Юридические фирмы постоянно оперируют огромными объемами информации, генерируют уникальный опыт. Управление знаниями является сейчас неотъемлемым элементом системы менеджмента фирмы, ведь адекватное их использование делает деятельность фирмы более эффективной, сокращая временные и финансовые затраты, ускоряя оказание услуг, повышая качество и помогая достичь желаемого клиентом результата. При этом под «знаниями» понимается как собственно информация (документы), так и опыт юристов, их компетенция, применяемые процедуры, ноу-хау экспертизы и т.д.
Системы управления знаниями в юридических фирмах, как правило, сосредоточены на организации внутреннего документооборота (включая разработку и использование корпоративных унифицированных форм, шаблонов документов, FAQ), а также трансферте уникального опыта. Функционирование внутренней библиотеки как базы «внешней информации» во многих случаях оказывается вне рамок этой системы.
Библиотеки в их классическом представлении (как собрание материальных носителей информации, а также помещение, где они хранятся) утрачивают свое значение — получить доступ практически к любому документу можно онлайн. Вместе с тем поиск нужного файла в массиве непрерывно генерируемой информации усложняется, и наличие систематизированного каталога (любого другого интерфейса) и алгоритмов поиска позволяет организовать работу более эффективно.
Поэтому даже в тех юридических фирмах, где библиотеки играют роль информационного центра, постепенно происходит смещение акцентов от библиотеки как физического пространства к ориентированности на предоставление информационных услуг. То есть в нынешних условиях уместно говорить не о библиотеке юридической фирмы (в той или иной форме она представлена практически повсеместно), а о компетенции «юридического библиотекаря» как аналитического центра и пользе, которую он может принести фирме. Американский юрист Патрик Ламб в статье, опубликованной ABAJournal, размышляет над трансформацией роли библиотекаря в юридической фирме. Отмечая, что сейчас человечество за два дня генерирует объем информации, аналогичный созданному за всю историю человечества до 2003 года, он приходит к заключению, что профессиональные информационные и исследовательские услуги в наше время крайне востребованы. «Юристы, которые проводят большинство исследований в юридических фирмах, не являются специалистами в поиске информации. Они могут хорошо анализировать информацию, но не обучены искать материалы, потребность в которых возникает ежедневно. Поэтому тот, кто эффективно ищет нужную информацию, действительно ценен», — пишет Партик Ламб, добавляя, что «сама библиотека может быть частью прошлого, но роль библиотекаря, если смотреть с этой точки зрения, становится все более критической, поскольку объем информации в мире растет».
Что интересно: изменение представлений о библиотеке и библиотекарях в юридических фирмах созвучно с трансформацией представлений о роли библиотек в обществе в целом. Известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет еще в 1935 году говорил о «новой миссии библиотекарей», которая, по его мнению, состоит в том, чтобы стать «гигиенистом чтения», защищающим читателя от ненужных книг. В то время мысли философа были восприняты крайне неоднозначно. Сегодня же становится ясно, что значение библиотечной работы состоит не столько в предоставлении информации (это с успехом выполнят другие), сколько в сознательном ее отборе. Это особенно актуально для профессиональных и научных библиотек. Концепция библиотеки как хранилища информации постепенно замещается более сложным взглядом на библиотеку как на «лабиринт», «пространство знаний».
Вряд ли найдется юридическая фирма, в которой вообще не будет библиотеки — как минимум можем говорить о собрании книг отдельных партнеров, подарочных изданиях, подшивках периодики, коллекции материалов конференций, профессиональных справочниках и т.д. Но степень использования внутреннего библиотечного ресурса обычно находится на достаточно низком уровне. Как правило, речь идет о ситуативном пополнении библиотеки, несистематизированном и индивидуализированном поиске необходимых данных. В украинских реалиях юрфирмы склонны экономить, и обеспечение функционирования библиотеки отнесено к обязанностям административного персонала фирмы (например, офис-менеджера или секретаря), а использование библиотеки — дело сугубо индивидуальное. Наличие в юридической фирме специального аналитического отдела, ориентированного на предоставление информационной поддержки юристам и администрации, — исключение из правил. Даже оцифровка библиотеки и наличие каталога — редкость. Безусловно, Интернет предоставляет широчайшие возможности для получения информации, но, как представляется, без функциональной библиотеки (или передачи информационной поддержки на аутсорсинг) информационное пространство фирмы будет неполным, чем вполне могут воспользоваться конкуренты.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…