22 декабря 2014 года Кабинет Министров Украины (КМУ) внес доработанный проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» (№ 1000). Немало интересных норм содержит и«тело» законопроекта, и приложения к нему. В большинстве своем они вызывали замечания Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины.
Вопреки обещанной децентрализации, будет осуществляться концентрация полномочий в руках Кабинета Министров Украины. В частности, он сможет распределять без согласования с бюджетным комитетом парламента расходы на обеспечение мероприятий, связанных с реорганизацией (ликвидацией) центральных органов исполнительной власти.
Время экономии
Меры жесткой экономии отобразились в заключительных положениях законопроекта. Правительство не отменяет льготы, но будет выплачивать их только при наличии «финансовых возможностей». Кабинет Министров Украины устанавливает особый порядок индексации зарплат, который, очевидно, нивелирует возможность адекватного повышения зарплат в соответствии с ростом цен. Урезаются зарплаты многих государственных служащих, однако отдельные категории не почувствуют затягивания поясов. Так, зарплаты судей не превысят 15 минимальных зарплат, а зарплаты «силовиков» (включая министров), которые вовлечены в АТО, не затрагиваются.
Самое главное, что КМУ предлагает фактически приостановить действие положений 46 законов Украины (Госбюджет-2014 — лишь восьми). Нормы, касающиеся социальных прав, будут применять, исходя из «имеющихся финансовых возможностей». В список попали не только статьи социальных законов (о статусе чернобыльцев, участников войны, многодетных семей и др.), но и законы о прокуратуре, судоустройстве, высшем образовании в части выплат денежного вознаграждения. Экспертное управление парламента указало, что подобная практика противоречит решениям Конституционного Суда Украины.
Как известно, Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» предполагал повышение размера вознаграждения судьям с 2015 года, однако плачевная экономическая ситуация в стране делает нормы закона в этой части декларативными. Отдельно законопроект о Госбюджете говорит об ограничении зарплат судей 15 минимальными зарплатами. В то же время парламентарии не смогли принять правительственные поправки к закону о судоустройстве, касающиеся ограничения уровня зарплат судьям. Получается парадоксальная ситуация: минимальная зарплата судей всех инстанций с 2015 года составляет 15 минимальных зарплат. При этом зарплата судей Верховного Суда Украины должна быть как минимум на 30 % выше. Однако правительство, разрабатывая закон о Госбюджете-2015, указало, что 15 минимальных зарплат — это одновременно и «потолок» для денежного вознаграждения судей. Вероятно, судьи сочтут такое положение неконституционным и обратятся в КСУ.
Каким образом эти изменения объясняет правительство? В прилагаемом к законопроекту обосновании к статьям говорится, что «наличие указанной нормы фактически не сузит социальных гарантий», поскольку льготы некоторых категорий граждан сегодня и так регулируются Кабинетом Министров Украины. «Вместе с тем Кабинет Министров Украины имеет право увеличивать эти выплаты, исходя из имеющегося финансового ресурса на соответствующий год» — такое слегка оптимистичное резюме содержит документ.
Доходная база
Поступления в сведенный бюджет Украины оцениваются на уровне 575 млрд грн.
Прогноз поступлений от налога на доходы физических лиц — 95,5 млрд грн. Достичь такой сумы планируется за счет введения прогрессивной модели налогообложения доходов физических лиц, повышения ставки налога для пассивных доходов физических лиц с 15 % до 20 %, продления срока взимания военного сбора, расширения базы налогообложения военным сбором, налогообложения наследства, снижения порога налогообложения пенсий, отмены льготной ставки для шахтеров (10 %).
При прогнозировании поступлений налога на прибыль (37,1 млрд грн) учтены: уплата ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль в размере 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный год, продление действия налоговых каникул для вновь созданных и малых предприятий.
Сбор налога на добавленную стоимость ожидается на уровне 156 млрд грн.
Также ожидается собрать 337 млн грн за совершение консульских действий. На прогнозируемую сумму средств за совершение консульских действий повлияет, в частности, либерализация визового режима с отдельными государствами (в том числе введение на условиях взаимности оформления долгосрочных виз для въезда на Украину гражданам ФРГ по нулевой тарифной ставке консульского сбора и безвизового режима въезда на Украину для граждан Чили); количество оформленных в заграничных дипломатических учреждениях Украины паспортов гражданина Украины для выезда за границу.
