Трактование законно — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (928) » Трактование законно

Трактование законно

В каждом конкретном случае правоприменитель субъективно толкует понятие сравнительной рекламы

Давно известно, что реклама — сильный инструмент в процессе конкурентной борьбы на рынке. Но иногда его используют недобросовестно. Одним из проявлений такого использования является неправомерная сравнительная реклама.

В данной статье мы проанализируем, как регулируются отношения, связанные со сравнительной рекламой в украинском законодательстве, рассмотрим вопросы защиты прав бизнеса, нарушенных в результате ее применения.

Реклама в законе

Основным законодательным актом в сфере рекламной деятельности является Закон Украины «О рекламе» (Закон о рекламе). В статье 1 данного закона определено, что реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в какой-либо форме и каким-либо способом, предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товаров. Согласно статье 11 Закона о рекламе, отношения, связанные со сравнительной рекламой, регулируются законодательством Украины о защите от недобросовестной конкуренции. Главным в этом случае является Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». В статье 7 этого нормативно-правового акта дается следующее определение сравнительной рекламы — это реклама, в которой содержатся сравнения с иными лицами либо их товарами, работами, услугами или же деятельностью этих лиц. А также указывается, что не является неправомерным сравнение в рекламе, если приведенные в ней сведения о товарах, работах, услугах подтверждены фактическими данными и достоверны, объективны и полезны для информирования потребителей. Аналогичные положения содержит статья 33 Хозяйственного кодекса Украины.

Никаких других определений сравнительной рекламы или прямых положений, касающихся ее регулирования, в украинском законодательстве нет. Казалось бы, и так все понятно, и существующих положений вполне достаточно. Но здесь важно учитывать разнообразность сравнительной рекламы, ведь сравнение в рекламе может носить разный характер, а именно: позитивное сравнение с продуктом конкурента с утверждением о том, что собственный продукт является таким же хорошим; критическое сравнение с указанием на превосходство своего продукта перед чужим.

Также сравнение может быть:

— персональным (когда сравниваются конкретные продукты или их характеристики);

— с неопределенным количеством продуктов или сегментом продукции неопределенного количества производителей (например, в рекламе указывается, что продукт является лучшим на рынке и превосходит конкурентов).

Таким образом, в каждом конкретном случае наблюдается субъективное толкование этого понятия правоприменителем. Причиной тому служит отсутствие в законодательстве четкого определения неправомерного сравнения в рекламе и критериев разграничения видов сравнительной рекламы.

Поскольку Украина стремится в европейское сообщество, следует обращать внимание на опыт ЕС. Так, в пунктах 7 и 8 Директивы Европейского парламента и Совета ЕС № 2006/114/ЕС установлено, что желательно применение широкой концепции сравнительной рекламы, охватывающей все ее виды, а также должны быть установлены минимальные и объективные критерии признания рекламы неправомерной.

Такой подход регулирования сравнительной рекламы позволит установить четкие правила игры и избежать разногласий. А пока что у нас есть поле для довольно-таки широкой трактовки понятия «сравнительная реклама».

Процедура защиты

Мы проанализировали законодательное определение сравнительной рекламы и проблемы такого определения и теперь перейдем к рассмотрению процедуры защиты лиц, чьи права были нарушены сравнительной рекламой.

Поскольку такая реклама регулируется законодательством о защите от недобросовестной конкуренции, решение о неправомерности сравнения в рекламе и ответственности рекламодателя принимает Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).

Порядок рассмотрения заявлений в АМКУ устанавливается Правилами рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (Правила), в том числе о защите от недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 18 Правил, заявление нужно подать в письменной форме и указать все обязательные реквизиты, перечисленные в данном пункте (в противном случае заявление может быть оставлено без рассмотрения). Также к заявлению следует приобщить доказательства наличия правонарушения. Это могут быть, к примеру, экспертные заключения, пояснения сторон и третьих лиц. Следует отметить, что юридическая защита строится в зависимости от того, какой из видов сравнения был применен в рекламе, имеются ли у рекламодателя доказательства сведений, приведенных в ней.

Если заявитель и недобросовестный конкурент находятся в одном регионе, то, как предусматривает пункт 5 Правил, заявление следует подавать в территориальное отделение АМКУ по месту совершения правонарушения или наступления последствий правонарушения либо по месту нахождения конкурента. Тогда дело будет рассматривать административная коллегия территориального отделения АМКУ. Если заявитель и ответчик находятся в разных регионах страны, дело подведомственно государственному уполномоченному АМКУ, и заявление нужно подавать непосредственно в АМКУ. Следует правильно определить подведомственность дела, поскольку если заявление подано с нарушением указанных правил, оно может быть  возвращено (пункт 17 Правил). 

Не стоит забывать о сроках. Статья 28 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» устанавливает, что заявление о нарушении прав нужно подать в течение шести месяцев с момента, когда заявителю стало известно о нарушении прав. Здесь важно уточнить, что срок продолжительностью шесть месяцев исчисляется также и с момента, когда заявителю должно было стать известно о правонарушении. Пропуск этого срока будет служить основанием для отказа в принятии заявления, правда, есть шанс, что АМКУ признает уважительными причины пропуска. Вместе с тем в статье 281 данного закона предусмотрен срок давности привлечения к ответственности за недобросовестную конкуренцию — три года со дня совершения правонарушения, то есть если против заявителя была применена неправомерная сравнительная реклама более трех лет назад, а ему стало известно об этом только сейчас, нет смысла обращаться с заявлением в АМКУ.

