Металлические ступеньки в полутьме, ведущие на второй этаж к столу регистрации, зал, освещенный неоновыми лампами, и прожекторы, направленные на сцену, вводят посетителей клуба Atlas в легкое замешательство. Только барная стойка с безалкогольными напитками, кресла посередине танцпола и утреннее время говорят о том, что посетители пришли отнюдь не на рок-концерт, а на I Всеукраинский бизнес-форум, посвященный поддержке имиджа компаний и защите прав интеллектуальной собственности Protect Your Brand. Хотя, если бы участники мероприятия встали и запели, никто бы не удивился.
«Долой клише!» — говорят организаторы и приглашают на мероприятие не только юристов и представителей госорганов, но и представителей шоу-бизнеса. Не хватает только «пиратов», хотя, по утверждению звезд шоу-бизнеса, с «террористами не договариваются». Впрочем, как оказалось, «пират» — понятие весьма относительное, ибо сами звезды не брезгуют скачать песню с пиратского сайта бесплатно. Но обо всем по порядку.
Организатором бизнес-форума выступило ГП «Интелзащита» при поддержке Государственной службы интеллектуальной собственности (ГСИС) Украины. Пожалуй, одну концертную традицию организаторы все же позаимствовали — мероприятие началось почти с часовой задержкой. Председатель ГСИС Украины Алла Жаринова, приветствуя присутствующих, назвала этот момент «первый блин комом» и отметила, что в дальнейшем планируется увеличение количества мероприятий такого формата с целью популяризации защиты прав интеллектуальной собственности. «ГСИС Украины ощущает свою ответственность перед творцами, авторами, изобретателями. Мы понимаем, что бизнес в стране должен работать, и со своей стороны хотим создать условия для того, чтобы субъекты права интеллектуальной собственности получали достойное вознаграждение», — призналась г-жа Жаринова.
Первая часть мероприятия была посвящена праву интеллектуальной собственности как эффективному инструменту правовой охраны. «Кризис несет в себе определенные угрозы и предоставляет некоторые возможности — мы начинаем по-другому оценивать ресурсы», — считает старший юрист ЮФ Aequo Андрей Николаенко. Он проанализировал понятие интеллектуальной собственности с точки зрения базовых финансовых понятий: актива и пассива. Экономический эффект актива — увеличение прибыли. На возможное получение прибыли указывают законная монополия, гарантия эксклюзивности и использования торговой марки (к примеру) на рынке данных товаров и услуг, охрана товаров и услуг от незаконной имитации (контрафакт, фальсификат) и размывания бренда, выделение компании и ее продукции среди конкурентов.
По словам г-на Николаенко, непокрытые затраты и убытки составляют пассив: неиспользование/некоммерциализация зарегистрированного объекта интеллектуальной собственности, затраты на создание (исследование, разработку, услуги дизайнера, регистрацию доменных имен, хостинг), затраты на регистрацию и поддержание в силе/продление охранных документов, расходы на продвижение и участие в судебных разбирательствах. Докладчик советует избавляться от пассивов и ориентироваться на актив. Он рекомендует управлять нематериальными активами путем их включения в перечень главных составляющих маркетинговой политики фирмы и более агрессивно защищать права интеллектуальной собственности.
Какие объекты интеллектуальной собственности целесообразно охранять, исходя из специфики бизнеса? Таким вопросом задалась управляющий партнер ППФ Prima Veritas Наталия Владимирова. В качестве примера она назвала мобильное приложение Angry Birds. В первую очередь нужно зарегистрировать объект как торговую марку, получить международную регистрацию торговой марки. Также стоит зарегистрировать авторское право на компьютерную программу и отдельно получить правовую охрану на героев (хотя бы самых известных). Акцентируя внимание на важности охраны своего бренда, докладчик привела пример: Coca-Cola — самая дорогая торговая марка в мире, ее стоимость равна 80 % всего капитала компании.
