Включить программу — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (1082) » Включить программу

Включить программу

Рубрика Тема номера
Эффективное выполнение комплаенс-программы поможет обнаружить и предотвратить риски нарушения закона

В связи со значительным увеличением числа так называемых отложенных или не связанных с судебным преследованием соглашений (DPAs или NDAs) все больше компаний приобретают опыт в том, что значит, когда назначается независимое лицо, осуществляющее мониторинг в такого рода соглашениях.

Основная идея мониторинга изложена в Меморандуме Морфорда (назван в честь исполняющего обязанности заместителя генерального прокурора США Крейга С. Морфорда). Документ содержит основные принципы мониторинга, указывается его продолжительность. В то время как конкретные вопросы, на которых сосредоточен аудит, зависят от соглашения между компанией и властями, компании могут быть уверены, что они будут оценены в соответствии с Законом о коррупции за рубежом (англ. Foreign Corrupt Practices Act — FCPA), в котором Департамент юстиции и Комитет по ценным бумагам США (DoJ and SEC) четко сформулировали три ключевых вопроса: насколько хорошо разработана комплаенс-программа компании, применяется ли она добросовестно, работает ли она? FCPA также устанавливает десять отличительных признаков эффективной комплаенс-программы, которые совместно с рекомендациями Департамента юстиции США будут рассмотрены более подробно в данной статье.

 

Ключевые элементы

Анализ и исправление нарушений — одна из первых и важных задач, касающаяся предотвращения повторений допущенных нарушений. Департамент юстиции США ожидает значительных улучшений во всей комплаенс-системе, особенно в областях, где произошли нарушения. Наряду с внутренними расследованиями должен быть проведен анализ первопричин данных нарушений, чтобы выявить и устранить любые систематические недостатки в той или иной области. Компания должна извлекать конкретные уроки и учитывать их во всех соответствующих элементах комплаенс-программ, как описано более детально ниже.

 

Высшее и среднее руководство

Когда дело доходит до приверженности руководства комплаенс-программе, компании часто фокусируются на том, чтобы создать соответствующий тон на высшем уровне руководства. Однако Департамент юстиции США предлагает компаниям сконцентрироваться на «поведении высшего руководства». Это подразумевает не просто то, что именно говорят руководители, а скорее какие поступки они совершают в деловой повседневной жизни компании. Руководство должно демонстрировать сильную и явную поддержку внутренней политики, руководящих принципов компании, а также приверженность соблюдению закона. В конечном итоге только действия руководства дают сотрудникам необходимую уверенность в осознанности и практическом применении принципов комплаенса в повседневном поведении. Решающее значение в данном контексте имеет не столько руководство, относящееся к высшему исполнительному звену, сколько менеджеры среднего звена. Именно они контактируют с большим количеством сотрудников и, соответственно, могут стать примером поведения в компании.

Помимо вышесказанного важной основой для исполнения принципов комплаенса является этическая культура компании. Компания должна разъяснять ожидаемое этическое поведение, при этом поощрять и стимулировать поведение, соответствующее наивысшим стандартам. Руководство должно регулярно недвусмысленно заявлять о том, что неправомерные действия недопустимы и к ним не будет проявлена толерантность. Приверженность менеджеров старшего и среднего звена к соблюдению правил обязано поддерживать высшее руководство компании. Это должна быть не просто поставленная «галочка» для проверки, а оперативный план с изложением конкретных этапов, направленных на то, чтобы построить и развить этическую культуру внутри компании. Компания показывает свою приверженность посредством регулярной комплаенс-коммуникации. Примером может быть веб-сайт компании, благодаря которому заявление высшего руководства о приверженности этическим принципам и законности может быть также донесено до лиц за пределами компании.

