Госзакупки укроются в тени — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (764) » Госзакупки укроются в тени

Госзакупки укроются в тени

В данной статье попробуем максимально кратко рассмотреть проблему применения законодательства о закупках к государственным и коммунальным предприятиям через призму принятого ВСУ Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 4 июля 2012 года.

Данным Законом, кроме прочего, заменяются абзацы 2—5 части 1 статьи 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» положениями следующего содержания: «Действие настоящего Закона распространяется на предприятия, определенные в пункте 21 части 1 статьи 1 этого Закона, только в случае совершения ими закупок за счет государственных средств, определенных в пункте 4 части 1 статьи 1 этого Закона».

Таким образом, предприятия, определенные в пункте 21 части 1 статьи 1 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», будут обязаны организовывать и проводить процедуры закупок за счет государственных средств, к которым не относятся средства собственно предприятий и их объединений, без наличия каких-либо дополнительных условий. Однако в такой ситуации необходимо нормативно определить достаточные юридические основания хозяйственной компетенции заказчиков для осуществления закупок за счет других видов государственных средств. Если относительно бю­джетных средств данный вопрос на должном уровне урегулирован в Бюджетном кодексе Украины, то другие виды средств должны предоставляться заказчикам с соответствующим целевым назначением на приобретение определенных товаров, работ и услуг на основании планов их использования. Министерству экономического развития и торговли Украины необходимо дополнить приказ № 922 от 26 июля 2010 года соответствующими формами этих документов.

По нашему мнению, оптимальным вариантом правового обеспечения осуществления закупок предприятиями, в понимании пункта 21 части 1 статьи 1 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», является исключение абзаца 2 части 1 статьи 2 из текста указанного Закона, дополнение системы государственных средств финансовыми ресурсами предприятий и их объединений, а также внедрение различных правовых режимов относительно участия в этих отношениях некоммерческих и коммерческих предприятий: первые подпадают под общую сферу применения законодательства, а для других необходимо установить особый порядок закупок, который заключается в двукратном повышении минимальной цены хозяйственного договора о закупке, на основании чего заказчики данной группы будут обязаны проводить конкурсные процедуры, а в перспективе на них законодательство о закупках не должно распространяться вообще. Кстати, Директива 2004/18/ЕС распространяется именно на некоммерческие предприятия. Относительно предложения о повышении предельных величин по хозяйственным договорам для коммерческих предприятий, то тождественный подход представлен в ЕС в контексте разделения заказчиков на классический и коммунальный секторы.

В обоснование такого подхода следует привести некоторые соображения. Во-первых, любое сужение круга оснований для проведения конкурсов заказчиками является удовлетворяющим, в первую очередь, частные интересы этих организаций. В хозяйственных отношениях такой подход в чистом виде не может быть оправдан.

Во-вторых, в законодательстве не конкретизируется, с какой именно целью и для обеспечения каких видов потребностей должны осуществляться закупки заказчиками. Этот вопрос имеет ключевой характер, ведь, как замечает Пашков В.М., в основе любых общественных отношений лежит сознательная мотивация, вызванная необходимостью удовлетворения конкретных потребностей и интересов лица или общества в целом.

Учитывая то, что заказчики могут действовать как коммерческие, некоммерческие субъекты хозяйствования и нехозяйствующие субъекты, следует сформулировать три позиции: 1) субъекты некоммерческого хозяйствования, нехозяйствующие субъекты осуществляют закупки исключительно в некоммерческих целях, 2) субъекты коммерческого хозяйствования формально обязаны осуществлять закупки как с целью реализации предмета закупки или иного его использования в коммерческой деятельности в будущем, так и для достижения социальных и экономических результатов.

Организация и проведение процедур закупок заказчиком в порядке, установленном Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», создает для него три основные хозяйственно-правовые последствия: 1) этапы проведения процедур закупок являются длительными по времени, и специальный порядок их проведения должен быть обязательно соблюден; 2) проведение процедур обеспечивает получение заказчиком наиболее экономически выгодного предложения торгов, экономию и рациональное использование средств; 3) деятельность заказчика на рынке закупок, по сравнению с другими товарными рынками, максимально открыта и прозрачна для гражданского общества, в этих отношениях представлено значительное количество средств государственного надзора для контроля соблюдения законности, недопущения антиконкурентных правонарушений и других злоупотреблений со стороны организаторов торгов, их участников.

Все же, учитывая содержание явления экономической конкуренции, определенные правовые последствия осуществления закупок коммерческими предприятиями в порядке, установленном Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», ставят их в невыгодное, по сравнению с частным сектором, положение, вносят дисбаланс в предпринимательскую среду, искажают конкуренцию.

