Приличная ответственность — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (928) » Приличная ответственность

Приличная ответственность

Из года в год на практических круглых столах, конференциях и форумах, посвященных налоговому праву и налоговым спорам с представителями фискальных органов, обязательно всплывает вопрос об их некомпетентности и злоупотреблении правом. Более того, не раз высказывалось мнение, что в отношении должностных лиц налоговых органов необходимо неоднократно выносить частные определения (если дело рассматривается в судебном порядке), при этом некоторые представители адвокатуры убеждены, что таких лиц следует привлекать к уголовной ответственности. Но законодатель пока решил остановиться на привлечении должностных лиц органов Государственной фискальной службы (ГФС) Украины за нарушение требований действующего налогового законодательства к административной ответственности в виде наложения штрафов. Речь идет о законопроекте № 3103, которым предлагается внести соответствующие изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), дополнив его двумя новыми нормами.

Судьи и практикующие юристы положительно относятся к такой инициативе.

«Предложенные законопроектом положения о введении административной ответственности сотрудников фискальных органов оправданны. Такие изменения будут способствовать выравниванию статуса участников налоговых правоотношений с учетом уже предусмотренной нормами КУоАП ответственности плательщиков налогов за неисполнение требований должностных лиц налоговых органов», — отмечает председатель Административного суда г. Киева Павел Вовк.

По его мнению, с введением таких норм фискальные органы будут лишены своего привилегированного (по сравнению с другими контролирующими органами) положения, когда они не несут ответственности за нарушение порядка осуществления государственного контроля, ведь в силу положений статьи 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» на налоговые органы действие этого закона не распространяется.

В свою очередь Евгений Петренко, адвокат, руководитель судебной практики Международного правового центра EUCON подчеркнул, что данный законопроект — положительный шаг к стимулированию добросовестного поведения должностных лиц органов ГФС во время осуществления ими функций контроля.

В своем комментарии Наталия Ефанова, старший юрист ЮК Prove Group, отмечает, что целесообразность принятия закона, который закрепит нормы, позволяющие установить ответственность должностных лиц органов ГФС, обусловлена прежде всего связанной с этим потенциальной возможностью реализации инструмента соблюдения баланса частных и публичных интересов.

«Вместе с тем задачей данного закона также является установление превентивной ответственности должностных лиц: частной, направленной на применение индивидуальной ответственности, и общей, направленной на предупреждение совершения аналогичных нарушений как самим нарушителем, так и другими работниками ГФС», — говорит г-жа Ефанова.

КУоАП предлагается дополнить двумя статьями, которыми вводится административная ответственность за нарушение порядка осуществления государственного контроля и нарушение порядка истребования информации органами фискальной службы.

Под нарушениями установленного порядка государственного надзора (контроля) авторы законопроекта понимают нарушение сроков, периодичности осуществления плановых мероприятий контроля, проведение мероприятий при отсутствии оснований, установленных законом, а также без своевременного письменного уведомления или с нарушением сроков уведомления. Такие нарушения влекут за собой наложение штрафа в размере от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение должностными и/или служебными лицами органов Государственной фискальной службы в процессе истребования информации, пояснений и/или копий документов требований статей 17, 21, 73 Налогового кодекса Украины влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

И хотя сама идея неплохая, законопроект требует существенной доработки.

Так, Евгений Петренко отмечает, что законопроект необходимо дорабатывать в части субъекта правонарушения, объекта, а также дополнить новыми составами правонарушений в сфере не только налогового, но и таможенного контроля.

«Давайте не будем забывать о печально известной статье 1631 КУоАП о нарушении порядка ведения налогового учета, определение которого и на данное время отсутствует. В Налоговом кодексе Украины также нет ни определения срока, ни финансовой ответственности за нарушения ведения налогового учета. Таким образом, по сути это мертвая статья, которая предусматривает санкцию без определения действия. Ведь субъекта правонарушения нельзя привлекать к ответственности за какое-либо нарушение налогового законодательства, хотя сборщики налогов именно так и считают, а нам как налоговым советникам, адвокатам приходится отстаивать свою позицию, а иногда и убеждать судей в неправомерности составления протоколов органами ГФС», — рассказывает юрист.

Административное право — императивная область, и именно это является определяющим фактором, таким образом, никакой неурегулированности процесса, неопределенности сроков быть не может.

