Проблема соотношения Гражданского и Хозяйственного кодексов (ГК и ХК) является на данный момент одной из самых актуальных в юридических кругах. Два ключевых документа по-разному регулируют правоотношения одного вида. Оба вступают в действие с 1 января 2004 года. Коллизии неизбежны. С целью урегулирования этих противоречий Кабинет Министров Украины подал законопроект «О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины», зарегистрированный в Верховном Совете 27 ноября 2003 года.
Целью и основным заданием законопроекта является предупреждение возникновения коллизий между нормами ХК и других законодательных актов. Как результат предусматривается недопущение разного правового регулирования аналогичных общественных отношений.
Планируемые
изменения
Основные изменения планируется внести в разделы ХК, касающиеся противоречий кодекса фундаментальным законодательным актам, в частности Конституции Украины и новому ГК.
В соответствие с Основным Законом предлагается привести норму, касающуюся обязательной претензии в договоре перевозки, поскольку в регулировании данного вопроса в ХК право трансформируется в обязательство, что противоречит как Конституции, так и Решению Конституционного Суда Украины от 9 июля 2002 года в части права на судебную защиту и юрисдикции судов на Украине.
Кабмин также предлагает убрать противоречия по формам собственности в ГК и ХК. В частности, коллективной формы собственности вообще не предвидится, поскольку она не предусмотрена ГК. И тут возникает несоответствие в позиции правительства. С одной стороны, достаточно обоснованно предлагается убрать коллективную форму собственности. В то же время новая редакция части 6 статьи 146 ХК затрагивает особенности приватизации имущества в отдельных сферах народного хозяйства, а также приватизации отдельных объектов права государственной (коллективной) собственности. Непонятно, как расценивать такую позицию Кабмина, и что он имел в виду, предлагая внести поправки такого содержания в ХК. Если с государственной собственностью все ясно, то с коллективной… поневоле задумаешься. Как могут предусматриваться особенности приватизации того, чего нет в законодательстве, остается загадкой.
Особенность законопроекта в том, что он предлагает законодательно закрепить понятие «коммерческое (фирменное) наименование»: «Буквенное или словесное обозначение субъекта хозяйствования, которое выполняет функцию его индивидуализации (различения) в предпринимательской деятельности».
В соответствие с ныне действующим законодательством предлагается также привести нормы ХК, касающиеся конкуренции. В этой сфере регулирования ХК используются положения закона «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности». А он утратил силу с момента вступления в действие Закона Украины «О защите экономической конкуренции» в 2002 году.
Предлагается также исключить нормы, касающиеся конкурентно-правовых деликтов и ответственности за них. Поскольку в данном случае возникает вид публичных правоотношений, которые, по мнению правительства, не относятся к предмету регулирования ХК, что вполне обоснованно и логично.
Планируемые изменения также касаются сферы договора концессии, приведения в соответствие с ГК нормы ХК о договоре банковского счета, ценных бумаг (самого определения и оборота). Законопроект уделяет внимание вопросам регулирования прекращения предпринимательской деятельности, государственного контроля за хозяйственной деятельностью, регистрации субъектов хозяйствования и другим актуальным вопросам, касающимся противоречий ХК с действующим законодательством.
Прогнозы правительства
По мнению Кабмина, реализация законопроекта не требует дополнительных финансовых и материальных затрат. По прогнозам правительства, принятие законопроекта в результате приведет к согласованию норм ГК и ХК между собой, соответствию норм ХК и Конституции Украины. Основной прогнозируемый результат — усовершенствование правового регулирования отношений в сфере хозяйствования.
Законопроект подан. Наиболее актуальные вопросы противоречия двух кодексов предлагается решить. Последнее слово за Верховным Советом и Президентом. Наверняка этого слова все будут ждать с нетерпением.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…