Из года в год на практических круглых столах, конференциях и форумах, посвященных налоговому праву и налоговым спорам с представителями фискальных органов, обязательно всплывает вопрос об их некомпетентности и злоупотреблении правом. Более того, не раз высказывалось мнение, что в отношении должностных лиц налоговых органов необходимо неоднократно выносить частные определения (если дело рассматривается в судебном порядке), при этом некоторые представители адвокатуры убеждены, что таких лиц следует привлекать к уголовной ответственности. Но законодатель пока решил остановиться на привлечении должностных лиц органов Государственной фискальной службы (ГФС) Украины за нарушение требований действующего налогового законодательства к административной ответственности в виде наложения штрафов. Речь идет о законопроекте № 3103, которым предлагается внести соответствующие изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), дополнив его двумя новыми нормами.
Судьи и практикующие юристы положительно относятся к такой инициативе.
«Предложенные законопроектом положения о введении административной ответственности сотрудников фискальных органов оправданны. Такие изменения будут способствовать выравниванию статуса участников налоговых правоотношений с учетом уже предусмотренной нормами КУоАП ответственности плательщиков налогов за неисполнение требований должностных лиц налоговых органов», — отмечает председатель Административного суда г. Киева Павел Вовк.
По его мнению, с введением таких норм фискальные органы будут лишены своего привилегированного (по сравнению с другими контролирующими органами) положения, когда они не несут ответственности за нарушение порядка осуществления государственного контроля, ведь в силу положений статьи 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» на налоговые органы действие этого закона не распространяется.
В свою очередь Евгений Петренко, адвокат, руководитель судебной практики Международного правового центра EUCON подчеркнул, что данный законопроект — положительный шаг к стимулированию добросовестного поведения должностных лиц органов ГФС во время осуществления ими функций контроля.
В своем комментарии Наталия Ефанова, старший юрист ЮК Prove Group, отмечает, что целесообразность принятия закона, который закрепит нормы, позволяющие установить ответственность должностных лиц органов ГФС, обусловлена прежде всего связанной с этим потенциальной возможностью реализации инструмента соблюдения баланса частных и публичных интересов.
«Вместе с тем задачей данного закона также является установление превентивной ответственности должностных лиц: частной, направленной на применение индивидуальной ответственности, и общей, направленной на предупреждение совершения аналогичных нарушений как самим нарушителем, так и другими работниками ГФС», — говорит г-жа Ефанова.
КУоАП предлагается дополнить двумя статьями, которыми вводится административная ответственность за нарушение порядка осуществления государственного контроля и нарушение порядка истребования информации органами фискальной службы.
Под нарушениями установленного порядка государственного надзора (контроля) авторы законопроекта понимают нарушение сроков, периодичности осуществления плановых мероприятий контроля, проведение мероприятий при отсутствии оснований, установленных законом, а также без своевременного письменного уведомления или с нарушением сроков уведомления. Такие нарушения влекут за собой наложение штрафа в размере от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Нарушение должностными и/или служебными лицами органов Государственной фискальной службы в процессе истребования информации, пояснений и/или копий документов требований статей 17, 21, 73 Налогового кодекса Украины влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
И хотя сама идея неплохая, законопроект требует существенной доработки.
Так, Евгений Петренко отмечает, что законопроект необходимо дорабатывать в части субъекта правонарушения, объекта, а также дополнить новыми составами правонарушений в сфере не только налогового, но и таможенного контроля.
«Давайте не будем забывать о печально известной статье 1631 КУоАП о нарушении порядка ведения налогового учета, определение которого и на данное время отсутствует. В Налоговом кодексе Украины также нет ни определения срока, ни финансовой ответственности за нарушения ведения налогового учета. Таким образом, по сути это мертвая статья, которая предусматривает санкцию без определения действия. Ведь субъекта правонарушения нельзя привлекать к ответственности за какое-либо нарушение налогового законодательства, хотя сборщики налогов именно так и считают, а нам как налоговым советникам, адвокатам приходится отстаивать свою позицию, а иногда и убеждать судей в неправомерности составления протоколов органами ГФС», — рассказывает юрист.
Административное право — императивная область, и именно это является определяющим фактором, таким образом, никакой неурегулированности процесса, неопределенности сроков быть не может.
Как считает г-н Петренко, законопроект не определяет момент, когда будет применяться указанная норма при возникновении спора между налогоплательщиком и органом ГФС. На практике законное судебное решение в таком споре выносится судом минимум через полгода, что на руку должностным лицам, привлечение к административной ответственности которых станет невозможным на основании статьи 38 Кодекса.
Кроме того, г-н Петренко отмечает, что законопроектом не определены четко субъекты, которых можно привлечь к ответственности: лица, подписавшие акт, заместители или руководитель органа ГФС.
В свою очередь Павел Вовк дополняет, что не предложен механизм привлечения к ответственности сотрудников фискальных органов, а именно: не определены органы, уполномоченные решать вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности. Кроме того, законопроектом не устанавливается ответственность за принятие должностными лицами фискальных органов решений, противоправность которых установлена в порядке административного или судебного обжалования. А поскольку в административных судах чаще всего оспариваются именно эти решения, только после введения ответственности за их принятие возможно ожидать уменьшения нагрузки на суды.
«В документе предлагается установить административную ответственность должностных лиц налоговой службы только за очень узкий круг нарушений, а предусмотренные размеры штрафов несоизмеримы с ущербом, наносимым бизнесу неправомерными действиями контролирующего органа», — подчеркивает Наталия Ефанова.
Ко всему прочему в законопроекте не отражены наиболее массовые нарушения со стороны фискальной службы, вызывающие правомерные нарекания бизнеса, утверждает юрист Prove Group. Например, игнорирование требований статьи 43 НК Украины о возврате в течение 20 дней излишне уплаченных сумм, неначисление на сумму задолженности бюджета по возмещению суммы налога на добавленную стоимость пени на уровне 120 % учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент возникновения пени (пункт 200.23 Кодекса), выборочное непринятие отчетности с отрицательным значением, безосновательное принятие отчетности к сведению и неуведомление об этом плательщика и пр.
«Следовательно, для решения проблем в администрировании налогов и сборов нужна системная радикальная реформа, а не точечные изменения, которые работать не будут», — подытожила г-жа Ефанова.
Евгений Петренко считает, что данный законопроект, с юридической точки зрения, является несовершенным и скорее несет политическую составляющую, чем качественный правовой механизм защиты налогоплательщиков от своевольных дискреционных полномочий сборщиков налогов.
Таким образом, законопроект требует существенной доработки во многих аспектах, но финансовая ответственность должностных и служебных лиц фискальных органов должна быть введена в обязательном порядке.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…