Для юридической фирмы самое важное — команда. И ее численность, по мнению большинства юристов, должна стоять после «качества» состава. Однако большое количество юристов на фирме имеет свои плюсы: и больший охват отраслей права, и более «персонализированное» отношение к клиенту. Тем не менее правильно воплотить в жизнь структуру крупной фирмы с большим количеством юристов непросто. Так же как заставить ее работать, а тем более управлять ею. Определенные трудности в менеджменте подобных структур, очевидно, косвенно причастны к тому, что крупных классических юридических фирм на Украине вовсе мало. Среднее количество юристов, по данным исследования рынка 2003 года, составляет около 12 человек.
О принципах управления крупной юридической фирмой мы попросили рассказать Татьяну Гавриш, президента харьковской юридической фирмы «Инюрполис», общее число юристов в которой на сегодняшний день составляет 62 человека.
Так цель или средство?
Юридическая компания, в идеале, должна складываться и развиваться гармонично. Естественно, количество юристов в фирме растет, если на услуги, предоставляемые ею, спрос достаточно велик. Соответственно, численность — всего лишь средство, ведущее к качественному удовлетворению спроса, а, следовательно, и к успеху на рынке услуг. Количество юристов не может выступать целью. Оно растет не ради себя самого (и вовсе не для того, чтобы занимать первые места по количеству юристов во всевозможных юридических рейтингах), а ради успеха организации в целом.
«Я не могу определить большое количество юристов на фирме как цель или средство. Скорее это следствие определенной стратегии фирмы, определенного подхода, стремления к комплексности и качеству оказываемых услуг. Количество юристов фирмы, бесспорно, определяется также спецификой клиента. Наш клиент — это крупный корпоративный клиент, имеющий широкую сферу интересов и, соответственно, широкую географию. Чтобы этот бизнес был успешным, необходимо юридическое сопровождение хозяйственной деятельности специалистами разных отраслей права в различных регионах Украины (а иногда и за ее пределами). Над юридическими проблемами наших клиентов всегда работает группа специалистов, принимающая во внимание все аспекты решаемых задач. Для этого необходимо много юристов, — говорит Татьяна Гавриш. — Со многими из тех, кто обращается к нам, мы устанавливаем партнерские отношения и не ограничиваемся схемой клиент-юрисконсульт. Несмотря на достаточно большую команду, наша потребность в специалистах не полностью удовлетворена. Перед фирмой стоят серьезные задачи и для их корректного и эффективного выполнения постоянно проводится целый комплекс мероприятий, направленных на качественное и количественное улучшение команды, в том числе и дополнительный рекрутинг», — продолжает она.
Принципы управления большой командой
Кто-то известный сказал: «Юристами управлять почти невозможно. Они независимы, как кошки!» Действительно, в управлении юридической командой, тем более большой, есть своя специфика. Юристы по сути своей действительно очень свободолюбивы и независимы, а из всех притяжательных местоимений предпочитают «мой», «моя» и «мое».
Юристы, тем не менее, охотно поддаются демократичному стилю управления, предусматривающему четкое разделение труда.
«Начав воплощать в жизнь новый концептуальный подход к развитию фирмы, мы увеличили команду. Был проведен первый конкурс, надо сказать, очень успешный для соискателей — мы отобрали 8 человек из 15. Когда команда естественным образом выросла, началось ее деление. Первые условные деления состоялись соответственно отраслям права, с которыми наши юристы работали. Первой появилась так называемая газовая группа, ввиду большого количества работы, связанной с нефтегазовой отраслью», — вспоминает Татьяна Гавриш.
Когда фирма большая, наиболее логичным представляется деление на профильные департаменты с последующим сегментированием на более узкие специализации. Например, в «Инюрполисе» сегодня 5 департаментов (департамент судебной защиты, департамент инвестиционного консалтинга, департамент муниципальных и земельных отношений, департамент интеллектуальной собственности и оценки, департамент международного права), в структуре каждого из них есть группы. Как следствие, все специалисты работают в четко организованной структуре.
По мнению Татьяны Гавриш, эффективней набирать молодых специалистов. Из них легче сформировать крепкую команду, с единым корпоративным подходом, с чувством ответственности перед клиентом. Однако при таком подходе для достижения специалистами высокого профессионального уровня необходимо время и инвестиции, в первую очередь в обучение. Команда, ощущающая себя единым организмом, где каждый чувствует ответственность за результат, легче управляема — она сама движется в правильном направлении.
Для эффективного функционирования фирмы необходима дополнительная мотивация юриста-работника со стороны компании. Она может выражаться как в денежных бонусах, так и в поощрении сотрудников к получению дополнительных знаний (как это происходит в «Инюрполисе»), командировании сотрудников на различные стажировки и конференции. Усилению корпоративного духа компании также способствуют совместные праздники, пикники и т.д. У юридической фирмы должен быть некий объединяющий момент. «Каждую среду, независимо от обстоятельств, настроения и погоды, представители всех структур компании собираются в головном офисе в Харькове и обсуждают новости, текущие вопросы, проблемы. Это объединяет и дает людям ощущение причастности, что очень важно», — говорит Татьяна Гавриш.
Один из принципов нормального функционирования фирмы — справедливость. «Очень важно, чтобы происходил обмен опытом: старшее поколение юристов (которые сегодня уже топ-менеджмент) обучали младших, — добавляет она. — Однако ни в коем случае нельзя допускать привилегий, следующих исключительно из возраста. Кроме того, не секрет, что многие юристы не могут работать в команде, либо это достаточно сложно для них. С этим нужно и можно мириться, особенно если специалист этого заслуживает. Просто необходима правильная мотивация».
Клиент прежде всего
По словам Татьяны Гавриш, на определенном этапе работы юридическая фирма сталкивается с необходимостью определить для себя стандарт юридической услуги и установить контроль за качеством предоставления такой услуги. «Такую проблему каждая фирма стремится решить по-своему. Единого подхода нет. Мы ее решаем с помощью клиентского комитета, который существует у нас уже около полугода. В комитет входит топ-менеджмент компании и персональные менеджеры, которые отвечают за работу с конкретным клиентом. Именно комитет определяет, насколько качественно выполнена юридическая работа для клиента», — говорит Татьяна Гавриш.
Введение персональных менеджеров в структуру фирмы представляется явлением обоснованным. Эти люди не только контролируют качество выполняемых работ, они отвечают перед клиентом, а также обеспечивают оплату выставленных счетов. Разумно, чтобы такие менеджеры работали с VIP-клиентами компании, однако в перспективе развития рынка каждый клиент может и должен работать с персональным менеджером.
«Все, что делают юристы компании, так или иначе направлено на удовлетворение потребностей клиента. Фирмы с 3-5 юристами также ориентированы и существуют для своих клиентов. У них свои цели и задачи. Мы избрали комплексный подход
Правление: единоличное или коллегиальное
Как уже неоднократно доказали психологи, в прямом подчинении одного человека могут одновременно находится не более 10 человек, для того, чтобы руководство ими было эффективным, а указания четкими. Естественно, руководителю крупной фирмы приходится делегировать часть полномочий. «Я — стратег, — говорит Татьяна Гавриш, — и осуществляю общую координацию действий, разрабатываю стратегию движения компании. На своих уровнях управляют партнеры, руководители департаментов, персональные менеджеры. Структура, конечно, сложная, но идеально подходит для крупной фирмы». Конечно, даже когда обязанности делегированы, окончательные решения по ключевым вопросам принимает руководитель. Но если они предварительно обсуждены коллегиально, то, естественно, они более глубоко продуманы и обоснованны.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…