Главные распорядители
В связи с продолжением военных действий существенно возрастет бюджет Министерства внутренних дел Украины — до 32,5 млрд грн (против 17,9 млрд грн в 2014 году).
Расходы на финансирование Государственной судебной администрации Украины (ГСА), то есть на суды общей юрисдикции, снизятся. Вместо 4,32 млрд грн в 2014 году ГСА получит 4,148 млрд грн. Приблизительно 0,44 млрд грн оставляют спецфонд бюджета ГСА, при этом 50 % этих средств будут сформированы за счет судебного сбора. Фонд оплаты труда для местных судов общей юрисдикции возрастет на 125 млн грн и составит 1,5 млрд грн. Эти расходы будут покрываться из общего фонда Госбюджета. При этом фонд оплаты труда во всех высших спецсудах, а также в Верховном Суде Украины сокращается. Так, фонд оплаты труда в ВСУ уменьшится с 58 до 49 млн грн.
На содержание судов общей юрисдикции было выделено 2,39 млрд грн в 2014 году. Самым обеспеченным судом первой инстанции остается Шевченковский районный суд г. Киева с бюджетом 21 млн грн (увеличение на 2 млн грн). Как и в прошлые годы, среди апелляционных судов общей юрисдикции наибольшим финансированием выделяются Апелляционный суд г. Киева (62 млн грн) и Апелляционный суд Донецкой области (55 млн грн). Вместе с тем расходы на их содержание снизились приблизительно на 5 %.
Верховный Суд Украины может рассчитывать на выделение 96 млн грн, что почти на 8 млн грн меньше прошлогоднего показателя. Снизились и расходы на все высшие специализированные суды Украины. Так, Высшему специализированному суду Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел предложено выделить 111,6 млн грн (в 2014 году — 116,5 млн грн). Высшему административному суду Украины могут выделить 88,9 млн грн против 97,3 млн грн в 2014 году. Радикально сократится и смета Высшего хозяйственного суда Украины и составит 125,3 млн грн (в 2014 году — 139,3 млн грн).
Чуть уменьшится и финансирование Конституционного Суда Украины (с 60,8 млн грн до 58,1 млн грн).
Вопреки ожидаемому урезанию полномочий органов прокуратуры в связи с реформой, расходы на их содержание возрастут на 860 млн грн и составят 3,859 млрд грн.
Бюджет Высшего совета юстиции останется фактически нетронутым — на него выделят 19 млн грн вместо 19,3 млн грн в 2014 году. Практически на уровне предыдущего года сохранится и бюджет секретариата омбудсмена (свыше 20 млн грн).
Негарантированные решения
При этом финансирование ключевого органа в сфере реализации правовой политики — Министерства юстиции Украины — увеличится. Минюст может получить 6,35 млрд грн вместо 5,54 млрд грн в 2014 году. Более чем в четыре раза уменьшатся платежи во исполнение решений зарубежных юрисдикционных органов, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины (с 740 млн до 170 млн грн). В этом контексте следует обратить внимание на статью 24 законопроекта о Госбюджете. Она предоставляет Кабинету Министров Украины право реструктуризировать задолженность объемом до 7,5 млрд грн, возникшую по состоянию на 1 января 2015 года по решениям судов, исполнение которых гарантировано государством, а также по решениям Евросуда путем выдачи финансовых казначейских векселей сроком обращения до семи лет, с отсрочкой платежей по этой задолженности на два года и процентной ставкой 3 % годовых.
Одновременно увеличивается почти в три раза финансирование Координационного центра по предоставлению правовой помощи — с 94 млн грн до 268,5 млн грн. Вероятно, в этом году произойдет расширение системы центров бесплатной правовой вторичной помощи, как и расширение перечня бесплатных услуг (в частности, защита интересов в хозяйственном, административном, гражданском процессах). На 10 % возрастет обеспечение защиты интересов Украины в спорах в международных юрисдикционных органах (до 44 млн грн).
Пока верстался номер, проект еще не был принят. Заложенные в нем цифры зависят от принятия необходимости принятия огромного количества изменений, в частности, в налоговое и бюджетное законодательство. Но возможность исполнения бюджета будет оставаться интригой до самого конца 2015 года — правительству придется вручную регулировать многие статьи расходов, исходя из наличия ресурсов, на что влияет уплата налогов, получение кредита МВФ, а также эффективность осуществления приватизации и распродажи имущества, находящегося на балансе органов власти.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…