 

Независимость и ресурсы

Функция комплаенса подразумевает независимость от всех других функций управления. Необходимо четко определить взаимосвязь между комплаенсом и другими функциями, чтобы свести к минимуму дублирование компетенций и тем самым избежать негативных конфликтов. Компаниям не следует создавать функциональные или региональные «бункеры». Наоборот, они должны способствовать функциям взаимодействия и обмена с комплаенсом, который является стимулом и хранителем ценностей компании и ее миссии. Улучшению репутации и восприятия функции комплаенса внутри компании будет способствовать понимание всеми сотрудниками ее роли и обязанностей. Сотрудники отдела комплаенса должны быть вовлечены во все основные бизнес-решения. Для укрепления доверия между сотрудниками, реализующими бизнес-функции, и другими, реализующими контрольные функции, необходимо установить личные отношения, где важны не только респектабельные деловые навыки персонала, но и определенная степень преемственности. Директор департамента по комплаенсу (Chief Compliance Officer, CCO) должен иметь социальные навыки, здравый смысл, твердость характера, а также обладать умением использовать каналы отчетности для сложных ситуаций и обеспечения надлежащего статуса комплаенс-функции, особенно в отношении других функций бизнеса. Компании должны предоставить ССО достаточную независимость и автономию и обеспечить, чтобы он докладывал непосредственно высшему руководству и совету директоров, включая в случае необходимости и подкомитеты совета директоров. Более того, бюджет компании, предусмотренный для функции комплаенса, должен использоваться только по своему назначению.

 

Политики и процедуры

Компания должна иметь прочную систему процедур, адаптированную к возможным рискам в зависимости от ее бизнес-модели и географического расположения. Основы таких политик комплаенса включаются в кодекс поведения, который разрабатывается и составляется в описательной и структурированной форме с некоторыми примерами из реальной жизни. Кодекс поведения следует довести до сведения всех сторон как внутри, так и вне компании и сделать его доступным посредством перевода на различные местные языки. Кодекс поведения представляет собой «единый дом политик», где собраны все положения компании. Он должен быть понятен сотрудникам и применяться в рамках всей организации. Безусловно, для соблюдения требований местного законодательства может потребоваться адаптация некоторых положений. Конечно, не все положения политик компании досконально изучат все сотрудники, но следует позаботиться о том, чтобы сотрудники знали, к кому они могут обратиться за адекватным разъяснением положений или за помощью в случае возникновения вопросов, касающихся правил комплаенса. Любой подобный запрос относительно правил комплаенса следует понимать как указание на то, что, возможно, требуется пересмотр политики внутри компании.

 

Оценка рисков

Оценка рисков помогает совету директоров, высшему руководству. И задача комплаенса — сосредоточиться на существенных комплаенс-рисках, характерных для компании, и ее отдельных бизнес-моделях, определить соразмерность реагирования, включая меры по отслеживанию, предотвращению и минимизации последствий. Выявление комплаенс-рисков — это возможность для компании не думать об управлении рисками как о простой реакции на внешние факторы, а наоборот, опережать, устранять барьеры для достижения внутренних целей. Таким образом, оценка комплаенс-рисков представляет собой важнейший инструмент для определения надлежащего распределения ресурсов и установления приоритетности соответствующих мер в компании. Переоценка этих рисков на регулярной основе необходима для понимания и управления постоянно меняющейся среды компании, адекватного реагирования и адаптации к развивающимся факторам комплаенс-рисков. В рамках данной оценки компания должна всегда соблюдать основное правило — бизнес-риски могут быть решены и даже приняты по усмотрению руководства на основе индивидуального порога риска. Однако риски, связанные с нарушениями закона, должны быть в лучшем случае минимизированы (обязанность соблюдать законность) в соответствии с политикой нулевой терпимости.

 

Тренинги и коммуникация

Компания должна делать процедуры доступными и ясными всем сотрудникам, а также обеспечивать им прямой доступ к надлежащим тренингам, ситуативным инструкциям и рекомендациям по правилам комплаенса по мере необходимости. Это может быть достигнуто посредством регулярных тренингов и функции «горячая линия». Тренинги должны проводиться на местном языке, с демонстрацией примеров, с применением риск-ориентированного подхода. Это означает, что должны быть определены отдельные группы рисков, которые могут включать в том числе отношения с бизнес-партнерами, и для этих групп следует разработать тренинг, установить его регулярность и модель (очно или онлайн-вебинары). Кроме того, тренинг по комплаенсу должен стать частью процесса оформления новых сотрудников. Необходимо отслеживать посещаемость таких тренингов и получать обратную связь от их участников с целью постоянного улучшения. Еще один инструмент оценки эффективности — это внедрение тестов. Результаты тестирования помогут определить уровень знаний сотрудников и найти области, требующие дополнительных тренингов. Наряду с обычной программой тренингов сотрудники и бизнес-партнеры должны иметь доступ к «горячей линии» для получения обратной связи или консультаций по конкретному вопросу, возникающему при выполнении ежедневных задач или заключении конкретной сделки. «Горячая линия» должна быть доступна на местном языке и использоваться компанией для извлечения уроков.

