Во многих странах мира проходит интенсивный процесс введения в национальное законодательство юридических механизмов решения проблем критической задолженности физических лиц. Наиболее эффективный способ решения таких проблем — признание должников несостоятельными с последующим открытием предусмотренных в национальном законодательстве юридических процедур.
Дебаты вокруг целесообразности внедрения или, как иногда говорят, расширения действия так называемого корпоративного банкротства за счет его применения к физическим лицам, которые не являются предпринимателями, продолжаются и в нашей стране.
Точка отчета
Ориентиром для разработки системы правового регулирования отношений несостоятельности этой категории участников гражданского оборота во всем мире сегодня считается Отчет Всемирного банка по вопросам банкротства физических лиц (Report on the Treatment of the Insolvency of Natural Persons).
Хотя многие специалисты называют данный документ набором международных стандартов в этой специфической сфере, ни по содержанию, ни по его целям он таким в полной мере не является. По содержанию это скорее сравнительное исследование существующих систем банкротства физических лиц в мире. Всего за период работы над этим анализом было исследовано 59 юрисдикций.
Первое заседание рабочей группы Всемирного банка по вопросам банкротства физических лиц состоялось в январе 2011 года, на котором выступал и автор этой статьи, представивший на рабочей группе свое видение перспектив разработки соответствующего законодательства для Украины.
Действительно, в начале процесса разработки указанного международного документа Всемирным банком перед специально созданной рабочей группой ставилась задача разработать стандарты в этой сфере правового регулирования частноправовых отношений. Однако впоследствии это задание было скорректировано.
Корректировка задания и формы самого документа была вызвана тем, что в каждой стране существует своя, во многом уникальная, правовая система, которая обычно строится на многовековых традициях в области истории, традиций, культуры, религии, а также отражает особенности сложившейся системы правовых институтов. Учитывая этот аспект, разработчики проекта данного международного документа пришли к выводу о том, что создать одну унифицированную систему правил разрешения указанных проблем сложно или даже на данном этапе невозможно.
Именно поэтому на одном из первых заседаний расширенной рабочей группы Всемирного банка было принято решение разработать нейтральный документ и сконцентрироваться на выработке рекомендаций. Дело в том, что проведенный сравнительный анализ показал, что сложившаяся система банкротства физических лиц в конкретной стране может успешно выполнять поставленные задачи, однако она может оказаться неэффективной в другой стране или регионе. Другими словами, перенос успешно работающей системы решения проблем задолженности физических лиц из одной страны в другую не всегда приносит ожидаемый результат.
В конечном итоге Отчет Всемирного банка по вопросам банкротства физических лиц получился сравнительным исследованием с набором рекомендаций вместо набора унифицированных норм. Авторы этого документа пошли дальше и на основании проведенного исследования предложили несколько возможных вариантов решений для их реализации в разных странах мира. При ознакомлении с указанным документом читатель может заметить, что в некоторых его частях вместо конкретных рекомендаций предлагается принятие принципиальных политических решений. Для стран, в которых нет законодательства о банкротстве физических лиц, равно как и устоявшихся традиций регулирования отношений несостоятельности, это является важным этапом разработки общей концепции законодательства в этой сфере.
Элементы системы
Базируясь на опыте работы в рабочей группе Всемирного банка по вопросам банкротства физических лиц, автор предлагает рассмотреть наиболее важные элементы системы с целью принятия принципиальных решений для того, чтобы избрать такую концепцию, которая наиболее адекватно отражала бы особенности правовой системы Украины, и выбрать наиболее эффективные механизмы для решения экономических проблем населения страны на данном этапе разработки соответствующего законодательства.
Кроме этого новая система регулирования отношений несостоятельности физических лиц должна быть адекватно вписана в уже существующую систему регулирования банкротства субъектов предпринимательства и не разрушать сложившиеся системы регулирования правоотношений в других, связанных с банкротством сферах законодательства, а это семейные, трудовые, жилищные, наследственные отношения, а также существующие системы кредитования, возвращения долгов и т.д.
Одним из важных политических решений является выбор способа введения процедур банкротства физических лиц в существующую систему законодательства и банкротства. Известно, что есть различия между так называемой коммерческой несостоятельностью и банкротством физических лиц. В этой связи нужно определиться, станет ли новая система частью закона о банкротстве субъектов предпринимательства или необходимо разрабатывать отдельный специальный закон, учитывающий все особенности этих правоотношений. Обе такие системы представлены в разных странах мира.