Вопросы защиты прав интеллектуальной собственности при выходе украинских компаний на зарубежные рынки проанализировала в своем выступлении управляющий партнер компании IPStyle Мария Ортинская. В частности, при выходе на зарубежный рынок г-жа Ортинская советует проконсультироваться с лингвистами или даже с местными жителями по поводу значения вашей торговой марки. Также особое внимание стоит уделить перечню товаров и услуг. «Часто клиенты, занимающиеся, к примеру, программным обеспечением, говорят о регистрации торговой марки на весь 9 класс МКТУ. Это и антенны, и барометры, и флешки, и даже средства для тушения огня». Зачем компании по программному обеспечению распространять правовую охрану на средства для тушения огня?» — удивляется г-жа Ортинская.
Почему важно защищать бизнес от уголовных преследований за нарушение прав интеллектуальной собственности, рассказал управляющий партнер ЮК «Чернобай и Партнеры» Олег Чернобай. «Основная причина ошибок, допускаемых предприятиями, связана с непониманием того, что интеллектуальная собственность является нематериальным активом. Подход к интеллектуальной собственности как к микрофону, стулу, столу не служит адекватной защите — нужно понимать, что объект интеллектуальной собственности может одновременно использоваться многими лицами», — подчеркнул г-н Чернобай. Он напомнил, что привлечение к уголовной ответственности возможно при наличии в действиях лица состава преступления. Среди способов защиты докладчик выделил следующие: ненарушение чужих прав, создание и использование собственных объектов, проверка объектов на патентную чистоту, надлежащее ведение документации.
«Просто» о непростых реалиях авторского права и смежных прав на Украине говорили участники второй части бизнес-форума. По словам директора «УМИГ Мьюзик» Марьяны Ворониной, неполучение тех денежных средств, на которые могут рассчитывать авторы и исполнители, — самая главная проблема рынка. Еще одной проблемой она назвала наличие пиратских ресурсов: «Зачем покупать легальную музыку в Itunes за 99 центов, если можно скачать на файлообменнике». В свою очередь продюсеры говорят, что «публичка» не работает вообще, поэтому необходимо внедрять электронную систему документооборота, что позволит ускорить систему сбора и распределения роялти, установить контроль в регионах за публичным исполнением произведений в кафе, барах, ресторанах.
«Государство должно издать качественный нормативный акт, устанавливающий правила игры — на этом вмешательство государства в сферу сбора распределения роялти должно заканчиваться», — считает Марьяна Воронина. Продюсер Вадим Лисица уточнил, что система сбора и распределения роялти непрозрачна и непонятна, поэтому нужно изменить законодательство, предусмотрев, чтобы исключительно «авторы (или правообладатели, уполномоченные авторами) могли управлять соответствующими организациями коллективного управления».
Фронтмен группы BAHROMA Роман Бахарев назвал ситуацию замкнутым кругом: «С целью популяризации мы бесплатно выкладываем свой альбом в Интернет, но роялти не получаем. Также альбом продается на цифровых платформах, но отчисления настолько смешные, что даже не хочется озвучивать», — отметил г-н Бахарев, признавшись, что не знает, как поломать систему. При этом он сказал, что из 20 его друзей только один может купить музыку в Itunes.
«Украинские музыканты очень талантливы, но они работают практически на голом энтузиазме, — подчеркнул солист группы C.К.А.Й Олег Собчук. — Но даже если мы ничего не будем на этом зарабатывать, все равно продолжим создавать музыку. Хочется, чтобы к нам пришли европейские стандарты защиты прав интеллектуальной собственности. Хочется, чтобы украинский музыкант зарабатывал не только концертные гонорары, но и получал ежеквартальные выплаты за продукт, им созданный». Г-н Собчук убежден, что такой подход должен закрепиться на психологическом уровне и все зависит от государства, которое должно вести соответствующую социальную политику.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…