Независимо от персонального состава нового правительства, парламент, вероятнее всего, будет рассматривать поданный предыдущим Кабинетом Министров Украины законопроект «О заведениях здравоохранения и медицинском обслуживании» (№ 3850). Пока еще никто не предложил ему полноценной альтернативы, а замечания носят частный характер. «Воплощение рыночных механизмов в государственную систему здравоохранения делает ее более эффективной и экономной» — так в общих чертах описывает правительство цель данного законопроекта.
Субъектами хозяйствования в сфере здравоохранения выступают как учреждения здравоохранения, так и физические лица — предприниматели.
Закон предполагает добровольные процедуры аккредитации качества услуг и сертификации систем управления качества. Лицензирование является обязательной процедурой для всех врачей, желающих осуществлять профессиональную деятельность.
В зависимости от формы собственности учреждения здравоохранения образуются как государственные, коммунальные, частные.
Фармацевтическая помощь включает участие фармацевта вместе с врачом в лечебном процессе в части обоснования выбора необходимых лекарственных средств, консультирование и обучение пациента по их употреблению, мониторинг, оценку результатов фармакотерапии и обеспечение ее эффективности и доступности.
При учреждениях здравоохранения может образовываться наблюдательный совет как общественный консультативный орган. Если учреждение здравоохранения предоставляет вторичную (специализированную) и третичную (высокоспециализированную) медицинскую помощь, в нем может быть создан наблюдательный совет, в состав которого входят от 5 до 11 человек (это положение распространяется также и на клинические учреждения и университетские больницы). Данный орган осуществляет общественный контроль за соблюдением прав и обеспечением безопасности пациентов, качеством медицинской помощи (ему можно подавать жалобы на врачей и учреждения).
Не менее 50 % общей численности состава наблюдательного совета должны составлять представители общественных объединений, уставная деятельность которых связана со сферой здравоохранения.
Сеть государственных и коммунальных учреждений здравоохранения функционирует с учетом потребностей населения в медицинском обслуживании. Их штатное расписание формируется «согласно объему медицинской помощи, оказываемой учреждением здравоохранения».
Предполагается переход от содержания государственных и коммунальных учреждений здравоохранения к оплате предоставляемых ими услуг по договорам о медицинском обслуживании населения. Финансовое обеспечение учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь за счет бюджетных средств, осуществляется главными распорядителями бюджетных средств по видам медицинской помощи в соответствии с законодательством путем заключения договоров о медицинском обслуживании населения. При этом применяется метод планирования и оплаты медицинской помощи, ориентированных на результат.
К примеру, планирование и расчет объема финансирования учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, осуществляются за счет местных бюджетов районов (городов) на основе финансирования на одного жителя с учетом средств на финансирование расходов для достижения результативных показателей качества работы учреждения.
Планирование и расчет объема финансирования учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную вторичную и третичную медицинскую помощь за счет государственного и местных бюджетов, осуществляются на основе базовой ставки по количеству пролеченных случаев. Базовая ставка — объем средств, потраченный на лечение среднестатистического пациента от госпитализации до выписки.
Как видим, Закон декларирует необходимость четкого расчета средств. Однако основой всегда будут служить довольно приблизительные показатели (тем более основанные на данных предыдущих периодов).
Планирование и расчет объема финансирования экстренной медицинской помощи осуществляются на основе количества вызовов бригад экстренной (скорой) медицинской помощи и себестоимости предоставляемых медицинских услуг.
Существенными условиями договора о медицинском обслуживании населения являются: предмет договора; вид медицинской помощи, предоставляемой по договору; объем медицинской помощи, оказываемой по договору; объем расходов на обеспечение предоставления качественной медицинской помощи и условия оплаты ее предоставления по договору; результативные показатели деятельности предприятия в сфере здравоохранения, которые должны быть достигнуты в течение срока действия договора; права и обязанности сторон, их ответственность; срок действия договора.
Медицинская практика определяется Законом как вид хозяйственной деятельности, который осуществляется субъектами хозяйствования в сфере здравоохранения с соблюдением установленных законодательством требований с целью оказания медицинской помощи на основе соответствующей лицензии.
Требования к медицинским кабинетам индивидуально практикующих врачей устанавливаются Минздравом.
Врачи общей практики — семейные врачи, которые осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с медицинской практикой, как физические лица — предприниматели могут привлекаться центрами первичной медицинской помощи для оказания такого вида помощи на договорных началах.
Физические лица — предприниматели подают статистическую отчетность о своей деятельности в порядке, установленном для государственных и коммунальных учреждений здравоохранения.
При этом Минздрав разрабатывает и утверждает стандарты медицинской помощи и клинические протоколы для частнопрактикующих врачей.
Законопроект уже назвали уничтожающим мелкий фармацевтический бизнес. Такую точку зрения высказала, в частности, Николаевская областная фармацевтическая ассоциация «ФармСовет». Неприемлемым члены ассоциации считают обязанность фармацевтических работников следить за результатами приема лекарств. «Ни один закон не обязывает потребителя приобретать препараты только в одной аптеке, уведомлять лиц, реализующих лекарственные средства, о результатах и эффективности их применения» — такую мысль высказала руководитель ассоциации Елена Прудникова. Также в ассоциации предполагают конфликт интересов: фармацевты должны вместе с врачами искать путь к лечению пациента «при минимальных расходах». Такое «сотрудничество» завершится не чем иным, как сговором с целью подтолкнуть клиента к покупке определенных лекарств. Возложение таких требований станет основанием для давления в виде проверок со стороны Минздрава.
В то же время Ассоциация городов Украины считает законопроект весьма либеральным, предлагая сделать обязательной аккредитацию субъектов хозяйствования в сфере здравоохранения (независимо от формы собственности). «Предусматриваемая законопроектом добровольность проведения аккредитации субъектов хозяйствования в сфере здравоохранения может поставить под угрозу качество предоставления медицинских услуг населению», — считают в Ассоциации городов Украины.
По мнению представителей ассоциации, важно законодательно закрепить предоставление консультационно-диагностических услуг населению не только консультативно-диагностическими центрами, но и центрами первичной медицинской (медико-санитарной) помощи. Указанные центры являются вспомогательным звеном в процессе лечения, и их отсутствие в организации медицинской помощи первичного уровня существенно усложняет процесс установления диагноза. «Таким образом, создается ситуация, когда для флюорографии, проведения рентгенографии, лабораторных исследований и т.п., которые крайне необходимы для установления диагноза и лечения подавляющего большинства заболеваний населения в городах, пациентам необходимо обращаться в учреждения вторичного уровня», — объясняют эксперты.
Надеемся, законодатели не допустят «гармонизации» противоборствующих интересов за счет здоровья граждан.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…