Другой немаловажный элемент системы банкротства физических лиц — выбор процедур. В мире существуют системы с только так называемыми официальными процедурами, системы, в которых есть внесудебные и судебные процедуры, и системы, где акцент делается преимущественно на внесудебных процедурах.
Одним из наиболее важных сфер регулирования указанных отношений является доступ к процедурам банкротства. В наиболее эффективных системах данная сфера достаточно полно и четко регулируется. Необходимо указать, что такое регулирование становится ключевым для исключения возможного использования системы банкротства физических лиц с целью мошенничества.
Связана с этой сферой регулирования и та часть системы, которая направлена на установление последствий для лиц, прошедших эти юридические процедуры. Речь идет об известной доктрине списания долгов. Эта теория базируется на правиле, в соответствии с которым добросовестное лицо, прошедшее через установленную в законодательстве процедуру, может рассчитывать на списание непогашенных долгов. Принятие в этой связи именно политического решения является ключевым элементом концепции данной сферы законодательства. Законодатель должен обязательно определиться, принимать ли такое правило, в отношении кого оно может быть применено и в каких рамках. Важность решения обусловлена прежде всего тем, как в обществе воспринимается идея распределения долгов одного физического лица между другими членами общества. Такое решение обычно базируется на понимании того, какие риски и в какой мере должны нести государство и другие участники гражданского оборота.
Эти и многие другие аспекты регулирования отношений несостоятельности физических лиц детально анализируются в Отчете Всемирного банка по вопросам банкротства физических лиц, и законодатели из других стран смогут найти ответы практически на все вопросы, касающиеся того, какая система регулирования этих отношений наиболее предпочтительна с учетом мирового опыта.
С текстом Отчета Всемирного банка по вопросам банкротства физических лиц можно ознакомиться на официальном сайте Всемирного банка.
БИРЮКОВ Александр — советник LCF, д.ю.н., профессор, г. Киев
Отличительные особенности
Александр ВЫГОВСКИЙ,
адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Сегодня законодательство Украины предусматривает возможность признания физического лица банкротом по долгам, которые возникли у него в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Установленная законом процедура банкротства физических лиц существенно отличается от процедуры корпоративного банкротства. Так, закон предусматривает возможность подачи в суд вместе с заявлением о банкротстве плана погашения долгов с указанием размера суммы, ежемесячно выплачиваемой кредиторам, и размера суммы, которая будет ежемесячно оставляться должнику и членам его семьи. Также в этом случае в состав ликвидационной массы должника — физического лица не включается имущество, на которое не может быть обращено взыскание, и имущество, находящееся в залоге. Специфика касается и правовых последствий признания физического лица банкротом: в течение последующих трех лет такое лицо не может регистрироваться в качестве физического лица — предпринимателя, приобретать имущество или денежные средства в кредит, заключать договор поручительства, передавать имущество в залог.
Целесообразность применения к физическим лицам других элементов корпоративного банкротства (кроме предусмотренных статьями 90–92 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом») вызывает большие сомнения.
Позитивное нововведение
Юлия МАКАРЕНКО,
старший юрист АФ «Династия»
Вопрос целесообразности внедрения института банкротства физических лиц на Украине является дискуссионным. Такой институт действует в Европе, Англии и США уже давно. Основываясь на мировом опыте и перенимая практику данного вида банкротства, группа депутатов Верховного Совета Украины разработала и зарегистрировала законопроект «О реструктуризации долгов физического лица или признании его банкротом» от 14 июля 2015 года № 2353а. Основная цель законопроекта — введение четко прописанной процедуры урегулирования задолженности физических лиц по договорам с различными категориями кредиторов: банковскими и кредитными учреждениями, жилищно-коммунальными предприятиями и т.п. Главная задача заключается в обеспечении адекватного рассмотрения такой категории дел наиболее подготовленными судьями, где социально-экономическая составляющая является значительной. Таким образом, законопроект направлен на решение проблем, связанных с задолженностью граждан, что позволит усовершенствовать экономику Украины и обеспечить защищенность граждан с помощью новых юридических механизмов и институтов. Безусловно, институт банкротства физических лиц (не предпринимателей) — позитивное нововведение в законодательстве, соответствующее мировой практике.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…