Условное обсуждение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (842) » Условное обсуждение

Условное обсуждение

Если в здании под куполом «дух» конституционной реформы витает всего несколько недель и за это короткое время, похоже, успел разрушить ту незначительную долю конструктива, которая появилась в деятельности парламента в ходе внеочередной сессии, то в стенах Конституционной ассамблеи он «живет» более полутора лет. Объединяет этих «призраков» то, что их боятся, правда, если в первом случае уже смотрели собственному страху в лицо, то есть видели прежнюю редакцию Основного Закона в работе, то в случае с деятельностью Конституционной ассамблеи речь идет, скорее, о боязни неизвестности. По крайней мере, так было до недавних пор.

Случайность это или закономерность, но как только вопрос конституционных изменений как дамоклов меч завис над сессионным залом Верховного Совета Украины, овеянные ореолом таинственности плоды работы Конституционной ассамблеи решили обнародовать. Правда, официальная презентация проекта Концепции внесения изменений в Конституцию для широкой общественности прошла практически незаметно. В конце января с.г. текст соответствующего документа был опубликован на официальном сайте Конституционной ассамблеи с пометкой «для широкого общественного обсуждения». Поскольку в последний раз новостной раздел сайта Ассамблеи обновлялся еще в октябре пришлого года и до недавнего времени главной новостью были «Реалии и перспективы модернизации Конституции накануне Вильнюсского саммита», то не удивительно, что появление этого без преувеличения долгожданного документа прошло незамеченным. Напомним, что над созданием концепции отечественные конституционалисты работали длительный период. Вначале появилась первая версия этого документа, которая была предварительно одобрена еще в июне 2013 года с тем, чтобы доработать ее до сентября. Но не так случилось, как предполагалось: работа над документом затянулась. И хотя принятый летом прошлого года документ решили не обнародовать, в распоряжении «ЮП» он имеется, что дает возможность сравнить, насколько изменились подходы к реформированию Основного Закона за этот период.

Итак, первое, что бросается в глаза, — это существенные изменения в структурном оформлении документа. В частности, к нему появилась пояснительная записка, созданная, вероятно, совсем недавно. На такую мысль наталкивает наличие в документе некоторых современных нормотворческих предложений. Так, согласно пояснительной записке, наряду с тем, что наработка предложений в Конституционной ассамблее происходила в «откровенной, деловой, творческой обстановке, иногда в острых дискуссиях», остались вопросы, требующие дальнейшего анализа и стратегирования, а именно:

— переход к президентской республике;

— целесообразность существования института Президента Украины;

— введение двухпалатной модели парламента;

— реформирование основ организации и деятельности судебной власти, в частности, выборности судей местных судов;

— переход к федеративному устройству Украины.

Отметим, что последняя идея, как в принципе и предложение избирать служителей Фемиды, в ходе заседаний Ассамблеи не озвучивалась. Скорее всего, эти нормотворческие идеи появились, что называется, на злобу дня. При этом члены Конституционной ассамблеи убеждены, что указанные вопросы в основном носят политический характер и должны быть предметом не только профессиональных, но и политических дискуссий.

Взгляды конституционалистов изменились и относительно названия отдельных разделов Основного Закона. Так, скажем, предлагаемое в первоначальной версии Концепции название раздела 3 Конституции «Непосредственное народовластие» трансформировалось в «Народное волеизъявление», а раздел 7 «Судебная власть» — в «Суды и правосудие». Если говорить об усовершенствовании конституционного регулирования деятельности судебной системы, нужно отметить, что подходы Конституционной ассамблеи также претерпели изменения. Среди прочего были «пересмотрены» положения, касающиеся деятельности Высшего совета юстиции (ВСЮ). Так, в «летнем» варианте Концепции предлагалось детализировать формат создания этого органа, в частности, предусматривалось, что данный орган должен действовать в составе 15 членов, из которых девять назначаются съездом судей Украины из числа действующих судей, судей в отставке (обеспечивая при этом представительство судей судов разных инстанций и специализаций), Национальная академия правовых наук Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений может назначать двух членов Высшего совета юстиции, съезд адвокатов Украины — двух членов ВСЮ из числа адвокатов. Вместо этого сейчас конституционную ясность в вопрос формирования ВСЮ предлагают не вносить. В обнародованном проекте Концепции предусматривается лишь, что большинство в Высшем совете юстиции должны составлять судьи (50 % + 1), избранные съездом судей Украины. В состав этого конституционного органа также должны обязательно входить адвокаты, ученые, представители правозащитных и других общественных организаций, осуществляющих деятельность в области права, которые избираются в порядке, определенном законом. Кроме того, если раньше предлагалось сократить количественный состав ВСЮ с 20 до 15, то сейчас указывается, что «целесообразно увеличить численность состава ВСЮ и предусмотреть создание в его структуре квалификационной и дисциплинарной коллегий». В нынешнем варианте концепции не регламентируется также срок полномочий членов ВСЮ, тогда как еще летом прошлого года предлагалось установить пятилетний временной лимит.

