Внесенный на рассмотрение парламента президентский законопроект «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» № 9055 (законопроект) определен как неотложный. Это и неудивительно, поскольку реформа института адвокатуры — следующий шаг в процессе комплексного усовершенствования системы правосудия и смежных правовых институтов.
В период обсуждения законопроекта на заседаниях Совета по вопросам судебной реформы в феврале с.г. стало понятно, что будут изменены подходы к пониманию статуса адвоката и адвокатской деятельности и к допуску к профессии.
Статусная дифференциация
«Лицу, принявшему присягу адвоката Украины, совет адвокатов региона в день принятия присяги бесплатно выдает свидетельство адвоката Украины и удостоверение адвоката Украины», — устанавливает статья 11 законопроекта.
Далее в норме уточняется, что свидетельство является документом, подтверждающим статус, а удостоверение — документом, удостоверяющим личность адвоката.
Напомним: действующим Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предусмотрено, что изначально выдается лишь свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью, и уже после этой процедуры адвокат принимает присягу.
Особенности статуса адвоката закреплены в статьях 28–30 законопроекта. В этих нормах можно проследить отличия статуса адвокатов, которые могут пользоваться профессиональными правами и гарантиями профессиональной деятельности в полной мере, и статуса адвокатов, чьи права и гарантии ограничены.
Первое, на что обращает внимание законодатель, — это особенности статуса адвоката на основании трудового договора. В части 2 статьи 28 содержится оговорка: работа по трудовому договору (контракту) не является адвокатской деятельностью за исключением трудового договора между адвокатом и адвокатским бюро или адвокатским объединением.
В то же время абзац 4 этой статьи устанавливает, что адвокат, работающий по трудовому договору не с адвокатским бюро или адвокатским объединением, «сохраняет статус адвоката, имеет право представлять своего работодателя в суде, пользуется в рамках деятельности по такому договору профессиональными правами адвоката и гарантиями адвокатской деятельности, предусмотренными настоящим Законом, кроме гарантий, определенных пунктами 1–5, 8–10, 15 части 1 статьи 24 настоящего Закона».
Таким образом, несмотря на наличие статуса, у данной категории представителей адвокатуры будут отсутствовать основные гарантии, присущие адвокатам, занимающимся непосредственно адвокатской деятельностью. В частности, среди них — запрет на любое вмешательство и препятствование осуществлению адвокатской деятельности, запрет на допрос и истребование информации, данных, сведений или документов, являющихся адвокатской тайной или полученных в связи с осуществлением адвокатской деятельности. Другие гарантии, содержащиеся в этом перечне, также касаются исключительно адвокатской деятельности.
Для примера: адвокаты, работающие по трудовому договору не с адвокатским бюро или адвокатским объединением, смогут пользоваться такими гарантиями, как равенство прав с другими участниками судебного процесса и уголовного производства, запрет на вмешательство в правовую позицию адвоката и способ ведения им дела. Также предусмотрено, что орган или должностные лица, которые задержали адвоката или применили к нему меры пресечения, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующий совет адвокатов региона.
Более того, на таких адвокатов возложена обязанность уплачивать 50 % ежегодного взноса адвокатов на финансирование деятельности органов адвокатского самоуправления. В свою очередь это позволит принимать участие в конференциях адвокатов и быть избранным в качестве делегата съезда адвокатов. Тем не менее предусмотрено исключение, устанавливающее запрет непосредственного участия в виде членства или занятия руководящих должностей в органах адвокатского самоуправления.
Наличие статуса также предполагает обязанность соблюдать присягу адвоката, Правила адвокатской этики (ПАЭ) и избегать рисков возникновения конфликта между профессиональными обязанностями адвоката и трудовыми обязанностями, которые адвокат имеет как наемный работник. Не минует адвокатов и участь возможного привлечения к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем законопроектом предоставляется право отказа от выполнения поручения работодателя, если выполнение такого поручения приведет к нарушению присяги адвоката, ПАЭ или может послужить основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Следующая статья регламентирует порядок совмещения адвокатской деятельности со статусом должностного лица хозяйственного общества или другого юридического лица. Напомним, что вопрос, касающийся возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в любой сфере, также обсуждался в рамках работы Совета по вопросам судебной реформы. Данная норма вызвала замечания у представителей судейского корпуса, но, как видно из текста законопроекта, авторы все же сочли нужным включить ее в документ.