В пункте 19 Правил установлено, что заявление о нарушении должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней. В отдельных случаях, если возникает необходимость в получении дополнительной информации, которую заявитель не может предоставить, срок может быть продлен на  60 календарных дней, о чем заявителя должны письменно уведомить.

По итогам рассмотрения заявления орган АМКУ может принять следующие решения:

— о признании факта недобросовестной конкуренции;

— о прекращении недобросовестной конкуренции;

— об официальном опровержении неправдивых сведений за счет нарушителя;

— о наложении штрафов;

— о закрытии производства по делу.

Еще не конец

Решение, принятое органами АМКУ, может быть обжаловано в хозяйственном суде заявителем, ответчиком или третьим лицом. Такое право предусмотрено в статье 60 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Срок обжалования — два месяца с момента получения решения органа АМКУ.

Данная статья закона также устанавливает правила территориальной подсудности этих дел хозяйственным судам. Так, решения АМКУ, административной коллегии АМКУ и государственного уполномоченного АМКУ обжалуются в Хозяйственном суде г. Киева, а решения административной коллегии территориального отделения АМКУ — в хозяйственных судах областей и г. Киева.

Также можно обратиться в хозяйственный суд с иском о возмещении ущерба, нанесенного недобросовестными действиями конкурента (статья 55 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»). Основанием для подачи иска является решение АМКУ, которое в данном случае имеет преюдициальное значение.

В качестве вывода

Несмотря на то что в законе детально урегулирована процедура обращения в АМКУ, защита от неправомерной сравнительной рекламы становится трудоемким и сложным процессом. Обусловлено это возможностью субъективной и двоякой трактовки положений о сравнительной рекламе вследствие недостаточно четкого ее определения в законе.

 

ГРИНЬКЕВИЧ Михаил — юрист ЮФ ILF, г. Киев


Мнение

В интересах потребителя

 

Виктория  МЕЛЬНИЧЕНКО, к.ю.н., руководитель юридического отдела AVON Украина и Грузия

Согласно отчету АМКУ за 2014 год, нарушение по статье 7 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» в структуре нарушений в виде недобросовестной конкуренции входило в «другие виды нарушений» и составляло всего 1 % от общего количества. Таким образом, субъекты хозяйствования априори стараются избегать сравнительной рекламы, зная о четко выраженной диспозиции правонарушения и последующих санкциях.

С одной стороны, сравнение с конкурентом, например формулировка «Наше мыло такое же качественное, как мыло Х», если проведены надлежащие исследования, идет на пользу потребителю. Но с другой — это нарушает принцип конкурентной справедливости, когда успешный раскрученный бренд сравнивается с малоизвестной маркой. При этом у потребителя возникает стойкая ассоциация с более известным брендом, а возможно, и более дорогим, и он начинает покупать продукцию менее известного производителя.

В практике нашего юридического отдела был такой случай. Планировалось рекламирование нового продукта, а AVON как международная компания часто использует наработки глобального офиса, поэтому сториборд был одинаков для всех рынков. Однако, оценив все риски с учетом действующего законодательства Украины, юридический отдел рекомендовал отказаться от предложенной концепции, так как в ней содержалась сравнительная реклама. Хотя юристы офисов стран, где разрешена такая реклама (Венгрии, Испании и т.д.), взяли концепцию в работу. Коллеги аргументировали это тем, что сравнение делается в интересах потребителя и базируется на правдивом и достоверном исследовании, а конкурент никоим образом не дискредитируется.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

В рамках различия

VOX POPULI

Судебная практика

Сборный опрос

Акцент

Увольнительный уклон

Государство и юристы

Параллельные кривые

Ямка с повинной

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ изменил Положение об определении связанных с банком лиц

Для оптимизации законодательного процесса предлагается изменить Регламент

Максимальный срок ареста могут увеличить

Государство и юристы

Приличная ответственность

Справедливости ради

Плохая подследственность

Документы и аналитика

Новый-старый владелец

Выходное пособие

Начальная цена имущества

Умеренные иски

Книжная полка

Выйти на связь

Неделя права

Новости из-за рубежа

Доходы китайских юрфирм растут

Технические неполадки не освобождают от ответственности

Неделя права

Остановка вопроса

Судебные запросы

Оружейный спрос

Гибридный повод

Новости из зала суда

Судебная практика

Дело о нарушении телеканалом прав ОКУ направлено в суд первой инстанции

Польская и ливанская компании судятся на Украине за торговую марку

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites открыла офис в Китае

ЮФ «Астерс» выступила экспертом форума для свободы и роста

Baker & Mckenzie называется самым сильным юридическим брендом в мире шестой год подряд

Адвокаты «Василь Кисиль и Партнеры» защитили интересы Hongyang Metal Industry в земельных спорах

ЮФ Aequo поддерживает конкурс МУХi 2015

Отрасли практики

Судебный труд

День традициям

Трактование законно

Наемные средства

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Run Legal, Run!

Самое важное

Неприбыльные организации

Реакция изменений

Административная защита

Брендовое качество

Судебная практика

Предварительное несогласие

Новый временный

Судебная практика

Судебные решения

На кого возлагается ответственность за вред, причиненный неисправным источником повышенной опасности

Тема номера

Введение протокола

Логистические лишения

Судебное разбирательство

Інші новини

PRAVO.UA