«Конфликтные» интересы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (440) » «Конфликтные» интересы

«Конфликтные» интересы

Правилами адвокатской этики, утвержденными Высшей квалификационной комиссией адвокатуры при Кабинете Министров Украины в 1999 году, вполне урегулирован вопрос о конфликте интересов. Адвокат обязан до принятия решения о ведении дела предупредить предполагаемого клиента о возможном конфликте, также определены действия при возникновении конфликта интересов в дальнейшем. Но все же на практике часты случаи, когда интересы клиентов компании пересекаются, что создает определенные неудобства как для юристов, так и для клиентов. Рассказать о практике поведения в таких ситуациях мы попросили украинских юристов.

Этика и право

Конфликт интересов клиентов — скорее этическая, нежели правовая категория, и решение вопросов, затрагивающих столь тонкую материю, весьма проблематично. Следовательно, юристу проще отказаться от предоставления юридических услуг кому-то из клиентов, нежели потом решать возникающие проблемы. Но не все так однозначно.

Большинство компаний все же не допускают конфликта интересов. Например, такой политики придерживаются в адвокатской конторе «Коннов и Созановский». Но, по словам партнера конторы Татьяны Глуховской, надо обратить внимание на то, что у разных компаний и у разных клиентов может быть разное понимание конфликта интересов. Например, некоторые клиенты (в основном — крупные компании) рассматривают «конфликт интересов» очень широко: крупные табачные компании не станут обслуживаться в юридической фирме, оказывающей услуги кому-либо из их конкурентов, даже если юридическая помощь оказывается по делам, которые не пересекаются и не могут пересечься в перспективе. К такому подходу клиентов, по мнению г-жи Глуховской, юрист должен относиться с пониманием и, следовательно, всегда предупреждать потенциальных клиентов о компаниях, которые обслуживает его юридическая фирма и которые могут быть рассмотрены потенциальными клиентами как конкуренты.

А юридической фирмой «Саенко Харенко», по словам юриста Дмитрия Тараника, «конфликт интересов» клиентов допускается, но исключительно в случае, если клиенты надлежащим образом проинформированы о нем и дали свое согласие на одновременное представительство их интересов. Хотя в целом, отмечает г-н Тараник, отношение в компании к вопросу конфликта интересов очень строгое, так как ряд партнеров фирмы (Владимир Саенко, Михаил Харенко) осуществляют адвокатскую деятельность не только на Украине, но и в США, поэтому в вопросе конфликта интересов фирма руководствуется также Дисциплинарными положениями Американской ассоциации адвокатов.

Алексей Резников, партнер юридической фирмы «Магистр & Партнеры», отмечает, что в рассмотрении вопроса конфликта интересов стоит учитывать следующие постулаты. Первый: важно четко понимать, что если вы представляли клиента, то это не означает, что в дальнейшем вы никогда больше не можете представлять другую сторону по другим делам. Иными словами, конфликт интересов заключается в том, что вы не можете быть наняты представлять интересы других клиентов по делу, суть которого вам известна в связи с представлением противной стороны по этому же делу. Второй: во время ведения дела какого-либо клиента вас могут нанять другие клиенты по поводу внешне не связанных дел, но вы при этом понимаете четко, что они находятся сегодня в споре друг с другом, и если вы ни о чем не договорились, то вы обязаны предусмотреть возможный здесь конфликт интересов.

Следует помнить, подчеркивает Алексей Резников, что можно и нужно оказывать юридические или адвокатские услуги даже в случае конфликта интересов при условии, если клиент с этим согласен. Не исключены случаи, когда клиент, нанимающий вас, согласен с тем, что вы одновременно будете представлять и другую сторону, поскольку он доверяет вашему опыту, профессионализму и порядочности.

Итак, принимая дела клиента к ведению, надо учитывать два основных фактора: наличие согласия клиента и одинаковое понимание самого конфликта интересов. Так, например, весьма интересен вопрос, является ли конфликтом интересов ситуация, когда у разных партнеров и/или по разным правовым вопросам консультируются конкурирующие компании? Татьяна Глуховская считает, что конфликта интересов нет. А Дмитрий Тараник отмечает, что обслуживание нескольких компаний, работающих на одном рынке, позволяет юристу лучше понимать специфику бизнеса в конкретной отрасли и предоставлять более качественные услуги. При этом абсолютно не обязательно, что интересы этих компаний находятся в противоречии. «Например, ЮФ «Саенко Харенко» представляет интересы немалого количества западных банков, выпускающих еврооблигации для украинских компаний, и конфликта интересов в проводимых сделках нет. Но возможны ситуации, когда два клиента окажутся заинтересованными в приобретении одного и того же актива или их интересы иным образом пересекутся, и тогда фирме надо будет решать вопрос конфликта интересов», — указал г-н Тараник.

Когда же такие ситуации возникают, то Татьяна Глуховская рекомендует придерживаться своих принципов и оставаться честным перед собой и клиентом, поскольку в таких случаях лучше потерять клиента, нежели имя и репутацию. Хотя, по мнению Дмитрия Тараника, конфликт интересов сам по себе не является чем-то пагубным для отношений «юрист—клиент». Основой этих отношений является доверие, и оно достигается постоянным трудом по оказанию качественных юридических услуг, а реакция на конфликт интересов также является показателем профессионального отношения к предоставлению юридических услуг. Заслужив доверие клиента, фирма приобретает гораздо больше, чем она получила бы при оказании клиенту юридических услуг, закрывая глаза на возникший конфликт интересов или держа его в тайне. Поэтому важно, чтобы юрист правильно и, главное, своевременно отреагировал на возникающий или возникший конфликт интересов.

Делимся опытом

Отметим, что конфликт интересов — достаточно распространенное явление, особенно потому, что многие юридические компании, являясь, по сути многопрофильными, часто специализируются на определенных видах услуг, в предоставлении которых достигают наибольших успехов. В силу чего к ним по таким вопросам обращаются клиенты, работающие в одном сегменте рынка.

Как указывает г-н Тараник, вопрос о конфликте интересов — это первый вопрос, возникающий в начале работы с новым клиентом или над новым проектом. Каждому согласию на выполнение той или иной работы в «Саенко Харенко» предшествует анализ наличия конфликта интересов, осуществляемый партнерами. Но даже его наличие не всегда влечет отказ клиента от услуг. Например, в практике ЮФ «Саенко Харенко» был случай, когда за оказанием юридических услуг в фирму обратился крупный инвестиционный банк в связи с организацией финансирования для заемщика. По завершении проекта к фирме обратился заемщик — для юридического сопровождения его хозяйственной деятельности. Несмотря на отсутствие конфликта интересов, банк был уведомлен о начале работы с заемщиком и дал свое согласие. Спустя год банк снова обратился с аналогичным финансовым проектом для того же заемщика. «Уведомив банк и заемщика о конфликте интересов, мы совместно пришли к выводу о том, что использование нашей фирмы для обслуживания этой сделки будет максимально эффективным для всех сторон, и фирма может выступить «консультантом всей сделки», но по отдельным вопросам заемщик привлекал другую юридическую фирму», — сообщил г-н Тараник.

Для освещения деятельности юридических фирм в условиях конфликта интересов Алексей Резников привел пример опыта западных компаний, указав, что у них существует такое понятие, как «стеклянная стена». Это означает, что в случае если клиенты согласились, чтобы компания предоставляла их интересы, формируются две группы юристов, возглавляемые разными партнерами компании, сопровождающие сделку, представляя интересы контрагентов. При этом между ними образовывается так называемая «стеклянная стена» — одна рабочая группа не имеет допуска к файлам другой группы. Юристы готовят материалы, меморандумы, сопровождают сделку, каждый добросовестно отстаивает интересы своего клиента. Они даже вступают в споры и дискуссии между собой. «Самый интересный случай, — подчеркнул г-н Резников, — когда два партнера, равные между собой, заинтересованные в представлении интересов своего клиента, устраивают полемику и дискуссию. У нас с Сергеем Власенко (партнер ЮФ «Магистр & Партнеры» — Ред.) был такой опыт. Расходились два партнера по бизнесу — два соучредителя: мужчина и женщина. Я представлял интересы мужчины, Сергей Власенко — женщины. Нашей задачей было выделить имущество (в натуральной форме) и оценить стоимость того, что не выделялось. Мы проводили торги, в присутствии клиентов спорили и ругались за их имущество как за свое собственное».

Подводя итоги, отметим, что предоставление юридических услуг в условиях конфликта интересов возможно при наличии согласия всех «конфликтных» клиентов, а также если адвокат будет соблюдать принцип адвокатской тайны и действовать во благо всех этих клиентов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Активная позиция судьи — залог успеха

Суды будут ближе к министру юстиции?

Деловая практика

Рассматривать ли анонимное обращение?

Законодательная практика

После службы... на пенсию

Комментарии и аналитика

Административная подведомственность

Так ли уж неприкасаемы банкроты?

Неделя права

Семейное право снова в моде!

Обновление Закона об информации

Московская ответственность кодифицируется

АМКУ на стороне водителей

Все дело в этимологии слова…

Реестр событий

Как Президенту законно уволить

Есть замена лишению свободы

Поработали и решили отдохнуть…

Тема номера

«Нотариальные» изменения в налогообложении

Является ли на Украине земля товаром?

Частная практика

«Конфликтные» интересы

Юридический форум

Инвестиционный климат на Украине

Молодым юристам — дорога в арбитраж

Юрисконсульт

Авторский договор: судебная практика

Правоотношения с иностранным элементом

Эффективное исполнение возможно

Завтра будет не так, как вчера?

Порядок в авторстве на программы

При перерасчете учитываются только оклад и дополнительные платежи, которые были на момент выхода на пенсию

Об особенностях погашения налоговых обязательств

Інші новини

PRAVO.UA