 

Конфиденциальные каналы

Каждой компании следует создать систему подачи сообщений, которая позволит как сотрудникам, так и внешним лицам информировать руководство компании о нарушениях, связанных с деятельностью компании. Сотрудники должны быть осведомлены о доступных каналах подачи сообщений, при этом они должны чувствовать себя комфортно и активно поощряться со стороны компании. В этом контексте важно не только обеспечить информаторам возможность оставаться анонимными; компании должны активно защищать их от преследований, дискриминационных и дисциплинарных мер. Следует разработать адекватный и надежный процесс рассмотрения сообщаемых случаев, включая четкое определение ролей и обязанностей вовлеченных сторон, чтобы обеспечить необходимое доверие и надежность.

 

Системы мотивации

Особое значение имеют системы мотивации сотрудников и дисциплинарные меры: следует стремиться к созданию сильной, основанной на этических ценностях культуры компании посредством соответствующей комплаенс-мотивации и наличия надежных процессов для дисциплинарных санкций в отношении сотрудников, недобросовестно исполняющих свои обязанности. Таким образом, комплаенс должен быть частью ключевых показателей эффективности, то есть подразумевается продвижение комплаенс-принципов руководителем в отсутствие нарушений в его сфере ответственности. Чтобы задать правильный тон уже на этапе подготовки к трудоустройству и донести внешним заинтересованным лицам сообщение о приверженности компании комплаенс-принципам, необходимо указывать этические стандарты компании в качестве ключевых критериев при найме сотрудников, обязательно включать такие критерии в профиль работы и описание должности. Не менее важное значение имеют транспарентное обеспечение комплаенса и применение одинаковых стандартов к нарушителям независимо от управленческого уровня или личных обстоятельств, что в свою очередь ведет к оперативным и последовательным дисциплинарным санкциям, соответствующим тяжести нарушения. При обнаружении нарушения компания должна принять разумные меры для внутреннего устранения нарушения и обеспечить принятие соответствующих мер для предотвращения подобного нарушения в будущем. Все виды таких корректирующих действий должны быть направлены на постоянное совершенствование комплаенс-программы.

 

Последовательное развитие

Компания должна периодически пересматривать, тестировать и осуществлять оценку эффективности комплаенс-программы — необходимо удостовериться, что комплаенс-программа постоянно развивается вместе с изменениями соответствующих факторов риска, бизнес-моделей, рыночной среды и международных стандартов. Одним из элементов непрерывного совершенствования должно быть сопоставление лучшего результата с аналогичными показателями для определения конкретных стандартов и индивидуальных рисков, выявленных в той или иной отрасли или регионе. Результаты тестирования и корректировки следует регулярно направлять руководству.

 

Отношения с третьими лицами

Дача взяток в деловых кругах очень часто происходит через третьих лиц. Привлечение третьих лиц, особенно торговых агентов и посредников, связанных с органами власти, влечет за собой возникновение риска незаконного поведения. Поэтому в обязанности компании входит проведение комплексной оценки рисков при выборе третьих лиц, более того, данные отношения должны находиться под постоянным мониторингом. Такой подход компании поможет ей успешно выявлять потенциальные индикаторы риска и учитывать при работе структуру и сложность договорных отношений, включая подверженность риску нарушений при оказании определенных услуг (например, продажи, работа с государственными органами), место исполнения контракта и схему вознаграждения. Этот процесс должен быть стандартизирован и эффективно поддерживаться адекватными инструментами. Для обеспечения последовательного применения существующих проверок их нужно интегрировать в соответствующие политики и процедуры, особенно в процессы продаж и закупок. Для обеспечения надлежащего поведения привлеченных бизнес-партнеров необходимо предоставлять им достаточную информацию и проводить тренинги о программе комплаенса, приверженности компании этическим и законным методам ведения бизнеса.

