованию и без крыши над головой.

Сегодня для должников, которые не могут обслуживать свои обязательства, Кодексом предусмотрена возможность пройти через финансовое очищение с минимальными (по крайней мере, сейчас) потерями, в том числе репутационными. Однако вала заявлений о неплатежеспособности от физических лиц не наблюдается. Что же мешает эффективному использованию института банкротства физических лиц?

Социальный аффект

Довольно сильные сдерживающие факторы для граждан — страх неизвестного и привычка надеяться на авось. Непризнание проблемы и, соответственно, непринятие механизма ее решения — бич многих. К сожалению, преломить сознание граждан не под силу даже самым опытным адвокатам. Возможно, пара успешных кейсов и социальный промоушн института на государственном уровне могли бы популяризировать процедуру банкротства физических лиц. Ведь в этом есть интерес государства — оздоровить экономику и финансовое состояние даже самых мелких участников экономических правоотношений, а соответственно, и банков.

Также промоутерами нового института могли бы стать и сами банки и финансовые учреждения, взяв на себя чуть больше социальной ответственности и отказавшись от потенциально большой, но столь тягостной для заемщика прибыли. Они могли бы успешно очиститься от проблемных кредитных портфелей. Да и в целом готовность сильной стороны к компромиссу располагала бы к себе. Еще одними «посланниками» института банкротства физлиц могли бы выступать исполнители (частные, государственные), предлагая такую альтернативу гражданам, чьи долги превышают реальные возможности выполнить взятые и подтвержденные судами обязательства.

Впрочем, прежде чем искать амбассадоров института банкротства физических лиц, стоит спросить: а так ли он безупречен? И, увы, ответ не утвердительный.

Сделать первый шаг

Процедура банкротства физических лиц, несмотря на именно такое бытовое название, на самом деле является процедурой реструктуризации долговых обязательств и официально называется восстановлением платежеспособности физического лица. Применить банкротство в прямом смысле к физическому лицу невозможно, ведь итогом банкротства как процедуры является ликвидация должника, что, конечно, невозможно в случае, когда должник — гражданин.

Особенности банкротства физлиц определены книгой 4 Кодекса. Главная из них изложена в части 1 статьи 115 Кодекса: производство по делу о неплатежеспособности должника — физического лица или физического лица — предпринимателя может быть открыто только по заявлению должника.

Хотя многим кажется, что зайти в процедуру банкротства физическому лицу не сложно, на самом деле до ее начала надо будет провести довольно серьезный аудит своих обязательств и имущества, а также имущества членов семьи.

Так, согласно статье 116 Кодекса одновременно с заявлением об открытии дела предусмотрены подача конкретизированного списка кредиторов и должников с указанием общей суммы денежных требований кредиторов (должников) и в разрезе каждого кредитора (должника), указание регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов для физлиц (при этом нужно знать, кто из них отказался от ИНН по религиозным соображениям, и указывать серию и номер паспорта), сумм и оснований возникновения обязательств, а также сроков их выполнения. Предварительно надо составить и опись своего имущества, отыскать оригиналы и сделать копии документов, подтверждающих право собственности, отметив, что находится в залоге (ипотеке) или является обремененным иным способом (уточнив, в чьих интересах). Также надо собрать копии всех сделок, заключенных в течение года до подачи заявления, относительно недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале, транспортных средств и других сделок на суммы свыше 30 размеров минимальной заработной платы (в 2020 году — от 141 690 грн); собрать сведения обо всех имеющихся счетах должника (включая карточные, которые банки вам выдавали «в нагрузку» или «по акции») с указанием сумм денежных средств на них.

Сколько простых украинцев готовы сразу выдать такой пакет документов — вопрос риторический. Однако список приложений еще не закончен. Далее самое интересное — декларация об имущественном состоянии должника по форме, утвержденной государственным органом по вопросам банкротства, за три года (за каждый год отдельно), предшествовавших подаче в суд заявления об открытии дела о неплатежеспособности. Декларация должна содержать информацию в отношении имущества, доходов и расходов должника и членов его семьи, превышающих 30 размеров минимальной заработной платы.

Закон в этой части к членам семьи должника относит лиц, состоящих в браке с должником (в том числе если брак расторгнут в течение трех лет до дня подачи декларации), их детей, включая совершеннолетних, родителей, лиц, находящихся под опекой или попечительством должника, других лиц, которые совместно с ним проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности (кроме лиц, взаимные права и обязанности которых с должником не имеют характера семейных), в том числе лиц, совместно проживающих, но не состоящих в браке.

Хотя само по себе требование и логично (ведь банкротство, возможно, является способом уклонения от выполнения обязательств), однако собрать такой пакет документов будет крайне сложно даже для бизнесмена, самостоятельно ведущего свой бизнес. А для заемщика по потребительским кредитам — почти нереально. Представьте, чего может стоить получение информации об имущественном состоянии бывшей супруги. Думается, что для физического лица эти требования надо было бы снизить по крайней мене на этапе подачи документов, а уже после открытия дела сбору такой информации мог бы содействовать арбитражный управляющий, да и сам суд. Поскольку если все данные соберет должник, какова тогда роль на первичном этапе арбитражного управляющего? А ведь должнику в дополнение ко всему надо будет еще проавансировать вознаграждение управляющему реструктуризацией за три месяца выполнения полномочий.

