Деятельность парламента VIII созыва неумолимо приближается к финишной прямой: 4 сентября с.г. начала свою работу девятая сессия из одиннадцати возможных для одной парламентской каденции. Причем уже сейчас можно смело прогнозировать, что нынешние парламентарии преодолеют весь законодательный марафон, состоящий из одиннадцати дистанций, что, к слову, до них удавалось лишь народным депутатам Украины VI созыва. Отметим, что первые четыре парламентских созыва работали по девять сессий (до 2006 года состав Верховной Рады Украины, как известно, избирали на четыре года), а самые короткие истории деятельности были у пятой каденции законодательного органа — всего четыре сессии, и у седьмой — пять сессий. Впрочем, еще этой весной и нынешнему составу парламента прочили весьма не радужную перспективу относительно досрочного прекращения полномочий, хотя сейчас уже стало понятно, что этого не произойдет, ведь народные депутаты Украины VIII созыва уже фактически перешли в конституционную «зону безопасности»: положения части 5 статьи 90 Основного Закона, напомним, содержат табу на досрочное прекращение полномочий парламентариев Президентом Украины в последние шесть месяцев срока его полномочий или каденции Верховной Рады Украины. Следовательно, даже если в обозримом будущем у главы государства появятся основания для роспуска парламента (например, «распадется» коалиция депутатских фракций и в течение месяца не будет создана новая, или же нынешнее правительство уйдет в отставку и в течение 60 дней не будет сформирован его новый состав, или же на протяжении 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания парламента не смогут начаться), реализовать этот сценарий не представится возможным.
По накалу политических страстей девятая сессия парламента обещает быть одной из самых напряженных ввиду предстоящего «года выборов» — в 2019-м должны состояться президентские (весной) и парламентские (осенью) выборы — и уже заявленных законодателями нормотворческих задач. Cудя по политической риторике, озвученной в первые дни старта нынешнего осенне-зимнего законодательного сезона, основным приоритетом для парламентариев будут вопросы национальной безопасности — продолжение реформы сектора безопасности в соответствии со стандартами НАТО. Напомним, что 21 июня с.г. Верховная Рада Украины приняла так называемый рамочный закон «О национальной безопасности Украины» (вступил в силу 8 июля 2018 года), подразумевающий проведение целого ряда имплементационных мероприятий. Так, в шестимесячный срок (то есть до 8 января 2019-го) Кабинету Министров Украины предписывается, в частности, разработать и внести на рассмотрение парламента законопроект о задачах и полномочиях нового комитета Верховной Рады Украины, который будет заниматься обеспечением функций парламента по контролю за деятельностью государственных органов специального назначения с правоохранительными функциями, правоохранительных органов, правоохранительных органов специального назначения и разведывательных органов. До указанного дедлайна Службе безопасности Украины нужно разработать законопроект о внесении изменений в профильный закон (судя по парламентской риторике, речь идет о новой редакции Закона Украины «О Службе безопасности Украины») и предоставить его главе государства для инициирования перед парламентом.
Если указанные инициативы существуют только в законотворческой теории (их только предстоит разработать и внести на рассмотрение народных депутатов), то закрепление евроатлантического курса Украины в Основном Законе — это уже реалии практики. 3 сентября с.г. Петр Порошенко внес на рассмотрение парламента проект закона № 9037 «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора)». Этой законодательной инициативой предлагается внести изменения в положения преамбулы (ее текст, к слову, за 22 года еще ни разу не корректировали) и трех статей (85, 102, 116) Конституции Украины, задекларировав реализацию Украиной стратегического курса на приобретение полноправного членства в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора. Также президентским законопроектом предусматривается исключить пункт 14 раздела XV «Переходные положения» Основного Закона, предусматривающий использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований на условиях аренды в соответствии с международными договорами.
Несмотря на то что данные изменения носят фактически лишь декларативный характер, для их реализации, учитывая сложность процедуры коррекции Основного Закона, парламентариям нужно приложить максимум усилий. Максимум в этом случае будет исчисляться не менее чем 300 голосами парламентариев, причем продемонстрировать такую политическую волю для конституционных изменений нужно будет уже в следующем году, в рамках десятой сессии. А вот программа минимум для реализации законодательного сценария главы государства для нынешней сессии — это включение законопроекта № 9037 в повестку дня сессии, направление его в Конституционный Суд Украины (КСУ) для получения заключения о соответствии его требованиям статей 157 и 158 Основного Закона и в случае получения зеленого света от Суда — предварительное одобрение законодательной инициативы «простым большинством»: голосами как минимум 226 народных депутатов.
Помимо реформирования сектора безопасности народным депутатам Украины в ближайшие пять месяцев (согласно календарному плану, девятая сессия в пленарном режиме будет работать до 18 января 2019-го) нужно активно осваивать экономическое направление (главный приоритет — принятие закона о госбюджете на 2019 год) и реализовывать реформу избирательного законодательства. В последней части парламентариям предстоит рассмотреть ряд как локальных, так и комплексных изменений, например, проект Избирательного кодекса Украины. Соответствующий законопроект № 3112-1 был инициирован группой народных депутатов Украины во главе с нынешним спикером парламента Андреем Парубием еще 2 октября 2015-го и принят парламентом в первом чтении 7 ноября прошлого года. Рассмотрение этого документа в рамках второго чтения, очевидно, будет очень напряженным, ведь к первоначальному тексту инициативы поступило рекордное количество поправок — около 4400!
Правда, в рамках подготовки к предстоящим выборам одних законодательных изменений мало. Верховной Раде Украины предстоит решить важнейшую кадровую задачу — обновить состав Центральной избирательной комиссии (ЦИК). В рамках предыдущей, восьмой, парламентской сессии, напомним, народные депутаты Украины так и не смогли уволить 13 из 15 членов ЦИК в связи с окончанием срока полномочий и найти им замену среди 14 кандидатур, указанных в представлении главы государства, инициированном еще в феврале с.г.
Не менее важная кадровая задача для нынешнего законодательного сезона, но наверняка не такая приоритетная, как формирование ЦИК, — это заполнение парламентской квоты в составе КСУ. Уже больше года прошло с момента принятия нового закона о КСУ, регламентирующего в том числе порядок назначения судей всеми субъектами формирования Суда на конкурсной основе, а законодательный орган страны до сих пор так и не заполнил две вакансии в Конституционном Суде Украины. Хотя перечень претендентов на кресла «конституционных» судей по парламентской квоте был известен еще в начале ноября 2017 года. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Верховной Рады Украины, в КСУ претендуют четыре кандидата: два представителя научно-педагогического сообщества — Наталия Якимчук и Олег Первомайский и два — судейского корпуса: Николай Короткевич и Ирина Завгородняя (судьи Верховного Суда Украины и Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел соответственно).
Но все внимание юридического сообщества Украины на этой парламентской сессии, безусловно, будет приковано к законопроекту об адвокатуре и адвокатской деятельности (проект № 9055), который главой государства был определен как неотложный. Причем, как стало известно в конце прошлой недели, у президентского сценария обновления законодательного регулирования института адвокатуры, рожденного в умах экспертов Совета по вопросам судебной реформы, появился конкурент: 14 сентября с.г. народный депутат Валерий Писаренко внес на рассмотрение парламента альтернативный проект закона № 9055-1.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…