На сегодняшний день, когда глобализация становится всемирным девизом, бизнес, равно как и политика, стремится к объединению. Здесь и объединение капиталов, и расширение сфер влияния на рынке, и желание оказывать клиенту весь спектр услуг в стремлении удержать его. Однако, насколько применима подобная многопрофильность к юридическому бизнесу? И если нет, то так ли уж специализация необходима юристам? Об этом рассказывает Олег Рябоконь, управляющий партнер известной столичной юридической фирмы «Магистр & Партнеры».
Специализация нужна?
Специализация юридической фирме необходима, считает г-н Рябоконь. Главное, чтобы ту или иную специализацию поддержал рынок и чтобы она была оправдана экономической ситуацией в стране. Прежде всего, рынок должен показать спрос на юридические услуги. Верно, что лучше делать что-то одно, но хорошо, чем делать все и плохо. Однако, определяясь со специализацией в чем-нибудь одном, фирма не обязана постоянно оставаться в одних и тех же рамках. Рынок развивается, и наиболее активные участники развиваются и меняются вместе с ним. «Мы в 1997 году действительно начинали как юридическая фирма, специализирующаяся исключительно в торговом праве. Этому способствовало не только мое обучение по этой специальности, но так же и стажировка в O’Melveny & Myers LLP, где я работал именно по торговому праву. Я лично принимал участие в делах-пересмотрах политики по отношению к бывшим Союзным республикам со стороны Соединенных Штатов Америки. Это были дела по титановой губке, а позже — антидемпинговое расследование против украинских экспортеров, Никопольского ферросплавного завода и Запорожского ферросплавного завода. Однако сейчас в нашей компании уже три департамента (департамент банковского и финансового права, корпоративного и налогового права и департамент торгового права. Далее департаменты делятся на секции с углубленной специализацией)», — говорит он.
Действительно, имя фирмы «Магистр & Партнеры» традиционно звучит в связи с антидемпинговыми расследованиями, инициированными против украинских экспортеров. Более того, специалисты фирмы помогают в подобного рода делах и зарубежным предприятиям в спорах, к которым Украина не имеет отношения. На просторах Восточной Европы имя фирмы довольно известно. Поистине, узок круг специализированных юридических фирм, чей уровень позволяет столь смело шагнуть на международный рынок услуг.
С какой стороны подойти к специализации?
Наивно полагать, что, не имея специальных знаний и определенного (специфического) опыта работы, можно выходить на рынок и заявлять о себе как о специалисте, к примеру, в налоговом праве. Чтобы приобрести специализацию, необходимо, в первую очередь, детально и глубоко вникнуть в предмет. То же самое относится и к юридическим фирмам как таковым — если они хотят «специализировать» отдел какой-то из отраслей права, они должны прежде всего инвестировать средства в профильное обучение своих специалистов. Инвестиции в команду и в ее обучение — ключевые факторы успеха. Только после этого можно будет выходить на рынок, заявляя о себе не просто как о юридической фирме, а как о фирме, к примеру, с усиленной налоговой практикой.
Более логично, считает г-н Рябоконь, создать специализацию и найти под нее клиента. «Я не думаю, что это правильный подход, ждать, пока клиент придет с определенной проблемой, и выдвигать решение такой проблемы (и аналогичных ей) своей специализацией. Всегда лучше выбрать занятие себе по вкусу. Желательно такое, которое будет оправдано с экономической точки зрения», — говорит он, — «Поэтому наши юристы-новички, после жесткого отбора, приходят к нам на работу сразу в определенный департамент, сразу начинают под руководством более опытных товарищей заниматься определенными категориями дел».
Действительно, команда, с которой фирма выходит на рынок, очень важна. Естественно, нельзя ожидать, что новый человек быстро и качественно выполнит любую порученную ему работу. Да и сами вновь пришедшие юристы могут заблуждаться насчет своих возможностей. Поэтому людей нужно готовить и обучать, для чего хорошо подходят специализированные конференции, внутрикорпоративные семинары, а также четкое структурированное деление самой фирмы на департаменты, подразделения и отделы, что традиционно дает людям ощущение организованности, помогает ощутить себя частью компании и поднимает «командный дух». По мнению Олега Рябоконя, весьма правильно объединять людей в департаментах таким образом, чтобы менее подготовленные работали под руководством юристов более старших и опытных, «которые знают, как правильно ввести нового человека в курс дела, с тем чтобы его не перегрузить, но правильно обозначить перед ним те ступеньки, которые он должен пройти к уверенности в собственных силах и к опыту».
«Многие люди считают, что они могут заниматься всем. Такого не бывает. Поэтому очень важно в начале профессионального пути четко определить свои приоритеты и наклонности. Ведь работа должна приносить удовольствие, в конце концов! — продолжает г-н Рябоконь. — Поэтому, несмотря на жесткое деление на департаменты внутри фирмы, если у кого-то из новичков не получается сразу в «его» департаменте, мы даем ему возможность попробовать себя в другом виде юридической работы».
Выбирая специализацию, фирма автоматически очерчивает круг своих потенциальных клиентов. Это обстоятельство тоже должно учитываться менеджментом. Отметим, что юридической фирме, перенявшей западные традиции и устои, достаточно непросто общаться и находить общий язык с клиентами, существующими в нашей украинской действительности, со всеми их достоинствами и недостатками. Однако общий язык должен быть найден. «Наша сфера бизнеса — профессиональные услуги, — отмечает по этому поводу г-н Рябоконь. — А профессионал должен быть профессионалом не только в том, что он делает, но также и в том, как он строит свои взаимоотношения с клиентом». Очевидно, главное — это профессионализм и гибкость.
Специализация с «перспективной» точки зрения
Все юридические специализации, существующие на рынке, имеют своего покупателя. Учитывая усиленное развитие рынка и бизнеса сегодня, можно предположить наличие спроса на любой из видов юридических услуг. Главное — быть профессионалом и найти своего клиента, который будет заинтересован в данной услуге.
Несмотря на всемирную глобализацию и объединение бизнеса, эксперты чаще всего однозначны в отношении юридических услуг. Будет продолжаться дальнейшая специализация с последующим, все более подробным сегментированием рынка, утверждают они.
«Мне кажется, что одним из перспективных направлений специализации юридических фирм в дальнейшем можно назвать услуги в сфере интеллектуальной собственности. Мы уже предлагаем такие услуги нашим клиентам. Плюс в качестве перспективных направлений будущего развития юридической практики я бы назвал недвижимость, семейное право и различные суботрасли коммерческого права», — говорит г-н Рябоконь. «Однако, повторюсь, рынок должен быть готов к тому, чтобы принять новых специалистов. На них должен появиться спрос. Ничего не получится, если юрист выйдет на рынок с заявлением «Я суперспециалист по семейному праву! Обращайтесь ко мне!». Если не сформирован спрос — услуга не приживется», — продолжает он.
И все-таки. Нужна ли специализация?
На этот вечный вопрос, на который, кажется, довольно трудно ответить однозначно, Олег Рябоконь ответил следующее: «Я думаю, любой профессионал должен прежде всего себе ответить на вопрос: либо ты профессионал во всем (и бывает ли такое?), либо ты профессионал в чем-то. Полученный ответ и будет правильным решением в каждом конкретном случае».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…