Наша Служба и опасна, и трудна… — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №52 (418) » Наша Служба и опасна, и трудна…

Наша Служба и опасна, и трудна…

С обретением Украиной независимос­ти многие стали искоса посматривать на ведомство, унаследовавшее от печально известного советского Комитета государственной безопасности, или просто КГБ, огромные полномочия и множество различных функций. Речь идет о Службе безо­пасности Украины (СБУ). Объединение в одном органе и правоохранительных, и специальных функций едва ли можно назвать целесообразным и допустимым в правовом государстве, которым Украина является согласно Основному Закону. ­Разведка и правоохранительная деятельность — совсем разные задачи.

Видимо, этими соображениями руководствовался Президент Украины, постановивший в 2004 году своим Указом «О Службе внешней разведки Украины» (Указ) создать Службу внешней разведки Украины (Служба). Это учреждение появилось на базе Департамента разведки СБУ и разведывательных подразделений региональных органов СБУ. Заниматься новосозданная служба должна была, согласно Указу, разведывательной деятельностью в политической, экономической, военно-технической, научно-технической, информационной и экологической сферах, а также борьбой с международной организованной преступностью и терроризмом, обеспечением безопасности учреждений и граждан Украины за рубежом.

До того как будет создана инфраструктура Службы, на СБУ возложена задача обеспечивать ее потребности в проведении мероприятий оперативно-техническими подразделениями и подразделениями оперативного документирования, осуществ­лять меры по обеспечению безопасности сотрудников Службы и даже предоставлять им медицинские и санаторно-курортные услуги.

1 декабря с.г. Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О Службе внешней разведки Украины» (Закон). Этим актом определен ее статус. Служба является государственным органом, подчиненным Президенту и подконтрольным Президенту и Верховному Совету. Служба — военное формирование, в которое входят военнослужащие, служащие и работники.

Кроме заданий, ранее поставленных перед Службой Указом Президента, Закон добавил еще осуществление специальных мер воздействия, направленных на поддержку национальных интересов и государственной политики Украины, укрепление обороноспособности, экономического и научно-технического развития. Что это за меры, непонятно. Похоже, что таковыми могут считаться любые действия Службы, не противоречащие Закону Украины «О разведывательной деятельности».

Структура Службы включает аппарат управления, подразделения агентурной и технической разведки, подразделения обеспечения, информационно-аналитические подразделения, подразделения безопасности, а также научные и научно-исследовательские учреждения. Для коллегиального обсуждения важнейших направлений организации и деятельности Службы создается коллегия, являющаяся совещательным органом.

Общее руководство Службой осуществляет Президент Украины, а непосредственно ее возглавляет председатель, назначаемый и увольняемый с должности Президентом. Первый заместитель и заместители председателя назначаются и увольняются Президентом по представлению председателя Службы.

Полномочия Службы в Законе не определены, однако имеется отсылочная норма — к Закону «О разведывательной деятельности».

Указ определял, что Служба является правопреемником Департамента разведки СБУ относительно его обязательств, прав и обязанностей. Интересно, что в Законе нет отсылки к Закону «О Службе безопасности Украины». Итак, зависимость Службы от СБУ должна быть окончательно ликвидирована.

В Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» Служба указана как один из распорядителей бюджетных средств. Напомним, что на момент принятия этого Закона статус Службы законодательно не был урегулирован. Бюджетные деньги Служба получила на основании Указа, которым Кабинету Министров поручено передать Службе преду­смотренные в проекте Госбюджета бюджетные назначения, выделенные для обес­печения деятельности Департамента разведки СБУ. Указом не предусмотрен порядок назначения и увольнения председателя Службы, что не помешало президентам Украины Леониду Кучме и Виктору Ющенко назначать и увольнять председателей Службы.

Несмотря на то что Служба уже существует, проводит совместно с СБУ различные мероприятия, осваивает бюджетные средства, получить информацию о ее мес­тонахождении нам не удалось, поскольку, хотя структура нового ведомства уже создана, но разделения имущества СБУ и Службы еще не произошло. В случае если гражданин Украины изъявит желание поинтересоваться, чем занимается Служба, это будет затруднительно. В справочниках нет ее адреса и номера телефона. То есть фактически функция разведки осуществляется, как и раньше, под вывеской СБУ.

Председателем Службы на данный момент является Николай Маломуж.

Принятие Закона, безусловно, ликвидирует правовой вакуум, в котором сейчас пребывает и осуществляет свою деятельность Служба. СБУ будет окончательно лишена функции разведки, и ее теперь уверенно можно будет называть право­охранительным органом.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Год права — 2005. Post factum

Государственная практика

Наша Служба и опасна, и трудна…

ВККС: последнее заседание в 2005 году

«Президентские» награды для судей

Деловая практика

Юрист для «дочки-матери»

Законодательная практика

На пути к «единому окну»

Комментарии и аналитика

Кто трудоустраивает инвалидов?

Толкование термина «расположение»

Неделя права

Отголоски Съезда адвокатов

Национальной гвардии МВД быть?

Эвакуаторы вне закона!

Роль судебного прецедента

Проверки должны быть законными!

Реестр событий

Сколько еще судебных инстанций нужно Украине?

Элита украинского нотариата

Судебные решения станут более открытыми!

Судебная практика

Рассчитывай только на себя!

Односторонний отказ вне закона

Судебные решения

Смягчающие обстоятельства имеют обратную силу во времени

Перепроверив факты, можно предотвратить уклонение от уплаты налогов

Своевременное уведомление экономит деньги

Скрытый смысл обмена векселями

Глава правления без прав

Тема номера

«Пятикратка» — за два года

Игра по новым «электрическим» Правилам

Новый «энергетический» регулятор?

Частная практика

Нотариат «озаглавлен»

Юридический форум

А на завтрак — консультации

Право на информацию в ГК

Юрист Года

ЮРИСТ ГОДА — Николай Полуденный

Інші новини

PRAVO.UA