5 мая с.г. в Институте государства и права им. В. Корецкого НАН Украины состоялся семинар, посвященный актуальным проблемам реформирования правоохранительных органов на Украине. Семинар был проведен общественной организацией «Юридический клуб», которая при финансовой поддержке Международного фонда «Видродження» осуществляет проект «Демократические основы развития правоохранительной системы Украины». В семинаре приняли участие представители судебной власти, правоохранительной системы, научных центров и учебных заведений.
В ходе семинара руководитель проекта, президент общественной организации «Юридический клуб» Николай Сирый провел презентацию научного доклада «Реформы правоохранительных органов в Европе и современной Украине».
В частности, г-н Сирый рассказал участникам семинара о зарубежном опыте реформирования правоохранительной системы на примере Англии, Франции и Германии. Прежде всего г-н Сирый указал: общей тенденцией всех реформ правоохранительных органов является то, что ни одна из них не предполагала четкой формы распределения процессуальных функций между органами прокуратуры, полиции и судом, а также четких переходов от одной системы к другой.
Правоохранительные системы указанных стран были сформированы еще в 19 веке. Согласно английской модели функционирования правоохранительной системы, на стадии предварительного следствия должны взаимодействовать две власти — полиция и суд. Французская модель предполагает наличие трех основных субъектов в системе следствия — следователя-судьи, прокурора и судебной полиции. При этом только лишь судья имеет полномочия проводить следственные действия, прокурор осуществляет сопровождение деятельности следователя-судьи, а роль судебной полиции сводится к помощи прокурору и следователю-судье. Роль следователя-судьи в немецкой модели является более пассивной. Он может осуществлять следственные действия только по инициативе прокуратуры. И хотя в каждой стране есть свои особенности функционирования системы правоохранительных органов, всем им присущи общие черты, которые и могут быть использованы при осуществлении реформирования на Украине. Ключевой позицией всех этих моделей является то, что полиция не может самостоятельно осуществлять функцию следствия.
Как известно, концепция реформирования правоохранительных органов еще окончательно не сформулирована, однако отдельные ее положения обсуждаются уже давно. Некоторые предложения по реформированию правоохранительной системы обсуждались и на семинаре. Поскольку прокуратура выполняет функцию надзора за всей системой следствия, предлагается исключить из перечня ее функций функцию предварительного следствия. Николай Сирый отметил, что в случае принятия таких изменений Украина пойдет по пути, противоположному мировым тенденциям. Функция предварительного следствия присуща органам прокуратуры всех цивилизованных стран. По словам г-на Сирого, не совпадает с европейскими тенденциями и идея независимого следователя, обсуждаемая на Украине уже достаточно давно. При этом он считает, что нет необходимости в создании такой структуры, как Следственный комитет, ни при Министерстве внутренних дел Украины, ни отдельно.
Важным элементом реформирования правоохранительных органов, по мнению г-на Сирого, также является создание отдельного органа по борьбе с коррупцией, который будет осуществлять свою деятельность параллельно с иными правоохранительными органами.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…