Представительство интересно — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (957) » Представительство интересно

Представительство интересно

В проекте Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» (законопроект) предусмотрено институциональное закрепление адвокатуры на конституционном уровне с соответствующей конституционной гарантией ее независимости.

Целью указанных изменений является существенное повышение качества представительства лица в суде, подготовка конституционной почвы для создания единой юридической профессии относительно осуществления представительства другого лица в суде исключительно адвокатом (эта норма не препятствует представительству прокурором интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, установленном законом, в соответствии со статьей 1311 Конституции Украины в редакции данного законопроекта), а также защита от уголовного обвинения.

 

Прекращение деятельности

Конституцию Украины предлагается дополнить статьей 1312, согласно которой «для оказания профессиональной правовой помощи на Украине действует адвокатура. Независимость адвокатуры гарантируется. Принципы организации и деятельности адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности на Украине определяются законом. Исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения».

С момента принятия указанного законопроекта прогнозируется наступление негативных последствий относительно института представительства интересов Министерства обороны Украины как органа государственной власти в контексте организации претензионной и исковой работы в судебных органах, в частности, при обеспечении защиты его интересов через уполномоченного представителя (должностного лица юридического подразделения департамента и т.д.).

Также в указанной статье предусмотрено, что «законом могут быть установлены исключения, связанные с представительством в суде в трудовых спорах, спорах о защите социальных прав, спорах относительно выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также касающиеся представительства малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, которые признаны судом недееспособными или дееспособность которых ограничена».

Кроме этого, раздел ХV «Переходные положения» предлагается дополнить пунктом 161 такого содержания: «Со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» представительство в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1311 и статьей 1312 этой Конституции исключительно прокурорами или адвокатами в Верховном Суде и судах кассационной инстанции осуществляется с 1 января 2017 года, в судах апелляционной инстанции — с 1 января 2018 года, в судах первой инстанции — с 1 января 2019 года.

Представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах исключительно прокурорами или адвокатами осуществляется с 1 января 2020 года.

Представительство в суде в процессах, начатых до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», осуществляется по правилам, которые действовали до вступления его в силу, — до принятия по соответствующим делам окончательных судебных решений, не подлежащих обжалованию».

С момента принятия указанных изменений относительно осуществления представительства в судебных органах исключительно адвокатами возникнут ограничения в исполнении обязанностей юридических подразделений Министерства обороны, в том числе полное прекращение деятельности представительных органов, в частности территориальных юридических отделов, как не способных исполнять свои полномочия.

 

Внести исключение

Согласно пункту 100 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Украины, утвержденного Законом Украины от 24 марта 1999 года № 548-XIV, на помощника командира воинской части по правовой работе возлагается обязанность по поручению командира представлять интересы воинской части в судах и других органах. Аналогичные обязанности предусматриваются в положениях нормативных актов Министерства обороны Украины в сфере организации претензионной и исковой работы.

Вместе с тем в результате принятия указанного законопроекта осуществление процесса исполнения обязанности надлежащего представительства интересов воинских формирований на местах дислокации с учетом вышеуказанных изменений станет невозможным.

В связи с процессами, связанными с необходимостью усовершенствования механизмов организации представительства интересов силовых структур, целесообразно, исходя из штатной численности личного состава юридических подразделений, организовать обучение юрисконсультов воинских частей с целью получения свидетельств о праве на занятие адвокатской деятельностью в порядке, определенном Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», с последующим включением в перечень служебных обязанностей представительства интересов в делах, где одной из сторон выступает воинская часть. Получение свидетельства следует реализовать после сдачи экзаменов путем заключения соглашений о предоставлении услуг о прохождении стажировки в государственных адвокатских объединениях (коллегиях), что исключит оплатную составляющую. Плата за сдачу квалификационного экзамена состоит из размера трех минимальных заработных плат, установленных законом на день подачи лицом заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена.

Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (требования относительно несовместимости) не совместимой с адвокатской деятельностью является военная или альтернативная (невоенная) служба (часть 2).

Таким образом, представляется целесообразным внесение изменений в часть 1 статьи 7 Закона, а именно: после слов «военная или альтернативная (невоенная) служба» добавить положение «за исключением осуществления адвокатской деятельности по представительству интересов Министерства обороны Украины и воинских формирований в судебных органах».

Следует также предусмотреть ответственность юрисконсультов за совершение коррупционных деяний в случае использования удостоверения не в служебных целях в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» и с учетом ограничений, установленных для военнослужащих нормативно-правовыми актами в сфере реализации социальных гарантий и свобод.

 

Не учли специфику

Для объективности моделирования последствий принятия законопроекта необходимо также рассмотреть возможность привлечения лиц, имеющих право на занятие адвокатской деятельностью, после проведения определенных законом процедур отбора кадров, обладающих преимущественными правами на заключение договора на обслуживание деятельности воинской части (соглашение), к осуществлению представительских функций в судебных органах.

Выполнение положений соглашения требует выделения денежных средств, в частности, для надлежащего финансирования адвокатской деятельности.

Кроме того, анализ нагрузки помощника командира воинской части по правовой работе (низшего звена юридических подразделений) показывает, что значительный объем его обязанностей составляет подготовка к процессу, связанному с защитой интересов воинской части в судебных органах, и участие в таком процессе.

Таким образом, нормы проекта Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» не только не учитывают специфику организации и обеспечения защиты интересов Вооруженных Сил в судебных органах, но и существенно ограничивают граждан в реализации ими конституционных гарантий надлежащей защиты нарушенных прав и интересов.

Указанные изменения отнюдь не расширяют возможности лица на получение профессиональной юридической помощи, а закладывают основу для монополизации деятельности адвокатуры, что никак не способствует доминированию принципа верховенства права.

 

МОЙСЕЙ Любомир — адъюнкт Военного института Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, г. Киев

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Занимательная экономика

Акцент

Шито-вскрыто

Успеть продать

Государство и юристы

НДС в обход СЭА

Превентивная вера

Генплан

Документы и аналитика

Выслуги нет

Норма вины

Документы и аналитика

Новости из-за рубежа

Нижний предел взятки для смертной казни

КС РФ разрешил не исполнять решение Евросуда

Документы и аналитика

Представительство интересно

Новости законотворчества

Отрасли практики

Утверждены условия оплаты труда чиновников, на которых не распространяется действие закона о госслужбе

За основу принят закон о медицинской реформе

Предлагается снизить квалифтребования к нотариусам

Новости юридических фирм

Частная практика

Sayenko Kharenko названа юрфирмой года на Украине по версии Who’s Who Legal Awards 2016

ЮК FCLEX успешно отстояла в суде интересы RwS Bank

ЮФ GOLAW консультирует мирового лидера по производству медицинских перчаток

Interlegal консультирует банк по вопросам осуществления торгового финансирования на Украине

Redcliffe Partners консультирует ЕБРР по вопросам финансирования энергоэффективных технологий

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» выступила советником концерна NICMAS

Отрасли практики

Карикатурный подход

Выйти из заключения

Стадия кино

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Реструктуризация и банкротство

Репортаж

М&Активизация рынка

По уместным меркам

Герои нашего бремени

Самое важное

Успешная санация

Корпоративный блок

Розыск активен

Земучастие

Судебная практика

Не повезло

Неправильные дроби

Не преюдиция

Тема номера

Доказать интерес

Противобанковая защита

Входная процедура

Дело принципа

Потеря знания

Частная практика

По гамбургскому счету

Чемпионы по семиборью

Парадный ход

Інші новини

PRAVO.UA