Навести порядок — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Навести порядок

ВСП поддержит законопроект № 3691 о порядке назначения судей местного, апелляционного суда по сокращенной процедуре при условии его доработки
Введение альтернативных конкурсов, как это предлагается законопроектом № 3691, является целесообразным только до начала работы ВККС, считают в ВСП

Законодательная и судебная ветви власти с переменным успехом ищут сокращенные пути наполнения судебной системы кадрами. В конце июля 2020 года Высший совет правосудия (ВСП) утвердил консультативное заключение относительно законопроекта № 3691 «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно порядка назначения на должность судьи местного, апелляционного суда по специальной (сокращенной) процедуре» от 18 июня 2020 года (детальнее о нем мы писали в «ЮП» № 26–27 (1175–1176) от 7 июля 2020 года).
В пояснительной записке к проекту говорится о том, что по результатам двух конкурсов в Верховный Суд (ВС) подтвердили способность осуществлять правосудие на должностях судей кассационных судов 499 кандидатов, из которых Президентом Украины на должности судей ВС были назначены 193 кандидата. По идее, более 300 кандидатов из числа судей, адвокатов и ученых, которые в свое время успешно справились с квалификационным экзаменом, могут стать хорошим подспорьем при заполнении вакансий в судах других инстанций.
«Специальной (сокращенной) процедурой назначения на должности судей местного суда для целей этого закона считается процедура назначения на должность судьи соответствующего местного суда лица, которое отвечает требованиям к кандидатам на должность судьи и по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие на должности судьи апелляционного суда в соответствующей специализации», — указано в проекте № 3691. В абзаце 2 статьи 811, которой предложено дополнить Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», сказано: «Специальной (сокращенной) процедурой назначения на должность судьи апелляционного суда для целей этого закона считается процедура назначения на должность судьи соответствующего апелляционного суда лица, которое отвечает одному из требований, определенных частью 1 статьи 28 этого закона, и по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие на должности судьи кассационного суда в составе Верховного Суда по соответствующей специализации».
Сама сокращенная процедура заключается в том, что кандидат в судьи обращается в ВСП с заявлением об участии в конкурсе. Совет, в свою очередь, на основании поданных заявлений определяет рейтинг кандидатов для участия в конкурсе в соответствии с количеством баллов, полученных в ходе квалификационного оценивания, затем рассматривает вопрос о внесении Президенту Украины представления о назначении на должность судьи местного или апелляционного суда и принимает соответствующее решение.
В Заключительных и переходных положениях проекта говорится о том, что ВСП на протяжении одного месяца со дня вступления закона в силу должен объявить и провести конкурс в местные и апелляционные суды по специальной (сокращенной) процедуре.
ВСП в целом поддерживает нормативное обеспечение деятельности судебной системы Украины и смежных правовых институтов в соответствии со стандартами Совета Европы и передовыми практиками Европейского суда по правам человека, ведь, как указывается в консультативном заключении, сейчас актуализируется вопрос внедрения новых законодательных механизмов, направленных на укомплектование судейского корпуса местных и апелляционных судов в краткие сроки, поскольку длительный процесс отбора и оценивания кандидатов тормозит ротацию кадров. С целью расширения влияния и улучшения репутации судебной власти в обществе следует повысить ее статус.
Однако в ВСП обращают внимание, что введение сокращенной процедуры назначения на определенные должности судей, то есть проведение фактически параллельного конкурса, может создать неравные условия для кандидатов на должность судьи соответствующего суда, что приведет к изменению порядка и условий проведения конкурса, который уже стартовал. «Введение альтернативных конкурсов, объявляемых и проводимых ВСП, как это предлагается законопроектом № 3691, является целесообразным только до начала работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС)», — считают в Совете.
Кроме того, в своем заключении ВСП напоминает, что Верховный Суд — суд права, а не факта, следовательно, и требования к конкурсу на должности судей кассационных судов в составе Верховного Суда отличаются от требований конкурса на должности судей первой и апелляционной инстанций.
В Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» говорится, что конкурс на занятие вакантной должности заключается в определении участника конкурса, имеющего высшую позицию в рейтинге. В то же время проект № 3691, обращают внимание в ВСП, не предусматривает механизма определения и управления рейтингом лиц, которые проходили оценивание по разным конкурсам, что, соответственно, делает невозможным определение порядка занятия должности судьи.
По мнению органа судейского управления, введение сокращенной процедуры назначения судей соответствующих местных, апелляционных судов из числа лиц, которые принимали участие в конкурсах на занятие вакантных должностей судей апелляционных судов (в отношении замещения вакансий в местных судах) и кассационных судов в составе Верховного Суда (в отношении замещения вакансий в апелляционных судах), может привести к дискриминации тех кандидатов на должности судей, которые уже прошли конкурс на занятие вакантной должности судьи.
«Следовательно, с целью преодоления кадрового голода в судах возможно упростить процедуру назначения судей, однако с установлением другой процедуры, которая будет учитывать интересы как кандидатов — действующих судей, которые имеют возможность инстанционного карьерного роста, так и кандидатов, которые прошли конкурсную процедуру», — убеждены в Совете.
Вопрос преодоления кадрового голода, по мнению ВСП, является актуальным, нехватка судей, осуществляющих правосудие, и дефицит судейских кадров являются одними из приоритетных проблем, требующих немедленного решения. «Вместе с тем предложенный субъектом законодательной инициативы способ заполнения вакантных должностей в судах должен отвечать основным принципам верховенства права, независимости судебных органов, закрепленным в Конституции Украины».
ВСП в очередной раз акцентировал внимание на необходимости скорейшего предусмотрения на законодательном уровне модели формирования ВККС и на том, что требования к кандидатам на должности судей должны быть высокими, но сама система отбора — упрощенной. «Процедуру отбора и назначения судей согласно действующему законодательству можно оценить как длительную и достаточно сложную — пятнадцать стадий в процессе отбора судей при участии большого количества органов c различными функциями и полномочиями», — обращают внимание в Совете.
Резюме: ВСП поддержит законопроект № 3691 при условии его доработки.

Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA