С обретением Украиной независимости многие стали искоса посматривать на ведомство, унаследовавшее от печально известного советского Комитета государственной безопасности, или просто КГБ, огромные полномочия и множество различных функций. Речь идет о Службе безопасности Украины (СБУ). Объединение в одном органе и правоохранительных, и специальных функций едва ли можно назвать целесообразным и допустимым в правовом государстве, которым Украина является согласно Основному Закону. Разведка и правоохранительная деятельность — совсем разные задачи.
Видимо, этими соображениями руководствовался Президент Украины, постановивший в 2004 году своим Указом «О Службе внешней разведки Украины» (Указ) создать Службу внешней разведки Украины (Служба). Это учреждение появилось на базе Департамента разведки СБУ и разведывательных подразделений региональных органов СБУ. Заниматься новосозданная служба должна была, согласно Указу, разведывательной деятельностью в политической, экономической, военно-технической, научно-технической, информационной и экологической сферах, а также борьбой с международной организованной преступностью и терроризмом, обеспечением безопасности учреждений и граждан Украины за рубежом.
До того как будет создана инфраструктура Службы, на СБУ возложена задача обеспечивать ее потребности в проведении мероприятий оперативно-техническими подразделениями и подразделениями оперативного документирования, осуществлять меры по обеспечению безопасности сотрудников Службы и даже предоставлять им медицинские и санаторно-курортные услуги.
1 декабря с.г. Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О Службе внешней разведки Украины» (Закон). Этим актом определен ее статус. Служба является государственным органом, подчиненным Президенту и подконтрольным Президенту и Верховному Совету. Служба — военное формирование, в которое входят военнослужащие, служащие и работники.
Кроме заданий, ранее поставленных перед Службой Указом Президента, Закон добавил еще осуществление специальных мер воздействия, направленных на поддержку национальных интересов и государственной политики Украины, укрепление обороноспособности, экономического и научно-технического развития. Что это за меры, непонятно. Похоже, что таковыми могут считаться любые действия Службы, не противоречащие Закону Украины «О разведывательной деятельности».
Структура Службы включает аппарат управления, подразделения агентурной и технической разведки, подразделения обеспечения, информационно-аналитические подразделения, подразделения безопасности, а также научные и научно-исследовательские учреждения. Для коллегиального обсуждения важнейших направлений организации и деятельности Службы создается коллегия, являющаяся совещательным органом.
Общее руководство Службой осуществляет Президент Украины, а непосредственно ее возглавляет председатель, назначаемый и увольняемый с должности Президентом. Первый заместитель и заместители председателя назначаются и увольняются Президентом по представлению председателя Службы.
Полномочия Службы в Законе не определены, однако имеется отсылочная норма — к Закону «О разведывательной деятельности».
Указ определял, что Служба является правопреемником Департамента разведки СБУ относительно его обязательств, прав и обязанностей. Интересно, что в Законе нет отсылки к Закону «О Службе безопасности Украины». Итак, зависимость Службы от СБУ должна быть окончательно ликвидирована.
В Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» Служба указана как один из распорядителей бюджетных средств. Напомним, что на момент принятия этого Закона статус Службы законодательно не был урегулирован. Бюджетные деньги Служба получила на основании Указа, которым Кабинету Министров поручено передать Службе предусмотренные в проекте Госбюджета бюджетные назначения, выделенные для обеспечения деятельности Департамента разведки СБУ. Указом не предусмотрен порядок назначения и увольнения председателя Службы, что не помешало президентам Украины Леониду Кучме и Виктору Ющенко назначать и увольнять председателей Службы.
Несмотря на то что Служба уже существует, проводит совместно с СБУ различные мероприятия, осваивает бюджетные средства, получить информацию о ее местонахождении нам не удалось, поскольку, хотя структура нового ведомства уже создана, но разделения имущества СБУ и Службы еще не произошло. В случае если гражданин Украины изъявит желание поинтересоваться, чем занимается Служба, это будет затруднительно. В справочниках нет ее адреса и номера телефона. То есть фактически функция разведки осуществляется, как и раньше, под вывеской СБУ.
Председателем Службы на данный момент является Николай Маломуж.
Принятие Закона, безусловно, ликвидирует правовой вакуум, в котором сейчас пребывает и осуществляет свою деятельность Служба. СБУ будет окончательно лишена функции разведки, и ее теперь уверенно можно будет называть правоохранительным органом.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…