Права автора и денежные знаки Украины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №21 (387) » Права автора и денежные знаки Украины

Права автора и денежные знаки Украины

Рубрика Тема номера

Моя гривна усім дивна.
(украинская пословица)

Вопрос о том, существует ли авторское право на денежные знаки или нет, действующим законодательством решен однозначно: согласно подпункту «д» час­ти первой статьи 10 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон об авторском праве), денежные знаки не являются объектом авторского права. Официальное утверждение проекта дизайна денежного знака Национальным банком Украины лишает произведение изобразительного искусства (рисунок, банкноты, ее оформление) охраны авторским правом. Вопрос же о том, как оформляются отношения между художником и банком по созданию эскизов и рисунков банкнот, касается больше трудовых отношений сторон, чем авторского права, хотя теоретически не исключено и заключение авторского договора. Впрочем, вероятность заключения между художником и государством договора о совместном обладании авторским правом на дизайн денежных знаков относится скорее к облас­ти фантастики. В реальности практический смысл имеет ответ на вопрос о том, вправе ли государство в лице НБУ без заключения договора выпускать в оборот денежные знаки, при создании дизайна которых использованы изображения ранее созданных произведений изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства либо дизайна, авторское право на которые принадлежит живым авторам либо их наследникам.

Свое право монопольно осуществлять эмиссию национальной валюты Украины, а также исключительное право на изготовление банкнот и монет, Национальный банк Украины (НБУ) реализует в порядке, предусмотренном Законом Украины «О Национальном банке Украины». Разработка дизайна новых банкнот и монет возложена на Банкнотную фабрику НБУ, подающую проект дизайна на утверждение правлению НБУ (подпункт «б» пункта 5 Положения о Банкнотной фабрике при Национальном банке Украины). До официального утверждения правлением банка проекта официального денежного знака этот проект рассматривается как произведение и охраняется в соответствии с Законом об авторском праве (статья 10).

Таким образом, в указанных нормативных актах в отношении одного и того же объекта применяются два понятия: «проект дизайна банкнот и монет» и «проект официального денежного знака». Толкование понятия «денежный знак» изложено в статье 3 Закона Украины «О платежных системах и перечислении денег на Украине»: это существующие в наличной форме деньги, выпускаемые в форме банкнот и монет, имеющих обозначенную на них номинальную стоимость. В свою очередь, «банкноты» — это бумажные денежные знаки разного номинала (пункт 2 Инструкции о кассовых операциях в банках Украины).

Раскрывая в статье 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» значение понятия «произведение изобразительного искусства», законодатель среди других видов произведений указал и «произведение художественного дизайна». Понятие «дизайн», по моему мнению, наиболее точно определено в Глоссарии ВОИС терминов авторского права и смежных прав: это любые расположения элементов, составляющих произведение искусства, а также предварительные наброски произведения, которое предстоит создать.

Следовательно, проект официального денежного знака — это проект дизайна банкноты или монеты. Определение значения понятия «официальный денежный знак» предоставляет возможность установить, на какое именно произведение пос­ле официального утверждения проекта дизайна банкноты или монеты не распространяется действие авторского права. Таким произведением является созданное художником по поручению Банкнотной фабрики НБУ произведение художественного дизайна — рисунки лицевой и оборотной стороны банкноты или монеты, утвержденные правлением НБУ в качестве официального денежного знака.

Міняли тихо, та й виміняли лихо
(украинская пословица)

В 1911 году выдающийся украинский архитектор Павел Алешин создал проект под названием «Педагогический музей им. цесаревича Алексея», по которому было сооружено здание музея. Весной 1917 года в этом здании находилась штаб-квартира Украинской Центральной Рады, затем, на продолжении длительного времени, Музей революции и Киевский филиал музея В. Ленина, а впоследствии — Дом учителя. Умер П. Алешин в октябре 1961 года, оставив после себя большое творческое наследие, авторские права на которое вначале перешли его жене, а затем — дочери.

21 января 2004 года правлением Национального банка Украины было принято постановление № 27 «О введении в оборот банкнот номиналом 50 гривен образца 2004 года», согласно пункту первому которого новые банкноты вводились в оборот с 29 марта 2004 года, а старые подлежали постепенному изъятию. Письмом от 4 февраля 2004 года № 11-311/365-907 Департамент наличного денежного оборота НБУ сообщил банкам о предстоящем введении в оборот новой банкноты номиналом 50 гривен и дал ее описание, согласно которому центральным элементом дизайна оборотной стороны банкноты является изображение дома Украинской Центральной Рады. Какая-либо предварительная информация о дизайне новой банкноты НБУ широкой общественности не предоставлялась, поэтому достоинства и недостатки проекта дизайна если и обсуждались, то в тиши кулуаров на улице Институтской, 9.

