По данным Государственной службы статистики Украины каждый год в нашей стране фиксируется около 33 миллионов случаев различных заболеваний. Более того, при расчете этого показателя во внимание не берутся такие сезонные заболевания, как грипп и простуда. Это свидетельствует о том, что рано или поздно абсолютное большинство населения страны становится пациентами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
В таких условиях, казалось бы, государственное регулирование сферы здравоохранения и защиты прав пациентов должно находиться на высоком уровне. Тем не менее на Украине отсутствует единый законодательный акт, регулирующий данные отношения.
Права пациентов гарантируются прежде всего Основным Законом Украины. В соответствии со статьей 3 Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются на Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Кроме того, статья 49 Конституции Украины указывает, что каждый имеет право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинскую страховку. Отдельные права пациентов регламентируются и статьями 283—287 Гражданского кодекса Украины.
Правовые механизмы и базовые принципы обеспечения права граждан на здравоохранение и медицинскую помощь установлены Основами законодательства Украины о здравоохранении, принятыми Верховным Советом Украины 19 ноября 1992 года (Основы).
Однако существующей законодательной базы недостаточно для полноценного обеспечения и защиты прав пациентов, поскольку указанные документы содержат исключительно нормы материального права без процедуры и механизмов их реализации.
Ранее уже разрабатывались проекты законов о защите прав пациентов. Среди них отметим проект № 2649 от 16 января 2003 года (инициатор — Шевчук С.В.); проект № 2649-1 от 21 февраля 2005 года (авторы — Симоненко П.Н., Сиренко В.Ф., Лобода Н.В.); проект № 1132 от 6 декабря 2007 года (автор — Каракай Ю.В.).
Несмотря на необходимость принятия подобного акта на законодательном уровне, все три проекта были либо отклонены, либо отозваны в связи с большим количеством критических замечаний к ним.
Апогеем законотворческой работы стала регистрация 1 марта 2013 года в Верховном Совете Украины проекта Закона Украины «О правах пациентов» (Проект). Документ был разработан группой депутатов фракции всеукраинского объединения «Батькивщина» во главе с Яценюком А.П.
Прежде всего стоит отметить, что некоторые права пациентов уже сейчас предусмотрены отдельными нормативными актами. Целью же Проекта, согласно пояснительным документам, является детализация этих прав и установление механизмов их защиты. Но, на наш взгляд, Проектом она не достигается, поскольку большинство формулировок акта являются дублированием уже имеющихся общих положений Основ.
Стоит отметить, что в документе разделены понятия «доступная медицинская помощь» и «бесплатная медицинская помощь». В частности, Проект регулирует предоставление бесплатной медицинской помощи в пределах «гарантированного уровня медицинской помощи» — установленного объема медицинской помощи, который бесплатно предоставляется пациентам в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения. В то же время доступность медицинской помощи подразумевает возможность ее получения пациентами независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения, имущественного состояния, политических взглядов, места проживания, гражданства и других немедицинских признаков в любых ЛПУ.
Напомним, что Конституционный Суд Украины (КСУ) в своем решении от 29 мая 2002 года № 10-рп/2002 признал недопустимым установление пределов бесплатной медицинской помощи в виде ее гарантированного уровня или прочих ограничений. Бесплатная медицинская помощь, предусмотренная Конституцией Украины, должна предоставляться всем гражданам в полном объеме — указал КСУ. Исходя из этого, возможность принятия Проекта и вовсе представляется сомнительной.
Интересным является положение Проекта о включении в бесплатную медицинскую помощь предоставления лекарственных средств, крови и ее компонентов, аппаратуры, лабораторных и других исследований. Стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствует определение составляющих медицинской помощи в целом, и внесение подобных изменений может существенно повлиять на рынок в сфере государственных закупок, а также медицинского страхования. К тому же очевидно, что на данный момент при отсутствии обязательного медицинского страхования, а также целостной системы реимбурсации (возмещение средств, потраченных населением на амбулаторное потребление медикаментов) государство еще не готово к полному возмещению стоимости препаратов, крови и т.д. Учитывая указанные выше определения, государственные программы по борьбе с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, а также пилотные проекты по возмещению стоимости лекарственных средств (которое, исходя из последних инициатив, будет преимущественно частичным) в соответствии с нормами Проекта будут являться обеспечением права на доступную, а не бесплатную медицинскую помощь.
Статья 11 Проекта предусматривает право пациентов на соблюдение норм медицинской этики. В целом регулирование вопроса профессиональной этики в сфере здравоохранения сейчас ограничивается статьей 78 Основ, которая закрепляет обязанность медицинских и фармацевтических работников соблюдать требования медицинской этики и деонтологии. Детальная характеристика такого права должна способствовать более качественной его реализации.
Проект впервые оперирует таким правом пациента, как право на индивидуальный подход к лечению. Нынешняя нормативно-правовая база недостаточно способствует реализации этого права, поскольку зачастую медицинский работник определяет методы лечения без предоставления права выбора непосредственно пациенту. Такой принцип соответствует концепции «природного права», элементом которого является субъективное право индивида удовлетворять свои потребности, в том числе и путем выбора методов лечения, как способ свободного осуществления гражданских прав.
Потребность в законе о правах пациентов назрела еще с момента обретения Украиной независимости. Однако анализируемый Проект необходимо существенно доработать с точки зрения конкретизации его норм, согласования понятийного аппарата с терминами, употребляемыми в уже существующих на сегодня нормативно-правовых актах.
Необходимость принятия подобного закона вызвана также наличием международно-правовых обязательств Украины. Основные права, предусмотренные Проектом, содержатся в Декларации о политике в сфере обеспечения прав пациентов в Европе 1995 года, Лиссабонской декларации о правах пациентов 1981 года, Европейской хартии прав пациентов 2002 года.
К тому же еще в 2006 году Украина ратифицировала Европейскую социальную хартию (Хартию), согласно которой государство обязано обеспечивать осуществление регулярных мер по защите прав пациентов и здравоохранению. Ежегодно все страны, ратифицировавшие Хартию, обязаны подавать отчет о реализации ее положений. Не исключено, что принятие Проекта будет одним из способов исполнения требований Хартии, который в дальнейшем будет включен в подобный отчет.
МАЛИНОВСКАЯ Светлана — старший юрист АО Arzinger, г. Киев,
ТЕСЛЯ Родион — юрист АО Arzinger, г. Киев
Мария ПОЛИЩУК,
юрист ЮК Jurimex
Принятие закона о правах пациентов является ожидаемым шагом на пути к гармонизации национального законодательства с европейскими стандартами в сфере здравоохранения. В странах Европы тенденция формирования законодательства о защите прав пациентов на национальном уровне наблюдается еще с конца 90-х годов ХХ века. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
В случае принятия рассматриваемого проекта мы наконец получим более детальную формулировку ранее обобщенных прав и гарантий, а также новое понятие — «гарантированный уровень медицинской помощи».
Вместе с тем в законопроекте некоторые права дублируются в том же объеме, в котором уже существуют в законодательном поле Украины, к примеру, право на медицинскую информацию, право на информированное согласие.
К недостаткам можно отнести также отсутствие механизмов реализации задекларированных в законопроекте прав, что не позволит изменить к лучшему статистику открытия производств по обжалованию действий медработников как судебными, так и правоохранительными органами, не говоря уже о статистике принятия решений по этим делам не в пользу пациента.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…