Специализация юридической фирмы — один из факторов успеха — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (312) » Специализация юридической фирмы — один из факторов успеха

Специализация юридической фирмы — один из факторов успеха

На сегодняшний день, когда глобализация становится всемирным девизом, бизнес, равно как и политика, стремится к объединению. Здесь и объединение капиталов, и расширение сфер влияния на рынке, и желание оказывать клиенту весь спектр услуг в стремлении удержать его. Однако, насколько применима подобная многопрофильность к юридическому бизнесу? И если нет, то так ли уж специализация необходима юристам? Об этом рассказывает Олег Рябоконь, управляющий партнер известной столичной юридической фирмы «Магистр & Партнеры».

Специализация нужна?

Специализация юридической фирме необходима, считает г-н Рябоконь. Главное, чтобы ту или иную специализацию поддержал рынок и чтобы она была оправдана экономической ситуацией в стране. Прежде всего, рынок должен показать спрос на юридические услуги. Верно, что лучше делать что-то одно, но хорошо, чем делать все и плохо. Однако, определяясь со специализацией в чем-нибудь одном, фирма не обязана постоянно оставаться в одних и тех же рамках. Рынок развивается, и наиболее активные участники развиваются и меняются вместе с ним. «Мы в 1997 году действительно начинали как юридическая фирма, специализирующаяся исключительно в торговом праве. Этому способствовало не только мое обучение по этой специальности, но так же и стажировка в O’Melveny & Myers LLP, где я работал именно по торговому праву. Я лично принимал участие в делах-пересмотрах политики по отношению к бывшим Союзным республикам со стороны Соединенных Штатов Америки. Это были дела по титановой губке, а позже — антидемпинговое расследование против украинских экспортеров, Никопольского ферросплавного завода и Запорожского ферросплавного завода. Однако сейчас в нашей компании уже три департамента (департамент банковского и финансового права, корпоративного и налогового права и департамент торгового права. Далее департаменты делятся на секции с углубленной специализацией)», — говорит он.

Действительно, имя фирмы «Магистр & Партнеры» традиционно звучит в связи с антидемпинговыми расследованиями, инициированными против украинских экспортеров. Более того, специалисты фирмы помогают в подобного рода делах и зарубежным предприятиям в спорах, к которым Украина не имеет отношения. На просторах Восточной Европы имя фирмы довольно известно. Поистине, узок круг специализированных юридических фирм, чей уровень позволяет столь смело шагнуть на международный рынок услуг.

С какой стороны подойти к специализации?

Наивно полагать, что, не имея специальных знаний и определенного (специфического) опыта работы, можно выходить на рынок и заявлять о себе как о специалисте, к примеру, в налоговом праве. Чтобы приобрести специализацию, необходимо, в первую очередь, детально и глубоко вникнуть в предмет. То же самое относится и к юридическим фирмам как таковым — если они хотят «специализировать» отдел какой-то из отраслей права, они должны прежде всего инвестировать средства в профильное обучение своих специалистов. Инвестиции в команду и в ее обучение — ключевые факторы успеха. Только после этого можно будет выходить на рынок, заявляя о себе не просто как о юридической фирме, а как о фирме, к примеру, с усиленной налоговой практикой.

Более логично, считает г-н Рябоконь, создать специализацию и найти под нее клиента. «Я не думаю, что это правильный подход, ждать, пока клиент придет с определенной проблемой, и выдвигать решение такой проблемы (и аналогичных ей) своей специализацией. Всегда лучше выбрать занятие себе по вкусу. Желательно такое, которое будет оправдано с экономической точки зрения», — говорит он, — «Поэтому наши юристы-новички, после жесткого отбора, приходят к нам на работу сразу в определенный департамент, сразу начинают под руководством более опытных товарищей заниматься определенными категориями дел».

Действительно, команда, с которой фирма выходит на рынок, очень важна. Естественно, нельзя ожидать, что новый человек быстро и качественно выполнит любую порученную ему работу. Да и сами вновь пришедшие юристы могут заблуждаться насчет своих возможностей. Поэтому людей нужно готовить и обучать, для чего хорошо подходят специализированные конференции, внутрикорпоративные семинары, а также четкое структурированное деление самой фирмы на департаменты, подразделения и отделы, что традиционно дает людям ощущение организованности, помогает ощутить себя частью компании и поднимает «командный дух». По мнению Олега Рябоконя, весьма правильно объединять людей в департаментах таким образом, чтобы менее подготовленные работали под руководством юристов более старших и опытных, «которые знают, как правильно ввести нового человека в курс дела, с тем чтобы его не перегрузить, но правильно обозначить перед ним те ступеньки, которые он должен пройти к уверенности в собственных силах и к опыту».

