На прошлой неделе министр юстиции Украины Роман Зварыч в комментарии «Украинской правде» заявил, что не собирается обнародовать свои документы о высшем образовании, которые он передал в Секретариат Президента Украины и в Кабинет Министров Украины. Министр аргументирует свое решение тем, что документы об образовании — это его личные конфиденциальные документы, не подлежащие обнародованию. Хотя г-н Зварыч и обещает ответить на депутатский запрос по этому поводу, а всем желающим советовал обращаться за информацией в соответствующий отдел КМУ.
Несколько удивительно слышать такие заявления от известного политического деятеля и министра юстиции Украины, поэтому считаем необходимым расставить некоторые акценты.
В соответствии со статьей 30 Закона Украины «Об информации», к конфиденциальной информации относятся сведения, находящиеся в распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяемые по их желанию в соответствии с предусмотренными требованиями. Законодательного перечня информации, считающейся конфиденциальной, нет. Поэтому к ней может быть отнесена любая информация, в том числе и информация о лице. Действительно, данным Законом запрещен сбор сведений о лице без его предварительного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом. Доступ посторонних лиц к сведениям о другом лице, собранным в соответствии с действующим законодательством государственными органами, организациями и должностными лицами, запрещается. Получение такой информации возможно на основании запроса в порядке, предусмотренном законом.
Но обратим внимание на другой момент. Г-н Зварыч — не просто физическое лицо, он является государственным служащим, лицом публичным. Право на государственную службу имеет ограниченный круг лиц, к персонам которых предъявляются особые требования в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», в том числе в части образования и профессиональной подготовки. Нарушение условий реализации права на государственную службу является основанием для ее прекращения.
Лицо, которое не может подтвердить уровень своего образования соответствующими документами, не может быть принято на государственную службу.
Конечно, заставить Романа Зварыча публично продемонстрировать свой диплом никто не имеет права. В то же время, в соответствии с практикой Европейского суда про правам человека, специфика статуса публичных лиц, которые добровольно и осознанно поступили на государственную службу, в том, что довольно широкий круг информации о них не относится к сфере личной жизни и по умолчанию должен стать достоянием гласности. Без этого невозможно демократическое общество.
Учитывая высокий статус Романа Зварыча в иерархии власти, а также для последовательной реализации провозглашенного принципа публичности новой власти, публично продемонстрировать диплом об образовании министра юстиции просто необходимо.
И в заключение хотелось бы отметить, что ситуация с образованием министра юстиции — это проблема внутренней культуры г‑на Зварыча. В соответствии со статьей 5 Закона о государственной службе, по правилам этики поведения государственный служащий не должен допускать действий или поступков, которые могут причинить вред интересам государственной службы или негативно влиять на репутацию госслужащего. И формальные отсылки к действующему законодательству здесь вряд ли уместны.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…