Вих. № 727
від 19 грудня 2011 року
На вих. № 32656/10/10-34/6363
від 10 грудня 2011 року
Заступнику начальника УПМ
ДПА у Львівській області
Іванову І.І.,
вул. Стрийська, 35, м. Львів, 79003
Директора ТзОВ «Бізнес-центр»
Петрова П.П.,
вул. Некрасова, 55, м. Львів, 79000,
код ЄДРПОУ 12345678,
тел. 032-333-22-11
На Ваш запит від 10 грудня 2011 року (вих. № 32656/10/10-34/6363) про надання пояснень та їх документального підтвердження повідомляємо наступне.
Пункт 73.3 Податкового кодексу України передбачає, що письмовий запит про подання інформації надсилається платнику податків або іншим суб’єктам інформаційних відносин за наявності хоча б однієї з таких підстав:
1) за результатами аналізу податкової інформації, отриманої в установленому законом порядку, виявлено факти, які свідчать про порушення платником податків податкового, валютного законодавства, законодавства у сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, або фінансуванню тероризму та іншого законодавства, контроль за дотриманням якого покладено на органи державної податкової служби;
2) для визначення рівня звичайних цін на товари (роботи, послуги) під час проведення перевірок;
3) виявлено недостовірність даних, що містяться у податкових деклараціях, поданих платником податків;
4) щодо платника податків подано скаргу про ненадання таким платником податків податкової накладної покупцю або про порушення правил заповнення податкової накладної;
5) у разі проведення зустрічної звірки;
6) в інших випадках, визначених цим Кодексом.
Аналогічні вимоги до письмового запиту про подання інформації передбачені також пунктом 12 Порядку періодичного подання інформації органам державної податкової служби та отримання інформації зазначеними органами за письмовим запитом (затверджений постановою Кабінету Міністрів України № 1245 від 27 грудня 2010 року).
Натомість, у вашому запиті (вих. № 32656/10/26-34/6182 від 9 грудня 2011 року) не вказано жодної із передбачених вище підстав отримання інформації.
Ви посилаєтесь лише на пункт 73.3 статті 73 Податкового кодексу України, без конкретизації, яка саме підстава для отримання інформації має місце у даному випадку (а їх у цьому пункті пунктом 73.3 ПК України передбачено шість).
У зв’язку з цим ТзОВ «Бізнес-центр» вправі застосувати положення абзацу 5 пункту 73.3 статті 73 ПК України, яка передбачає, що в разі, коли запит складено з порушенням вимог, викладених в абзацах 1 та 2 цього пункту, платник податків звільняється від обов’язку надавати відповідь на такий запит.
Директор ТзОВ «Бізнес-центр» Петров П.П.
19 грудня 2011 року
Андрей КОТЯГИН, адвокат
Павел ПАСТЕРНАК, адвокат
Видимо, каждое предприятие, которое имело неосторожность поставлять товар, оказывать услуги, возмещать НДС и вообще — работать на Украине, — получало из налоговой инспекции (администрации) или налоговой милиции запросы о предоставлении информации.
Особой оригинальностью они не отличаются — сотни таких запросов ежедневно разлетаются по стране с, казалось бы, убедительным требованием:
«ГНС в соответствии с требованиями подпункта 20.1.6 пункта 20.1 статьи 20 и пункта 73.3 статьи 73 Налогового кодекса Украины, во исполнение возложенных на органы государственной налоговой службы функций сообщает, что Вам необходимо предоставить объяснения и их документальное подтверждение (договоры, накладные, налоговые накладные, акты приема-передачи товаров, выполненных работ, оказанных услуг, ценных бумаг, документов, подтверждающих взаиморасчеты, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, касающиеся операций по…)…».
Предоставлять ответ, а главное — документальное подтверждение, — как правило, не хочется, тем более, что такие запросы нередко приходят из налоговой милиции и могут повлечь за собой новые неприятности.
А не ответить — значит, нарваться на внеплановую проверку, поскольку подпунктом 78.1.1 пункта 78 статьи 78 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что документальная внеплановая выездная проверка осуществляется, в частности, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
Но, внимательно изучив адресованный вам запрос, можно заметить, что в большинстве случаев в нем не указано конкретное основание для направления такого запроса.
Одних ссылок на статьи из общих положений Налогового кодекса Украины недостаточно. Пункт 73.3 статьи 73 Налогового кодекса Украины предусматривает, что письменный запрос о предоставлении информации направляется налогоплательщику или другим субъектам информационных отношений при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;
2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) при проведении проверок;
3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, предоставленных налогоплательщиком;
4) на налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;
5) при проведении встречной сверки;
6) в иных случаях, определенных Налоговым кодексом Украины.
Если в адресованном вам запросе не указано конкретное основание для предоставления информации, значит, он составлен с нарушениями, соответственно, согласно абзацу 5 пункта 73.3 статьи 73 Налогового кодекса Украины, налогоплательщик освобождается от обязанности давать ответ на такой запрос.
Но государственной налоговой инспекции все же стоит сообщить (ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении), что запрашиваемые документы и информацию вы не предоставите на законных основаниях.
Это позволит уменьшить риск проведения у вас внеплановой проверки. Кроме того, в случае проведения таковой, ваше письмо в государственную налоговую инспекцию можно будет использовать как доказательство при обращении в административный суд с иском об отмене приказа о проведении этой внеплановой проверки. Учитывая явно необоснованный запрос, ваш аргументированный отказ и, как следствие, отсутствие оснований для выдачи приказа начальника государственной налоговой инспекции о проведении у вас внеплановой проверки, дело будет иметь хорошие судебные перспективы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…