«Многие люди считают, что они могут заниматься всем. Такого не бывает. Поэтому очень важно в начале профессионального пути четко определить свои приоритеты и наклонности. Ведь работа должна приносить удовольствие, в конце концов! — продолжает г-н Рябоконь. — Поэтому, несмотря на жесткое деление на департаменты внутри фирмы, если у кого-то из новичков не получается сразу в «его» департаменте, мы даем ему возможность попробовать себя в другом виде юридической работы».

Выбирая специализацию, фирма автоматически очерчивает круг своих потенциальных клиентов. Это обстоятельство тоже должно учитываться менеджментом. Отметим, что юридической фирме, перенявшей западные традиции и устои, достаточно непросто общаться и находить общий язык с клиентами, существующими в нашей украинской действительности, со всеми их достоинствами и недостатками. Однако общий язык должен быть найден. «Наша сфера бизнеса — профессиональные услуги, — отмечает по этому поводу г-н Рябоконь. — А профессионал должен быть профессионалом не только в том, что он делает, но также и в том, как он строит свои взаимоотношения с клиентом». Очевидно, главное — это профессионализм и гибкость.

Специализация с «перспективной» точки зрения

Все юридические специализации, существующие на рынке, имеют своего покупателя. Учитывая усиленное развитие рынка и бизнеса сегодня, можно предположить наличие спроса на любой из видов юридических услуг. Главное — быть профессионалом и найти своего клиента, который будет заинтересован в данной услуге.

Несмотря на всемирную глобализацию и объединение бизнеса, эксперты чаще всего однозначны в отношении юридических услуг. Будет продолжаться дальнейшая специализация с последующим, все более подробным сегментированием рынка, утверждают они.

«Мне кажется, что одним из перспективных направлений специализации юридических фирм в дальнейшем можно назвать услуги в сфере интеллектуальной собственности. Мы уже предлагаем такие услуги нашим клиентам. Плюс в качестве перспективных направлений будущего развития юридической практики я бы назвал недвижимость, семейное право и различные суботрасли коммерческого права», — говорит г-н Рябоконь. «Однако, повторюсь, рынок должен быть готов к тому, чтобы принять новых специалистов. На них должен появиться спрос. Ничего не получится, если юрист выйдет на рынок с заявлением «Я суперспециалист по семейному праву! Обращайтесь ко мне!». Если не сформирован спрос — услуга не приживется», — продолжает он.

И все-таки. Нужна ли специализация?

На этот вечный вопрос, на который, кажется, довольно трудно ответить однозначно, Олег Рябоконь ответил следующее: «Я думаю, любой профессионал должен прежде всего себе ответить на вопрос: либо ты профессионал во всем (и бывает ли такое?), либо ты профессионал в чем-то. Полученный ответ и будет правильным решением в каждом конкретном случае».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

У судей работает своя академия!

Чистки продолжаются

Деловая практика

Мировое соглашение в исполнительном производстве

Законодательная практика

Изменится ли ХК?

Неделя права

«Юридическая практика» себя показала

Судьям — гарантию независимости!

Конвенция существует и действует

Рассмотрели: отказали, приняли

Что же войдет в судебные издержки?

КСУ постановил — Президент неприкосновенен

ELSA за юрклиники

Новости делового мира

Учет операций доверительного управления

Акционер должен знать все

Наказывать будем строго

Новости законотворчества

Кто может изменить имя?

Дела земельные

Лизинг по-новому

Дорогу Трудовому кодексу

Новости из-за рубежа

Адвокатом года стала правозащитница из Зимбабве

Арбитражный трибунал рассмотрит иск литовцев к Украине

Британские власти будут наказывать банки за недостоверную рекламу

Страны ЕС не спешат внедрять антиспамовые законы

В Японии арестованы пользователи пиринговых сетей

Новости профессии

Нефтетрейдеры невиновны?

Модельных судов прибудет

Правовая взаимопомощь

У ГИС Украины новый начальник

Состоялось пятидесятое заседание ВСЮ

Новости юридических фирм

«Магистр и партнеры» участвует в конференции

Президент «Укринюрколлегии» побывал на собрании адвокатов УАБА

Юрист «EY Law» возглавит Юридический комитет ЕBA

Судебная практика

Удовлетворять или нет?

Перечисление средств фиктивным предприятиям не всегда является преступлением

Тема номера

Делу — время, потехе — деньги!

Порядок назначения руководителя хозяйственного общества

Частная практика

Мы за ценой не постоим!

Юридические фирмы - 2003

Что нового на юридическом рынке?

Региональные юридические фирмы

Иностранные фирмы на Украине

Открыто: как делаются рейтинги

Рейтинг «ЮП»: нас повторяют даже в США!

Ежегодный рейтинг цитируемости

Как сделать фирму доходной?

Как управлять крупной фирмой?

Специализация юридической фирмы — один из факторов успеха

Аудиторы против юристов

Аудит потеснили за границей

Юридический форум

Проблемы исполнения

Інші новини

PRAVO.UA