В довесок именно должник вместе с заявлением обязан подать предложения по реструктуризации долгов (проект плана реструктуризации).

Такой путь не представляется простым и может отпугнуть потенциальных банкротов от его использования уже только по причине своей громоздкости. Законодателю все же стоит подумать, как упростить вход в процедуру для должника-физлица, чтобы он все-таки ею смог воспользоваться, а не подвергался риску отказа в открытии дела по причине несоблюдения формальных требований на этапе подачи заявления.

Дорогу осилит идущий

Даже если граждане соберут заявленный пакет документов и войдут в процедуру банкротства, это не гарантирует полного очищения от долгов. С момента принятия заявления судом их жизнь лишь начнет меняться.

Первая процедура, которую может и должен использовать должник, — реструктуризация долгов. Ее план должник обязан предложить суду сразу, но почти гарантированно итоговый план будет отличаться. Ведь с этого момента арбитражный управляющий, который в данном случае является управляющим реструктуризацией, начинает проверку имущественного стояния заявителя, его долгов, имущества, декларации, а также предпринимает меры по выявлению кредиторов должника. При этом сами кредиторы не обязаны выявляться, а могут проигнорировать инициативу должника, рассчитывая на полное погашение долгов в рамках обычных процедур взыскания.

Если кредиторы выявлены, требования подтвердили, они организовывают собрание и должны согласовать план реструктуризации. Очень важно, чтобы все кредиторы были готовы к компромиссу. Ведь погасить все долги у должника возможности, скорее всего, не будет, а поэтому немаловажным пунктом плана реструктуризации должен стать раздел о долгах, которые будут прощены после выполнения данного плана. Как правило, кредиторы прощают пени и штрафы. Государство в свою очередь гарантирует прощение налоговых обязательств должнику-банкроту. Однако в то же время суммы прощенных обязательств могут оказаться включенными в налогооблагаемый доход лица. Так, в статье 165 Налогового кодекса (НК) Украины есть оговорка, что не включаются в доход суммы прощенных обязательств, за исключением аннулированных в процедуре банкротства, хотя такая же оговорка есть и в статье 164 НК Украины, регулирующей виды доходов, подлежащих налогообложению. Думается, законодателю стоит внести ясность в этот момент. Ведь прощение происходит после выполнения плана реструктуризации, а к тому времени дополнительных 18 % от суммы прощенных долгов у физического лица может и не быть.

Также стоит помнить, что есть виды обязательств, не подлежащие реструктуризации, и утвердить ее план суд сможет только после их погашения. К таковым статья 125 Кодекса относит долги по алиментам, возмещению вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью физического лица, платежи по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) и др.

Если же в течение 120 дней с момента открытия производства по делу собрание кредиторов не утвердит план реструктуризации или примет решение о переходе к процедуре погашения долгов, суд будет обязан принять постановление о признании должника банкротом и введении процедуры погашения долгов. Сам должник в этом случае мало что может изменить: после подачи заявления о банкротстве он фактически зависит от воли кредиторов и суда. После этого решения в течение 30 дней должна быть проведена инвентаризация соответствующего имущества и определена его стоимость.

В состав ликвидационной массы включается все имущество должника, а также то, которое будет им получено до завершения процедуры погашения долгов, в том числе доля в совместной собственности, которую в таком случае надо будет выделить из совместного имущества.

Исключение составят лишь жилище, являющееся единственным местом жительства (дом площадью до 120 м2, квартира — до 60 м2 или не более 13,65 м2 на каждого члена семьи), если оно не является предметом обеспечения, имущество, на которое не может быть обращено взыскание согласно Перечню, и средства на счетах должника в пенсионных фондах и фондах социального страхования. Кроме того, суд из ликвидационной массы может исключить имущество, которое является необходимым для удовлетворения насущных потребностей должника или членов его семьи, объекты стоимостью до 10 размеров минимальных заработных плат, которые являются неликвидными или доход от продажи которых не повлияет существенно на удовлетворение требований кредиторов, но при условии, что общий объем таких исключений не превышает 30 размеров минимальных зарплат.

Пожалуй, самый неприятный момент — что с момента принятия судом решения о признании должника банкротом распоряжение всеми правами относительно имущества, включенного в ликвидационную массу, осуществляет управляющий реализацией от имени должника.

Однако в конце этого длительного и непростого пути должника ждет финансовое очищение. Так, по правилам статьи 133 Кодекса требования, которые не удалось удовлетворить по причине недостаточности имущества, считаются прощенными. Правда, из этого правила есть исключения: к должнику все так же можно будет заявить требования по алиментам, вреду здоровью и ЕСВ, которые не подлежат реструктуризации и списанию.

Даже для юриста процедура банкротства физлиц не выглядит простой и понятной, а риски оставления долгов даже после реализации всего имущества настораживают. В этой связи государству надо подумать о достаточных гарантиях и возможностях восстановления реальной платежеспособности, минимизировать риски своеволия кредиторов, чтобы гарантировать добросовестным должникам реальное финансовое оздоровление.

Богдан ТОКАРЧУК — патнер АО «Всеукраинская ассоциация адвокатов», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA