Многочисленные масштабные реформы практически всех сфер жизнедеятельности, гармонизация национального законодательства с европейским, борьба с коррупционными проявлениями — все это ждет Украину в обозримом будущем. На самом деле хотелось бы написать, что Украину ждет прекращение военных действий на востоке страны, стабилизация экономики, установление европейских правил жизни… Увы, пока предпосылок для этого нет.
Откровенно говоря, реформы тоже могут оказаться псевдо и не такими уж масштабными и многочисленными. Да и гармонизация может оказаться только декларативной. Борьба с коррупцией — только на словах. Превратятся ли красноречивые спичи высших лиц государства в реальные действия, покажет время. А нам остается лишь констатировать, что на повестке дня Украины на ближайший год.
Туда-суда
Во главе угла реформаторских амбиций Президент Украины Петр Порошенко еще в прошлом году поставил судебную реформу. Поэтому очевидно, что Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» будет переписан по-новому. Только как? Даже в трудный для Украины час высшие чины находят время для разногласий. Пропрезидентские силы уверяют, что в вопросе грядущей судебной реформы найден компромисс с проправительственными силами (которые ранее разработали соответствующий законопроект). Вот 2015 год и рассудит, какой законопроект победит: президентский (и, как считают некоторые, компромиссный), правительственный или парламентский (да, по всей видимости, есть еще и третий вариант судебной реформы).
К слову, правительственный законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и другие законодательные акты относительно усовершенствования принципов организации и функционирования судебной власти в соответствии с европейскими стандартами» в конце прошлого года был направлен на экспертизу в Венецианскую комиссию. В январе этого года планируются окончательные консультации с международными экспертами и доработка законопроекта. Важно отметить, что законопроект с аналогичным названием был зарегистрирован в парламенте группой народных депутатов — юристов 17 декабря 2014 года.
Неполный комплект
Если мы заговорили о судоустройстве, то стоит продолжить о ключевых органах в судебной сфере, которые практически не работали в прошлом году. 2014 год закончился формированием минимального состава Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) новой каденции. В конце прошлого года омбудсмен назначила члена ВККС по своей квоте, однако судья Высшего административного суда Украины Татьяна Весельская в силу объективных причин (отпуск) к исполнению своих полномочий пока не приступила. Ожидается, что в этом году разрешится судебный спор относительно компетенции Минобразования по созыву, подготовке, организации проведения съезда представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений и правомерности избрания трех членов Высшего совета юстиции (ВСЮ) и двух членов ВККС.
Если ВККС хоть и с минимальным составом заработала, то о начале работы ВСЮ речь еще не идет. Судебные перипетии с членами ВСЮ по квоте адвокатов завершились еще в 2014-м, поэтому 13 февраля с.г. планируется продолжение работы съезда адвокатов Украины, главным вопросом повестки дня которого станет вопрос назначения членов ВСЮ.
Кстати, об адвокатах. Возможно, их профильное законодательство также будет обновлено — опосредованно путем внесения изменений в законодательство о судоустройстве и статусе судей.
Люстрационные плоды
Несмотря на всю неоднозначность Закона «Об очищении власти», люстрация в судах (как, впрочем, и в других органах) стартовала, однако ее плоды мы будем пожинать в этом году. Декабрь 2015 года — дедлайн проверок профессиональных судей согласно правительственному плану проведения проверок по люстрационному закону.
В этом году стоит ожидать и решения Конституционного Суда Украины о конституционности отдельных положений Закона «Об очищении власти». Соответствующий вопрос (вызвавший некогда серьезный общественный резонанс) был инициирован по многочисленным обращениям судейских коллективов Пленумом Верховного Суда Украины.
Ежовые рукавицы
10 января с.г. вступили в силу изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» (Закон) относительно определения особенностей корпоративного управления в банках. Законом определяется значение конфликта интересов (совет банка обязан сообщать Национальному банку Украины (НБУ) о конфликтах интересов, возникающих в банке). Усовершенствуется структура управления банка путем четкого распределения полномочий между органами управления банка. Повышаются требования к квалификации членов совета банка, а именно: не менее четверти совета банка должны составлять лица, имеющие полное высшее образование в сфере экономики или права.
Повышается законом и роль НБУ в деятельности банков. Так, теперь Нацбанк вправе требовать прекращения полномочий члена совета банка, если он ненадлежащим образом исполняет свои функции, а также внеочередного созыва заседания совета банка. НБУ имеет право требовать замены любого руководителя банка, если его профессиональная пригодность и деловая репутация не соответствуют требованиям Закона.
Борьба с коррупцией
С января 2015 года на Украине появится новый правоохранительный орган — Национальное антикоррупционное бюро Украины (Нацбюро). Нацбюро — государственный правоохранительный орган, на который возлагается предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие коррупционных правонарушений и предотвращение совершения новых. Задача Нацбюро — противодействие уголовным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами, уполномоченными на исполнение функций государства, или местного самоуправления, которые создают угрозу национальной безопасности.
Руководство деятельностью Нацбюро осуществляет его директор, назначаемый на должность при согласии Верховного Совета Украины и увольняемый с должности Президентом Украины. Парламент при наличии определенных оснований по предложению не менее одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховного Совета Украины может выразить недоверие директору Нацбюро, что повлечет его отставку.
Без надзора
25 апреля с.г. вступит в силу Закон Украины «О прокуратуре», принятый еще 14 октября 2014 года. Большинство подпунктов пункта 5 раздела XII, в том числе и изменения, касающиеся деятельности ВСЮ, были введены в действие еще в 2014-м. Закон направлен на усовершенствование законодательных принципов организации и деятельности прокуратуры Украины с целью имплементации европейских стандартов, лишения прокуратуры чрезмерных полномочий относительно осуществления надзора за соблюдением законов.
Также предусматривается расширение полномочий прокурорского самоуправления и усиление гарантий независимости прокуроров, введение в систему прокуратуры специализации прокуроров (часть 5 статьи 7 нового закона) и т.д. Кроме того, кардинально изменены подходы к процедуре привлечения прокурорско-следственных работников к дисциплинарной ответственности. Если ранее эти вопросы регулировались Дисциплинарным уставом прокуратуры, утвержденным еще в 1991 году, то в будущем (менее чем через полгода) будет введен новый дисциплинарный механизм, предусматривающий создание специального коллегиального органа — Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров (статья 44 закона).
«Внутренние» органы
Что касается правоохранительной сферы, стоит вспомнить и о грядущей реформе органов внутренних дел. Анонсировали ее еще в прошлом году, но каких-то конкретных законопроектных очертаний она так и не приобрела.
С 2015 года начинается работа по закреплению на законодательном уровне «дорожной карты» реформирования государственных органов внутренних дел. Также будут разработаны модель и законопроект о Службе национальной полиции как основного исполнителя функций превенции и охраны общественного порядка. Планируется разработка новых подходов к работе участковых инспекторов, объединение патрульной службы и ГАИ с целью создания мобильной патрульной службы. Также в планах разработка единой системы электронного документооборота с современными механизмами ее защиты, унифицированных баз данных. Что касается персонала, то будут внедрены новые стандарты физической и огневой подготовки. Обо всем этом и о многом другом говорится в Стратегии развития органов внутренних дел Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…