По инициативе Минэкономразвития Кабинет Министров Украины 29 августа принял План мероприятий по реализации Концепции реформирования института саморегулирования в Украине. Таким образом, КМУ планирует до конца этого года вместе с общественностью разработать проект закона относительно саморегулирования в Украине.
Ценность организации
Как известно, саморегулируемые организации (СРО) — это объединения бизнеса или субъектов профессиональной деятельности по сферам работы. Статус СРО дает возможность самостоятельно устанавливать нормы, стандарты в той или иной сфере без вмешательства государства. О значимости саморегулирования свое мнение высказал президент Нотариальной палаты Украины (НПУ) Владимир Марченко: «Саморегулирование способствует борьбе с коррупцией, экономии государственного бюджета и, что особенно важно, усилению ответственности представителей определенной профессии. То есть создание СРО полезно не только для соответствующего профессионального сообщества, но и для общества в целом».
Сегодня официально в Украине признаны только 24 саморегулируемые организации, которые осуществляют деятельность в шести сферах. В частности, восемь СРО — в сфере оценочной деятельности, пять касаются деятельности арбитражных управляющих, четыре — в архитектурной сфере и пять связаны с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Проанализировав специальное законодательство, правительство нашло возможность создания СРО в 15 сферах. Несмотря на это, специального единого нормативного акта, определяющего общие принципы саморегулирования, сегодня нет. «Единый закон о саморегулировании в Украине, безусловно, необходим, ведь передача отдельных функций государства по регулированию хозяйственной или профессиональной деятельности саморегулируемым организациям — успешная европейская практика», — убежден Владимир Марченко.
Видение закона
Итак, Кабинет Министров Украины намерен в отдельном законе определить правовые и организационные основы создания и деятельности саморегулируемых организаций. Так, предлагается разделить саморегулируемые организации на организации хозяйственного и профессионального саморегулирования. В одной сфере деятельности могут действовать несколько саморегулируемых организаций, но законом также должны определяться сферы, в которых возможна лишь одна СРО с обязательным членством. «Закон о саморегулировании должен предоставлять возможность создать СРО всем организациям, которые имеют такие права согласно западным стандартам, но главное — чтобы решение о создании СРО не навязывалось искусственно, сверху. Каждое профессиональное сообщество должно решать, нужно ли ему создавать СРО», — считает Владимир Марченко. Добровольность или обязательность участия в СРО будет зависеть от сферы деятельности. При этом статус СРО с обязательным членством получат организации в случае возложения на них государством функций по регулированию хозяйственной или профессиональной деятельности, а также в случае, если предусмотрено делегирование им функций государственных органов. В СРО с добровольным членством саморегулирование осуществляется одновременно с государственным путем утверждения правил (стандартов) деятельности и обеспечения контроля по исполнению этих правил.
Больше всех надо
Если говорить о создании СРО, которые объединяют субъектов юридической профессиональной деятельности, то сегодня одним из актуальных является вопрос самоуправления арбитражных управляющих.
Как уже упоминалось, сейчас в Украине функционируют пять организаций, связанных с деятельностью арбитражных управляющих. К примеру, в 2013 году получила статус СРО Всеукраинская общественная организация «Ассоциация антикризисного менеджмента», объединившая арбитражных управляющих и специалистов по банкротству.
Председатель совета Всеукраинской саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Ассоциация антикризисного менеджмента» Вячеслав Лецкан считает, что должна быть единая организация, которая объединит все профессиональное сообщество арбитражных управляющих. «СРО должна иметь полномочия дисциплинарной комиссии, а также полномочия по проведению квалификационного экзамена, тогда СРО сможет эффективно регулировать работу арбитражных управляющих и выводить профессию на качественно новый уровень. Если вводить такой институт, как СРО, то членство в такой организации должно быть обязательным», — уверен Вячеслав Лецкан. По мнению эксперта, именно СРО должна выполнять часть принадлежащих в настоящее время Министерству юстиции Украины функций контроля над деятельностью арбитражных управляющих.
Например, с целью повышения уровня профессионализма своих участников ассоциация утвердила Кодекс этики и профессионального поведения арбитражного управляющего, но соблюдение таких правил сложно назвать обязательным по той причине, что участие в этой СРО является добровольным, а кроме нее существуют еще четыре организации. «Все, что мы делаем, носит рекомендационный характер», — подтвердил Вячеслав Лецкан.
Таким образом, арбитражные управляющие уже давно заинтересованы в создании организации по примеру органов профессионального самоуправления, которые имеют, к примеру, нотариусы (Нотариальная палата Украины) и частные исполнители (Ассоциация частных исполнителей Украины).
Так, в отличие от ассоциации арбитражных управляющих частные исполнители и нотариусы являются участниками единой организации, статус которой закреплен в законе. К слову, Ассоциация частных исполнителей имеет, в частности, полномочия относительно принятия решения о внесении в Минюст ходатайства о приостановлении деятельности частного исполнителя и о внесении в Дисциплинарную комиссию частных исполнителей ходатайства о привлечении частного исполнителя к дисциплинарной ответственности.
Но все же органы самоуправления как частных исполнителей, так и нотариусов не имеют статуса СРО. Владимир Марченко подтвердил необходимость получения НПУ статуса саморегулируемой организации: «Если говорить о нотариате, то НПУ давно выступает за децентрализацию и передачу ряда полномочий, не свойственных государству, от Министерства юстиции НПУ. В результате нотариусы будут еще более заинтересованы в повышении качества своей работы и улучшении имиджа профессии. Да, саморегулирование дает мощный импульс для развития, при этом существенно усиливая ответственность за профессию. И нотариат готов с честью нести такую ответственность, еще раз доказывая свое единство».
Таким образом, по мнению экспертов, модель саморегулирования является наиболее подходящей для профессиональных сообществ, которые заинтересованы в повышении престижности своей профессии. Но не менее важным остается вопрос, какие полномочия готово делегировать государство этим организациям, для того чтобы СРО могла устанавливать свои «правила игры» в той или иной сфере.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…