Как считает г-н Петренко, законопроект не определяет момент, когда будет применяться указанная норма при возникновении спора между налогоплательщиком и органом ГФС. На практике законное судебное решение в таком споре выносится судом минимум через полгода, что на руку должностным лицам, привлечение к административной ответственности которых станет невозможным на основании статьи 38 Кодекса.

Кроме того, г-н Петренко отмечает, что законопроектом не определены четко субъекты, которых можно привлечь к ответственности: лица, подписавшие акт, заместители или руководитель органа ГФС.

В свою очередь Павел Вовк дополняет, что не предложен механизм привлечения к ответственности сотрудников фискальных органов, а именно: не определены органы, уполномоченные решать вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности. Кроме того, законопроектом не устанавливается ответственность за принятие должностными лицами фискальных органов решений, противоправность которых установлена в порядке административного или судебного обжалования. А поскольку в административных судах чаще всего оспариваются именно эти решения, только после введения ответственности за их принятие возможно ожидать уменьшения нагрузки на суды.

«В документе предлагается установить административную ответственность должностных лиц налоговой службы только за очень узкий круг нарушений, а предусмотренные размеры штрафов несоизмеримы с ущербом, наносимым бизнесу неправомерными действиями контролирующего органа», — подчеркивает Наталия Ефанова.

Ко всему прочему в законопроекте не отражены наиболее массовые нарушения со стороны фискальной службы, вызывающие правомерные нарекания бизнеса, утверждает юрист Prove Group. Например, игнорирование требований статьи 43 НК Украины о возврате в течение 20 дней излишне уплаченных сумм, неначисление на сумму задолженности бюджета по возмещению суммы налога на добавленную стоимость пени на уровне 120 % учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент возникновения пени (пункт 200.23 Кодекса), выборочное непринятие отчетности с отрицательным значением, безосновательное принятие отчетности к сведению и неуведомление об этом плательщика и пр.

«Следовательно, для решения проблем в администрировании налогов и сборов нужна системная радикальная реформа, а не точечные изменения, которые работать не будут», — подытожила г-жа Ефанова.

Евгений Петренко считает, что данный законопроект, с юридической точки зрения, является несовершенным и скорее несет политическую составляющую, чем качественный правовой механизм защиты налогоплательщиков от своевольных дискреционных полномочий сборщиков налогов.

Таким образом, законопроект требует существенной доработки во многих аспектах, но финансовая ответственность должностных и служебных лиц фискальных органов должна быть введена в обязательном порядке.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

В рамках различия

VOX POPULI

Судебная практика

Сборный опрос

Акцент

Увольнительный уклон

Государство и юристы

Параллельные кривые

Ямка с повинной

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ изменил Положение об определении связанных с банком лиц

Для оптимизации законодательного процесса предлагается изменить Регламент

Максимальный срок ареста могут увеличить

Государство и юристы

Приличная ответственность

Справедливости ради

Плохая подследственность

Документы и аналитика

Новый-старый владелец

Выходное пособие

Начальная цена имущества

Умеренные иски

Книжная полка

Выйти на связь

Неделя права

Новости из-за рубежа

Доходы китайских юрфирм растут

Технические неполадки не освобождают от ответственности

Неделя права

Остановка вопроса

Судебные запросы

Оружейный спрос

Гибридный повод

Новости из зала суда

Судебная практика

Дело о нарушении телеканалом прав ОКУ направлено в суд первой инстанции

Польская и ливанская компании судятся на Украине за торговую марку

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites открыла офис в Китае

ЮФ «Астерс» выступила экспертом форума для свободы и роста

Baker & Mckenzie называется самым сильным юридическим брендом в мире шестой год подряд

Адвокаты «Василь Кисиль и Партнеры» защитили интересы Hongyang Metal Industry в земельных спорах

ЮФ Aequo поддерживает конкурс МУХi 2015

Отрасли практики

Судебный труд

День традициям

Трактование законно

Наемные средства

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Run Legal, Run!

Самое важное

Неприбыльные организации

Реакция изменений

Административная защита

Брендовое качество

Судебная практика

Предварительное несогласие

Новый временный

Судебная практика

Судебные решения

На кого возлагается ответственность за вред, причиненный неисправным источником повышенной опасности

Тема номера

Введение протокола

Логистические лишения

Судебное разбирательство

Інші новини

PRAVO.UA