Сейчас Совет судей Российской Федерации является одним из ключевых органов в системе судейского самоуправления наших северных соседей. Правда, еще 20 лет назад органа с таким названием, как, в принципе, и самого понятия «судейское сообщество» — именно такой термин сейчас употребляется в российском законодательстве, — не существовало ни в одном нормативном акте. О том, как за такой незначительный (по государственным меркам!) период Совету судей РФ удалось занять свою нишу в судейской системе и сейчас играть одну из главных ролей в решении важных вопросов в сфере правосудия, в интервью «ЮП» рассказал председатель Совета судей РФ, судья Верховного суда РФ Юрий Сидоренко.
— Юрий Иванович, вы стояли у самих истоков деятельности органов судейского сообщества Российской Федерации, а с 1995 года являетесь несменным председателем Совета судей Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, насколько изменились система органов судейского сообщества и выполняемые ими функции за последние 20 лет. Как за этот период эволюционировали законодательные подходы к основным задачам и функциям таких органов?
— Изначально Совет судей был общественным органом, можно сказать, это была чистая самодеятельность судейского сообщества. И поскольку такового понятия, как «судейское сообщество», не существовало, оно не упоминалось ни в одном нормативном акте, тем более, в законе, как, в принципе, и Совет судей. В 1991 году был проведен первый Съезд судей, на котором и было принято решение о создании такого органа. На то время в состав Совета судей входили представители общей юрисдикции, поскольку арбитражные суды только начинали образовываться. Это был чисто общественный орган судейского самоуправления, который законодательно не обладал никакими полномочиями. Тем не менее, он был признан, в том числе и другими ветвями власти.
— А какие задачи первоначально ставил перед собой Совет судей?
— В первую очередь, Совет должен был содействовать укреплению независимости судей в России и способствовать проведению судебной реформы. К тому времени уже была принята ее концепция. Потом, в 1992 году, был принят Закон «О статусе судей в Российской Федерации», в котором упоминались и понятие «судейское сообщество», и такой орган, как Совет судей, а также были закреплены их основные задачи и полномочия. Этот Закон был главным итогом деятельности первого состава Совета судей, поскольку именно орган судейского сообщества был одним из его разработчиков. Позже главные базовые принципы этого Закона — независимость судей, их несменяемость и неприкосновенность — были отражены в Конституции, принятой в 1993 году. И дальше Совет судей развивался по пути огосударствления. То есть у него появились закрепленные на законодательном уровне полномочия. Это и закон о судебной системе, в котором, в частности, предусмотрено, что правительство без согласия Совета судей не имеет права уменьшать бюджет судебной власти, и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», принятый в 2002 году, в котором были более детально прописаны функции Совета судей. Это и право давать согласие на назначение на должность и освобождение от должности генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации (федеральный государственный орган, который осуществляет организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества, своеобразный «аналог» Государственной судебной администрации Украины. — Прим. ред.), и возможность избирать судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами, и т.д.
— То есть сегодня у органов судейского сообщества достаточно инструментария для того, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи? А не возникает ли у вас проблем со слишком четкой регламентацией деятельности органов судейского сообщества на законодательном уровне?
— Инструментария вполне достаточно, другой вопрос, что действительно представители судейского корпуса были, мягко говоря, не в восторге от того, что законодатель по некоторым вопросам вторгся в чисто регламентные нюансы деятельности органов судейского сообщества. В свое время, когда Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» был только на стадии разработки, бывший председатель Конституционного суда Российской Федерации Владимир Туманов, который, к сожалению, в прошлом году ушел из жизни, говорил о том, что он должен состоять из двух статей. Первая — органы судейского сообщества существуют (смеется), и вторая — органы судейского сообщества действуют на основании собственных регламентов. В этих словах, конечно, есть доля истины. Но думаю, что от такого процесса огосударствления у Совета судей появилось и много плюсов. В первую очередь, это возможность реально влиять на политику внутри судебной системы. А вот общественный дух, некое общественное начало, которое частично было утрачено, мы постарались восполнить путем создания Российского объединения судей. Это общественная организация, которая основывается на добровольном членстве, и на сегодняшний день она находится на стадии своего формирования.
