Группа народных депутатов Украины (Виктор Король, Владимир Соляр, Виктор Развадовский, Роман Мацола, Яков Безбах, Владислав Бухарев, Николай Паламарчук, Оксана Продан, Борис Тарасюк и Александр Дехтярчук) зарегистрировала в парламенте законопроект № 3130 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» (относительно уточнения порядка привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения).
14 июля с.г. парламент принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» № 596-VIII. Законом вводится новый порядок привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности.
Авторы законопроекта № 3130 обращают внимание на то, что значительное количество автомобильных дорог (в том числе и дороги международного, междугороднего сообщения) и улиц в населенных пунктах Украины находятся в критическом состоянии и не соответствуют государственным стандартам. Передвижение по таким дорогам часто вынуждает водителей транспортных средств отступать от правил дорожного движения, объезжая по встречной полосе выбоины и ямы, пересекая в населенных пунктах двойную осевую линию из-за невозможности объехать транспортные средства, припаркованные в запрещенных местах. Таким образом, в случае обустройства на таких автомобильных дорогах, улицах населенных пунктов специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, водители транспортных средств будут привлекаться к административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которые они совершили вынужденно, по причине несоответствия состояния автомобильных дорог (улиц) требованиям государственных стандартов.
Поэтому народные депутаты предлагают внести изменения в статьи 141, 2793, 280, 283 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которыми предлагается установить, что владелец (водитель) транспортного средства может быть привлечен к административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, только на автомобильной дороге, улице или на железнодорожном переезде, которые соответствуют государственным стандартам Украины.
Законопроектом предлагается установить, что орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, кроме прочего, соответствует ли автомобильная дорога, улица или железнодорожный переезд, где зафиксировано в автоматическом режиме административное правонарушение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, государственному стандарту Украины. Будет ли это запрос в Укравтодор или выезд на место фиксации нарушения ПДД — об этом в законопроекте речь не идет.
Адвокат адвокатского объединения «Солодко и Партнеры» Сергей Кишенько отмечает, что специальные технические средства, которые работают в автоматическом режиме, в основном направлены на выявление нарушений скоростного режима. Теоретически можно установить камеры и с целью фиксации других видов нарушений, однако стоит учитывать, что именно будет зафиксировано на видео или фото с нарушением: номер автомобиля или участок дороги, не соответствующий стандартам Украины? Чтобы доказать, что нарушение правил дорожного движения было вынужденным — крайней необходимостью, принятой во избежание более тяжелых последствий (повреждение автомобиля), необходимо прямо на месте документально зафиксировать ненадлежащее состояние дороги. Сергей Кишенько напоминает, что раньше в составе Государственной автомобильной инспекции были сотрудники, в обязанность которых входил контроль надлежащего состояния дорог, ответственными же за состояние дорог остаются структурные подразделения Укравтодора. Но насколько охотно они будут признавать ненадлежащее состояние дороги — отдельный вопрос.
В целом адвокат Сергей Кишенько положительно относится к перспективам появления еще одной возможности защиты прав собственника (водителя) автомобиля. Однако, как отмечает адвокат, будут ли такие изменения эффективными, покажет только практика.
По кочкам, по кочкам
Если вести речь о стандартах украинских дорог, то количество ям, выбоин и других «сюрпризов» на дорогах разных групп урегулировано еще в 1997 году Госстандартом Украины «Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию» ДСТУ 3587-97. Стандарт распространяется на автомобильные дороги, улицы и дороги городов и населенных пунктов, железнодорожные переезды. Согласно этому документу, дороги и улицы населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам подразделяются на:
— магистральные дороги непрерывного и регулируемого движения — группа А;
— магистральные улицы общегородского значения непрерывного и регулируемого движения, районного значения (транспортно-пешеходные) — группа Б;
— улицы и дороги местного значения (жилые, промышленно-складские, проезды) — группа В.
Также ДСТУ 3587-97 определяет предельную глубину отдельных просадок, выбоин — она не должна превышать 4 см для дорог I–III категорий и групп А, Б улиц и дорог населенных пунктов, 6 см — для остальных категорий и групп.
Предельная высота наплывов не должна превышать 2 см для дорог I–III категорий и групп А, Б и В улиц и дорог населенных пунктов, 4 см — для остальных категорий и групп.
Гражданский процесс
Стоит вспомнить, что плохие дороги уже являются поводом для судебных разбирательств, а именно — о возмещении причиненного ненадлежащим состоянием дороги ущерба (статья «Дорожная метка» И. Гончар в № 51-52 (887-888) «ЮП» от 23 декабря 2014 года). Верховный Суд Украины (ВСУ) в постановлении от 3 декабря 2014 года сформировал правовой вывод, рассмотрев дело № 6-183цс14 по иску гр-на В. к Черниговскому городскому совету.
Верховный Суд Украины обратил внимание на правильное применение положений норм статьи 1166 ГК Украины.
Частями 1, 2 указанной статьи предусмотрено, что имущественный вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездействием личным имущественным правам физического или юридического лица, а также вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, его причинившим.
Лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Анализ данных норм дает основания для вывода, что закон не возлагает на истца бремя доказывания вины ответчика в причинении вреда, истец должен только доказать факт причинения такого вреда ответчиком и его размер.
Категория и группа улиц и дорог(категория/группа) | Повреждение (наличие ям) на 100 000 м2 покрытия, м2, не более | Срок ликвидации повреждений, сутки, не более |
---|---|---|
I/A | 0,3 (1,5) | 1 (5) |
II/Б | 0,5 (3,0) | 1 (5) |
III/В | 1,0 (5,0) | 3 (7) |
IV-V/проезды | 3,0 (7,0) | 5 (10) |
Примечание 1. В скобках приведены значения повреждений и сроки их ликвидации для весеннего и осеннего периодов
Примечание 2. Требования к эксплуатационному состоянию проезжей части улиц и дорог распространяются на съезды с них в границах радиусов закруглений
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…