В частности, предусмотрено, что адвокат, совмещающий адвокатскую деятельность со статусом руководителя хозобщества или иного юрлица, может осуществлять адвокатскую деятельность лишь на основании договора о предоставлении правовой помощи, заключенного с клиентом, не являющимся хозобществом или юрлицом, должность в которых он занимает. При этом в деятельности, осуществляемой на руководящей должности, адвокат не пользуется профессиональными правами и гарантиями адвокатской деятельности. Такие права и гарантии будут распространяться лишь на деятельность в пределах осуществления профессиональных прав и обязанностей адвоката в интересах клиента. К слову, такой адвокат также может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Отметим, что авторы законопроекта внесли в норму положение о том, что подобные ограничения не распространяются на руководителей адвокатских бюро или адвокатских объединений.
Следующая (последняя) статья, предусматривающая особенности разграничения статуса адвоката и адвокатской деятельности, касается особенностей статуса на государственной службе или в органах адвокатского самоуправления. В частности, адвокат не будет иметь права осуществлять адвокатскую деятельность, соответственно, на него возлагается обязанность ее прекратить. Но статус адвоката сохраняется, и у таких адвокатов есть право предоставлять правовую помощь и представлять орган, в котором он работает, в судебной инстанции. В отличие от адвокатов, работающих по трудовому договору, адвокаты, работающие на государственной службе, не уплачивают ежегодные взносы и не имеют права принимать участие в работе органов адвокатского самоуправления.
На них также распространяется возможность привлечения к дисциплинарной ответственности, кроме того, они имеют право отказаться от исполнения поручения своего работодателя.
Таким образом, адвокаты смогут работать на государственной службе или по трудовому договору, но не будут пользоваться правами и гарантиями, обеспечивающими независимую адвокатскую деятельность.
Профессиональный доступ
Законопроектом предлагается концептуально поменять порядок сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки. Первое, на что обращали внимание члены Совета по вопросам судебной реформы в процессе обсуждения и дальнейшего утверждения законопроекта, — минимизация коррупционных составляющих в процессе проведения квалификационного экзамена. Такая позиция отображена в статье 8 законопроекта. В частности, предусматривается, что лица, изъявившие желание стать адвокатом, сдают квалификационный экзамен путем анонимного письменного тестирования. Непосредственно сам экзамен должен проводиться не реже раза в три месяца в специально оборудованных помещениях. Предусмотрели авторы законопроекта и обязательную аудио- и видеофиксацию процесса сдачи экзамена.
Напомним, что проект разделяет функции квалификационных и дисциплинарных органов. За результаты сдачи квалификационного экзамена отвечает аттестационная палата Высшей квалификационной комиссии адвокатуры (ВККА). В обязанности региональных квалификационных комиссий входит непосредственная организация проведения экзамена.
Примечательно, что Национальной ассоциацией адвокатов Украины (НААУ) после обсуждения подобных изменений в рамках работы над законопроектом была подготовлена Концепция реформирования процедуры сдачи квалификационного экзамена, которой, в частности, предлагался переход на электронную форму посредством программного обеспечения квалификационно-дисциплинарных комиссий региона (подробнее о документе читайте в № 15 (1059) «Юридической практики»).
Для лиц, получивших решение о негативном результате сдачи квалифэкзамена, предусмотрена возможность его обжалования. Такое решение может быть обжаловано в суде, но лишь после пересмотра апелляционной палатой ВККА. Действующий Закон предусматривает альтернативу в обжаловании решения, то есть либо в Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, либо в суде.
Чтобы получить допуск к сдаче квалификационного экзамена, кандидат должен будет иметь высшее юридическое образование уровня «магистр» и стаж работы не менее двух лет после получения юридического образования. При этом в стаж входит работа в качестве стажера адвоката и (или) на должности судьи или прокурора. Примечательно, что предложенная в законопроекте норма не предусматривает необходимости внесения платы за стажировку, более того, стажировка проводится до сдачи квалификационного экзамена. Это нововведение существенно отличается от порядка проведения стажировки, регламентированного Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (статья 10 Закона).
Отметим, что переходными положениями законопроекта предусмотрен четырехлетний люфт для представителей юридической профессии на получение статуса адвоката. К ним применяются те же требования, которые необходимы для получения статуса, но за исключением прохождения стажировки и наличия стажа работы на должности помощника адвоката (стажера). В то же время такие лица обязаны пройти письменное анонимное тестирование. Напомним, что НААУ неоднократно высказывалась против такого подхода, поскольку процесс стажировки позволит адаптировать юристов к адвокатской практике.
Кроме того, законопроект уточняет, что свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, выданные до вступления в силу этого Закона, имеют такую же силу, как и свидетельства адвоката Украины и не требуют замены. Также законопроект предлагает установить, что «лица, получившие статус адвоката и право на занятие адвокатской деятельностью до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют статус адвоката и право на осуществление адвокатской деятельности, кроме тех лиц, в отношении которых принято решение о прекращении права на занятие адвокатской
деятельностью».
Более подробно о порядке сдачи квалификационного экзамена и новых подходах к дисциплинарной ответственности читайте в следующем номере «Юридической практики».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…