18 сентября 2015 года членами Комитета Верховного Совета Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства был зарегистрирован законопроект об особенностях осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности № 3153. Один из разработчиков указанного законопроекта — Министерство экономического развития и торговли Украины.
Авторы законопроекта предлагают установить временный мораторий на проведение проверок контролирующими органами сроком действия до 30 июня 2016 года. К тому же суть указанного выше моратория заключается в ограничении на шесть месяцев возможности проведения проверок 40 из 51 органов государственного надзора (контроля). Кроме того, в проекте указанного закона предусматривается создание некоего механизма общественного контроля — единой публичной базы разрешений на проведение проверок по обращению физических лиц.
Вместе с тем для отдельных сфер, которые не оказывают значительного влияния на малый и средний бизнес или нуждаются в постоянном государственном контроле, сделано исключение, и на эти сферы указанный мораторий не распространяется. Сюда отнесены контроль в сфере энергетики, в области защиты прав потребителей, защиты экономической конкуренции, валютный и банковский контроль и т.п.
В целом законопроект № 3153 от 18 сентября 2015 года направлен на защиту интересов предпринимателей. Но, к сожалению, ряд его положений, касающихся возможности реализации физическими лицами права на инициирование проведения проверки, требуют дополнительного регулирования на уровне подзаконного акта, который подлежит разработке и утверждению Министерством экономического развития и торговли Украины.
Необходимо учитывать тот факт, что в отношении предпринимателей всех сфер деятельности без каких-либо ограничений могут проводиться проверки в рамках уголовного производства. Ведь, исходя из анализа действующего уголовного процессуального законодательства, для заинтересованных лиц не составляет труда с помощью правоохранительных органов провести проверку субъектов хозяйствования в результате уведомления лица о подозрении.
Но в то же время тенденция к установлению моратория или иного ограничения на проведение проверок деятельности предпринимателей контролирующими органами власти не носит исключительно позитивный характер, поскольку может повлечь за собой недобросовестную конкуренцию и увеличение количества фактов нарушений прав потребителей.
ФИЛОНЕНКО Евгений — старший юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…