 

Слияния и поглощения

Сделки по слиянию и поглощению несут соответствующие комплаенс-риски, которые компания должна выявлять, анализировать, принимать во внимание и уменьшать либо до, либо (в зависимости от обстоятельств) после закрытия соответствующей сделки. Что касается потенциальных сделок по поглощению, то Департамент юстиции США разработал пять шагов для приобретения компании во избежание ответственности правопреемника в соответствии с доктриной Халлибартон, предусматривающей тщательную антикоррупционную комплексную проверку (due diligence) всех действий. Проведенная комплексная проверка может не только оказать значительное влияние на стоимость сделки, но и обеспечить лучшее понимание базовых ценностей — культуры любой целевой компании или потенциального партнера по совместному предприятию (СП). И в этом случае комплаенс-проверка играет важную роль, особенно в СП, даже если СП не является мажоритарным. Компания обязана использовать свое влияние и прилагать все усилия для того, чтобы СП имели сильные комплаенс-программы, адекватный и квалифицированный комплаенс-персонал внутри компании. Члены правления СП и другие представители компании должны регулярно проходить тренинги по корпоративным, фидуциарным и комплаенс-обязанностям.

 

Заключение и перспективы

Компаниям, сталкивающимся с мониторингом и ищущим соответствующее руководство, следует использовать вышеуказанные рекомендации от Департамента юстиции США, если они хотят обеспечить соответствие комплаенс-программы стандартам. То же касается и любой другой компании, которая активно ищет ориентир для определения и строительства необходимых блоков своей комплаенс-программы.

Если инструкции разработаны правильно и комплаенс-программа не представляет собой программу страхования, то она поможет компании избежать нежелательных ситуаций или проблем с законом, по крайней мере уменьшит риск возникновения таких ситуаций. Сильное руководство по комплаенсу может сыграть существенную роль в деловых дискуссиях, а эффективное выполнение программы может помочь предотвратить или обнаружить правонарушения. Когда все делается правильно, то эффективная программа этики и комплаенса способствует дисциплине в бизнес-процессах, повышению вовлеченности сотрудников, уменьшению случаев мошенничества и растрат, поднятию морального духа и улучшению репутации компании.

 

КАЛЕНБЕРГ Юлия — партнер Pohlmann & Company, г. Мюнхен (Германия)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Безучастный ВАС

Акцент

Статус обновлен

Государство и юристы

Новости законотворчества

Совершение нотариальных действий предлагают снимать на видео

Для военнослужащих предлагают новое приветствие

Государство и юристы

Новости из Евросуда

Режим массового перехвата сообщений не нарушает норм Конвенции, но должен соответствовать критериям прецедентной практики ЕСПЧ

Государство и юристы

Девятой вал

Самострой

Государство и юристы

Новости законотворчества

Порядок возмещения вреда, причиненного правоохранителями или судом, предлагают адаптировать к практике ЕСПЧ

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Суд Европейского Союза признал необоснованным увольнение католического врача за развод

Государство и юристы

Новости из Евросуда

Нереализация общественного проекта нарушает права собственников экспроприированного имущества

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Суды Китая будут принимать к рассмотрению данные в блокчейне

Государство и юристы

Свернуть на право

Конспект

Болевой характер

Ария спасения

Новости из зала суда

Судебная практика

Определяющим признаком дела админюрисдикции является его суть — ВС

Суд стал на сторону физлица в споре об исполнительной надписи нотариуса

Новости юридических фирм

Частная практика

В ЮА «Абсолют» создан международный департамент

ЮФ Sayenko Kharenko оказывает поддержку Safege-Suez Consulting в достижении договоренности с украинским госорганом в рамках финансируемого Всемирным банком проекта по оказанию консультационных услуг

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защищает интересы украинского госпредприятия в России

Interlegal защитил интересы клиента в процессе обжалования решения МКАС при ТПП Украины

ЮФ Asters выступает национальным юридическим советником Украины в споре с Россией по еврооблигациям

Отрасли практики

Место пресечения

Алиментарный механизм

Подозрительное дело

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Острая роль

Самое важное

Настроиться на частоту

Миноритарии в ауте

Комплексное задание

Отчетный ход

Судебная практика

Судебные решения

Исковая давность не распространяется на требования о возврате депозитов

Судебная практика

Дефекты фикции

Понять планку

Отменная норма

Последствия завершения урегулирования

Тема номера

Ролевой прием

Решить с трудом

Профилактический осмотр

Этические мотивы

GDPR-активность

Дефицит кадров

Включить программу

Частная практика

Дальний свет

Інші новини

PRAVO.UA