В августе 2004 года наследница архитектора обратила внимание руководства банка на нарушение своих авторских имущественных прав и предложила банку выкупить у нее авторские права на весь оставшийся срок их действия — до 1 января 2032 года. Однако банк отказался провести какие-либо переговоры с наследницей, уведомив ее письменно, что срок действия авторского права на созданное ее отцом произведение архитектуры истек 1 января 1988 года. В качестве аргумента банк сослался на статью 493 Гражданского кодекса УССР, утверждая, что после смерти ее отца авторское право действовало только 25 лет, а потому все произведения архитектора П. Алешина стали общественным достоянием и банк может использовать их бесплатно. Однако такая позиция банка является ошибочной.

Воно б дуже добре,
та нікуди не годиться
(украинская пословица)

В статье 8 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» среди иных произведений, на которые распространяется действие авторского права, отдельно указаны произведения архитектуры и произведения художественного дизайна. Следовательно, авторское право на произведение архитектуры и авторское право на проект дизайна банкноты принадлежат разным лицам, а поэтому в случае использования изображения произведения архитектуры в дизайне банкноты такое использование без разрешения автора произведения архитектуры (или его наследников) является нарушением авторских имущественных прав.

Если бы на Украине не был принят Закон об авторском праве и смежных правах, позиция НБУ была бы безупречной: все произведения, на которые истек 25‑летний срок действия авторского права на основании статьи 493 ГК УССР, стали бы общественным достоянием. Однако с принятием указанного выше Закона и — особенно — с утверждением Верховным Советом Украины в июле 2001 года его новой редакции сроки охраны авторского права были изменены, в том числе и на произведения авторов, умерших после 16 ­августа 1951 года. Так, согласно пункту 4 переходных положений Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 11 июля 2001 года (Закон об изменениях), с момента вступления в силу этого Закона сроки охраны авторского права, преду­смотренные статьей 28 Закона об авторском праве, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права после смерти автора не закончился до дня вступления в силу Закона об изменениях. Указанные положения требуют более подробного разъяснения.

Статьей 28 Закона об авторском праве предусмотрено, что авторское право действует на протяжении всей жизни автора и в течение 70 лет после его смерти. Вводя в действие новую редакцию этого Закона, законодатель специально оговорил в переходных положениях, что 70-летний срок охраны авторского права после смерти автора применяется во всех случаях, когда после смерти автора не истек 50-летний срок действия авторского права. Закон об изменениях был принят Верховным Советом 11 июля 2001 года и вступил в силу 16 августа 2001 года (с момента опубликования в газете «Голос Украины»). Поэтому, принимая за дату начала отсчета 50‑лет­него срока 16 августа 2001 года, следует прийти к выводу, что охране авторским правом подлежат произведения всех умерших после 16 августа 1951 года авторов. То есть 70-летний срок охраны авторским правом произведений умерших в 1951 году авторов истечет 1 января 2022 года. И так далее, год за годом. Следовательно, срок действия авторского права на произведения архитектора П. Алешина закончится 1 января 2032 года.

Основным аргументом НБУ против указанных выше положений пункта 4 переходных положений Закона об изменениях являлась ссылка на пункт 5 постановления Верховного Совета Украины «О поряд­ке введения в действие Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года, согласно которому предусмотренные статьей 24 указанного Закона сроки охраны прав авторов применяются к произведениям, срок действия авторского права на которые до опубликования этого Закона не истек. Отсюда ссылка на статью 493 ГК УССР и 25-летний срок охраны произведений архитектора П. Алеши­на. Однако, как отмечалось выше, эта точка зрения является ошибочной.

Во-первых, Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» в первой редакции был принят 23 декабря 1993 года и зарегистрирован под № 3792-XII. Внесение изменений в этот Закон было осуществлено на основании другого Закона — Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 11 июля 2001 года. Следовательно, речь идет о двух разных законах, последний из которых вносит изменения в предыдущий закон, в том числе и в сроки охраны авторского права, а также порядок их исчисления.

Во-вторых, пунктом 7 переходных положений Закона об изменениях постановление Верховного Совета Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года № 3793‑XII признано утратившим силу.

В-третьих, согласно пункту 8 переходных положений Закона об изменениях, в статье 2 Закона Украины «О присоединении Украины к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений» (ВВСУ, 1995 год, № 21, стр. 155) были исключены слова «сообщив при этом, что действие указанной Конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления в силу этой Конвенции для Украины уже являются на ее территории общественным достоянием».

В-четвертых, пункт 4 переходных положений Закона об изменениях устанавливает новые сроки охраны авторского права и новые условия исчисления этих сроков: срок жизни автора плюс 70 лет пос­ле его смерти при условии, что на 16 июля 2001 года не истек 50-летний срок охраны авторским правом. Утверждение о том, что в данном случае имеется в виду 50-летний срок после введения в действие Закона об изменениях лишено каких-либо оснований, поскольку:

— согласно статье 24 Закона об авторском праве, был предусмотрен 50-летний срок охраны авторского права с момента введения этого Закона в действие, то есть с 23 февраля 1994 года. Этот срок для наследников авторов, умерших после 23 декабря 1993 года, закончился бы 1 января 2045 года, если бы не был введен новый 70-летний срок. Следовательно, 50-летний срок, указанный в пункте 4 переходных положений Закона об изменениях, не касается прав авторов, умерших после 23 декабря 1993 года. Он касается прав авторов, умерших до 23 февраля 1993 года;