— Состав Совета судей РФ насчитывает более 130 членов, не возникает ли проблем с организацией работы такого достаточно численного органа?
— Никаких проблем с этим не возникает. Во-первых, главным рабочим органом Совета судей является Президиум, состоящий из 17 членов. Он осуществляет свою деятельность в период между сессиями Совета судей. Во-вторых, Совет судей по отдельным направлениям своей деятельности может создавать постоянно действующие рабочие органы — комитеты и комиссии, в состав которых могут входить судьи, не являющиеся членами Совета. На сегодняшний день у нас восемь постоянно действующих комиссий, например: финансовая комиссия, комиссия по этике, комиссия по вопросам организационно-кадровой работы и т.д. И все вопросы, прежде чем они будут вынесены на пленарное заседание Совета судей, детально изучаются и обсуждаются в этих комиссиях. Само по себе пленарное заседание — это некий церемониал, и на нем редко можно услышать дискуссии и споры, поскольку основная работа уже была проведена «за кулисами», в рабочих органах Совета. Как правило, в повестку дня пленарного заседания Совета включаются согласованные и детально проработанные вопросы, по которым предварительно уже было достигнуто компромиссное решение. Поэтому такой численный коллектив Совета является достаточно работоспособным. Кроме того, в работе этого органа принимают участие и представители Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, аппаратов высших судов, других государственных органов.
— Насколько нам известно, члены Совета судей осуществляют свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Не сложно ли совмещать осуществление правосудия с работой в органах судейского сообщества? Не ставился ли вопрос о необходимости работы Совета на постоянной основе?
— В свое время ставился вопрос о необходимости освободить председателя Совета судей от профессиональной деятельности, но лично я был категорически против этого. Я считаю, что, оторвавшись от судебного сообщества, председатель Совета рискует превратиться в судебного чиновника. Но, судя по тому, что у Совета судей появляется все больше и больше полномочий и задач, в дальнейшем трудно будет совмещать эту работу с профессиональной деятельностью. И думаю, что в будущем вопрос о необходимости работы на постоянной основе снова возникнет.
— Существуют ли какие-то ограничения для избрания членов Совета, например, отсутствие определенного стажа работы или занимание ими руководящей должности в суде, как, например, на Украине?
— Нет, таких ограничений в законе не предусмотрено. Но в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества руководителей судов, входящих в состав Совета судей. К слову, это то, за что нас часто критикуют. Но я считаю, что этот процесс объективен, поскольку от председателей судов в нашей судебной системе очень многое зависит. У них большие полномочия, поэтому они имеют больше возможностей влиять на осуществление судебной политики, чем рядовые судьи. Но и судьи, не занимающие административные должности в судах, в нашем Совете представлены. Сейчас в состав нашего органа входят представители судов всех уровней и юрисдикций.
— И в завершение нашей беседы. Вы, наверное, уже успели ознакомиться с особенностями украинской судебной системы. Если проводить параллели между моделью организации деятельности органов судейского самоуправления двух государств, на ваш взгляд, по каким вопросам украинской судебной системе удалось, что называется, шагнуть вперед, и какие проблемы нам только предстоит решить?
— Я не думаю, что кто-то из нас шагнул вперед, а кто-то, напротив, отстал. Просто каждый действует в определенных реалиях, и всему, как говорят, свое время. Возможно, и нам по некоторым вопросам хотелось бы достичь большего. Но главное, что у представителей как российской, так и украинской судебной системы общие ценности и задачи, а также общее понимание проблем, которые существуют в сфере правосудия. Нужно каждому идти своим путем и добиваться своих целей. И, безусловно, такое общение, обмен опытом между представителями разных судебных систем только обогащает и способствует усовершенствованию деятельности, и здесь не может быть «передовиков» или «отстающих».
(Беседовала Ольга Кириенко,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…