На основании проведенного анализа следует подытожить: хозяйственно-правовое регулирование порядка организации и проведения процедур закупок должно обеспечивать рациональное, эффективное использование государственных средств именно при приобретении товаров, работ, услуг в некоммерческих целях.

ОЛЕФИР Андрей — аспирант кафедры хозяйственного права Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков


Нормативное регулирование

Последствия законотворчества

Предоставление предприятиям права не проводить закупки за счет собственных средств влечет, во-первых, такие общие негативные последствия: уменьшение экономической эффективности процедур закупок, дополнительные расходы государственных средств, увеличение возможностей для коррупционных злоупотреблений со стороны заказчиков, снижение уровня конкуренции между поставщиками, тенизация использования публичных финансов и проведенных за их счет хозяйственных операций. Фактически сужение сферы распространения законодательства, что, по нашему мнению, относится к правилам конкуренции в закупках, противоречит не только задачам регулятивного воздействия и принципам Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», а также нормативным предписаниям статьи 42 Конституции Украины и статьи 5 Хозяйственного кодекса Украины в аспекте обеспечения конкуренции в предпринимательской деятельности.

Во-вторых, специальные негативные последствия, обусловленные исключением наибольшей группы из системы государственных средств, за счет которых является обязательным проведение конкурсных торгов на Украине, предусматривают уменьшение объема рынка закупок как в субъектном, так и финансовом аспектах, снижение эффективности закупок как средства, регулирующего влияния государства на отношения в сфере хозяйствования. Кроме этого, в государственном и коммунальном секторах собственные средства учреждений здраво­охранения, субъектов, предоставляющих социальные услуги, и других хозяйственных организаций, которые действуют в форме некоммерческих субъектов, будут использоваться без проведения процедур закупок, хотя для нехозяйствующих субъектов правила останутся неизменными.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Деловая практика

Отказ на запрос ГНИ

Акцент

Выговор сошел с рук

Государство и юристы

По пути наибольшего изменения

Государство и юристы

Новости законотворчества

Нотариусам разрешили заниматься регистрацией прав на недвижимость

Социальную помощь предлагают кодифицировать

Подписан Закон о судопроизводстве в режиме видеоконференции

Государство и юристы

Госзакупки укроются в тени

Деловая практика

Карьерный фарватер

Книжная полка

На страже доказательств

Неделя права

Всех — в «налоговую»

Предвыборная подготовка

Концентрация суда

Исполнителей станет больше

Неделя права

Новости из-за рубежа

Рекламодатели отвечают за комментарии в Facebook

США опасаются иностранных юристов

В России публикуют фотографии должников

Новости из зала суда

Судебная практика

Бывшие кандидаты в судьи продолжают тяжбу с ВККС

Автошкола не нарушала антимонопольного законодательства

Новости юридических фирм

Частная практика

ППФ «Пахаренко и Партнеры» присоединилась к Семенной ассоциации Украины

ЮФ «Саенко Харенко» — юридический советник в связи с крупнейшей сделкой M & A в банковском секторе Украины

Corporate INTL признал ЮФ «Ильяшев и Партнеры» юридической фирмой года в сфере корпоративного права

АМКУ дал разрешение компаниям Peugeot S.A. и General Motors Holdings LLC на создание GM PSA Purchasing

ЮФ «АНК» присоединилась к Geneva Group International

ЮК Jurimex провела бизнес-завтрак, посвященный законодательным изменениям в фармацевтике

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует Hubei Changyang Hongxin Industrial Group, Ltd.

Integrites выступает советником корейского экспортно-кредитного агентства K-Sure

Отрасли практики

Аграриев подстраховали

Униженные и возмещенные

Без суда — последствия

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Флешмоб в судейских коридорах

Решения недели

Судебная практика

Суд поддержал АМКУ

Суд не определяет содержание

Отсутствие — значит, отказ

Самое важное

Обмен Советами

Налоговая добралась до Интернета

«Голос» партии в ЦИК

Мантия в обмен на мандат

Спецпроект

Кадры решают не все

Судебная практика

Квалификационная «диагностика»

Судебная практика

Судебные решения

Уклонение от получения документов о проведении налоговой проверки может стать основанием для ареста имущества

Умысел как основание для отстранения лица от права на наследование

Судебная практика

Ирония суда

Золотое пресечение

Тема номера

Операция «Антирейд»

Линия правопередачи

Обеспечение идет в обход

Категорический корпоратив

С вещами на выход

Акционер с интересом

Частная практика

Гарантийный фон

Зона свободной практики

Юридический форум

Жесткие Игры

Інші новини

PRAVO.UA