— с момента вступления в силу Закона об авторском праве и до момента введения в действие положений Закона об изменениях прошло только 7 лет. Ссылка на этот семилетний срок, как на установленный законодателем в пункте 4 переходных положений Закона об изменениях 50-летний срок, является нонсенсом;

— и основной аргумент: согласно положениям Бернской конвенции, срок охраны авторского права в стране — члене Конвенции должен быть равен сроку охраны в стране, испрашивающей охрану для своих граждан (принцип взаимности), но не должен быть меньше 50 лет. При присоединении Украины к Бернской конвенции в 1995 году наша страна признала авторские права граждан членов Союза на произведения и исполнения, срок охраны на которые не истек в отношении авторов и исполнителей, умерших в 1955‑м и последующих годах. Именно в связи с этим в 2001 году пунктом 8 переходных положений Закона об изменениях из статьи 2 Закона Украины «О присоединении Украины к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений» были исключены слова: «сообщив при этом, что действие указанной Конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления в силу этой Конвенции для Украины уже являются на ее территории общественным достоянием». Иначе бы все члены Бернской конвенции имели право отказывать украинским наследникам в предоставлении на своей территории охраны произведениям и исполнениям, авторы которых умерли после 1955 года, ссылаясь при этом на то, что на территории Украины эти произведения и исполнения не охраняются.

Вопрос о том, как поступать в тех случаях, когда использование ставшего общественным достоянием произведения было осуществлено в период с 1951 по 23 февраля 1994 года, решается в соответствии с нормами гражданского права: в этот период использование произведений третьими лицами без заключения авторских договоров следует признать добросовестным.

Не всякі гроші — хороші
(украинская пословица)

Кроме нарушения имущественных авторских прав наследницы, НБУ были нарушены и личные неимущественные права ее отца — П. Алешина. Одним из таких прав является право авторства, согласно которому при использовании произведения обязательным является указание имени автора. На банкноте номиналом 50 гривен имя архитектора П. Алешина не указано, хотя такая техническая возможность имелась. О чем свидетельствует, например, подпись председателя банка, изображенная на лицевой части купюры. Следующим нарушением прав П. Алешина является искажение банком названия произведения. Как уже отмечалось, архитектурный проект имел следующее первоначальное название: «Педагогический музей им. цесаревича Алексея». На банкноте это произведение почему-то имеет название «Будинок Української Центральної Ради». На каком основании на банкноте указано иное название произведения, наследнице, видимо, придется выяснять уже в суде в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 29 Закона об авторском праве.

На ярмарку бувають троякі люди:
одні продають, другі купують,
а треті дарма беруть
(украинская пословица)

К сожалению, нарушения авторского права со стороны Национального банка Украины носят систематический характер. В 1992—1996 годах банк без разрешения народного художника СССР, профессора Василия Бородая использовал при оформлении купонокарбованцев изображение созданного им произведения — скульп­турной композиции «Основатели Киева». За использование этого произведения НБУ автору не заплатил ни копейки. Более того, в 2001 году банк выпустил в обращение банкноту номиналом 200 гривен, на оборотной стороне которой использована часть скульптурной композиции «Основатели Киева»: изображение стоящей на носу ладьи Лыбеди. Согласно статье 9 Закона об авторском праве, та часть произведения, которая может использоваться самостоятельно, рассматривается как произведение и охраняется в соответствии с указанным Законом. В январе 2005 года автор обратился к НБУ с предложением заключить авторский договор о передаче прав банку на использование час­ти его произведения. Но до сих пор ответа не получил. Не получила ответа от НБУ на предложение урегулировать конфликтную ситуацию также и автор целого ряда юбилейных монет Лариса Корень. Поэтому, видимо, авторам придется напомнить банку о предусмотренном абзацем вторым части 4 статьи 52 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» праве творца обратиться в суд с требованием об изъятии контрафактных банкнот и передаче их авторам произведений, то есть об авторском праве на деньги.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Работники прокуратуры защитят себя сами

Деловая практика

Налоговый кредит по-новому

Законодательная практика

SOS, или Спасите наших судей!

Зарубежная практика

Управление финансовыми рисками

Дистрибьюторы всех стран, объединяйтесь!

Комментарии и аналитика

Мифы о Хартии основных прав ЕС

Непреступный минимум

Налогово-бюджетная неразбериха

Неделя права

Где искать управу на судью?

Под лежачий камень вода не течет

Комитет «отказал» Президенту

Скажите, как пройти в библиотеку?

Милые бранятся, только тешатся

Реестр событий

Еще один шансГенпрокурору

Конфиденциальность > публичность?

Определен режим акций ЗАО

Судебная практика

Творчество работника под защитой

Трое на одного: посудимся?

Судебные решения

Решение Суда Первой инстанции ЕС (Вторая Палата)

Права авторов производных произведений

Тема номера

Права автора и денежные знаки Украины

Частная практика

Крымские встречи нотариусов

Юридический форум

Ассоциация наградила своих победителей

На Украине новый «кодификатор»

«Усеченный» судебный контроль следует усовершенствовать

Інші новини

PRAVO.UA