Судя по обнародованному проекту Концепции, существенно изменились нормотворческие взгляды на Конституционный Суд Украины.

Так, ноу-хау нынешнего варианта Концепции является предложение по изменению существующей процедуры формирования Суда (ранее коррективы в действующий механизм вносить не планировали вообще). Теперь предусматривают, что необходимо изменить порядок формирования КСУ путем назначения на паритетных началах половины его состава Президентом Украины и половины — парламентом. При этом предлагается уменьшить общий состав Конституционного Суда с 18 до 14 человек и повысить возрастной ценз кандидатов на должность судьи до 45–50 лет (сейчас 40), требования к наличию опыта профессиональной деятельности в правовой сфере до 15 лет. Вместе с тем предусматривается, что предельный возраст пребывания судьи КСУ в должности составит не более 70 лет. Помимо этого, в проекте концепции идет речь о необходимости создания квалификационной комиссии при КСУ, которая будет осуществлять отбор кандидатов на должность судьи этого суда из числа авторитетных специалистов прежде всего в государственно-правовой, научной сферах в порядке, определенном законом.

Усовершенствовать конституционное регулирование деятельности КСУ предлагается и в части полномочий Суда. В частности, планируется дополнить функции КСУ положениями относительно рассмотрения конституционных жалоб на нарушения прав и свобод и вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум. Также предусматривается создание в Конституционном Суде двух палат: по вопросам конституционности законов и других правовых актов и по рассмотрению конституционных жалоб.

Изменились взгляды представителей Конституционной ассамблеи не только на правовую сферу, но и на другие, впрочем, это, как говорят, совершенно другая история…

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Изменение со знанием

Государство и юристы

Новости законотворчества

КПУ предложила способ запрета неофашизма

Государство и юристы

Продать знак

В стороне советов

Государство и юристы

Новости законотворчества

Голосование поднятием рук могут запретить

«Батькивщина» намерена запретить ввоз спецсредств для «Беркута»

Книжная полка

Инвестиционный ракурс

Неделя права

Новости из-за рубежа

Блокировка сайтов без санкции суда

Ликвидирован Высший арбитражный суд РФ

Неделя права

Новации в ВХСУ

И.о. без ограничений

Неплохое поведение

Рисковое требование

Новости из зала суда

Судебная практика

Апелляция оставила в силе оправдательный приговор суда присяжных

В споре с органом МВД Украины суд стал на сторону адвокатов

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮПФ «Грищенко и Партнеры» защитила в суде интересы ДК MANULI RUBBER INDUSTRIES S.p.A.

МЮФ Squire Sanders представляет Group DF в сделке по приобретению Правэкс-Банка

К команде «Юридической группы LCF» присоединилась Ирина Грищенко

Отрасли практики

ПО – настоящему

Взыскательный заказчик

Вышел первый номер The UJBL в 2014 году

Бес понятий

Международное ободрение

Рабочий график

Снежный взгляд

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Безосновательные мотивы

Зарплата иностранцев

Виноват контрагент

Самое важное

Условное обсуждение

Знаки отличникам

Лукавство Миндоходов

Адвокатская тайна

Судебная практика

Словесное удаление

Судебная практика

Судебные решения

Размер судебного сбора не зависит от уменьшенного судом размера неустойки

Рассмотрение заявлений о передаче в собственность земельного участка относится исключительно к компетенции Киевгорсовета

С какого момента начисляется пеня за неуплату налогового обязательства

Судебная практика

Допустимая ошибка

Сила в воле

Не усмотрели нарушений

Тема номера

Там можно

Пограничное состояние

Таможенные воины

Успешные стартапы

Годный бутик

10-летний юбилей адвокатской компании «Правочин»

Отдельный вес

Диверсификация рисков

Наступательное движение

Доля рынка

Частная практика

Специализированное управление

Топ-модели

Інші новини

PRAVO.UA